Чак Паланик. Колыбельная

То, что Паланик – автор жёсткий, знала ещё после «Бойцовского клуба». Наверно, поэтому долго присматривалась к «Колыбельной» и не решалась её открыть. Да ещё эта дурная привычка – читать отзывы и мнения на всевозможных ресурсах… Но, как ни странно, книга меня приятно удивила. 
Несмотря не заявленную в анонсе тяжелую тему – СВСМ (синдром внезапной смерти младенцев) – «Колыбельная» оказалась очень глубоким философским произведением и, как это ни странно, депрессивности я в ней не обнаружила. 
Да, стиль автора может покоробить читателя, изнеженного литературными красивостями, привыкшего к всевозможной защите чувств современным «толерантным» обществом. Чак Паланик своего читателя не щадит: он называет вещи своими именами, не смущаясь, описывает физиологическую сторону жизни, да и в выборе выражений не стесняется (потому роман «Колыбельная» и маркирован «18+»). 
В центр сюжета первоначально выводится задание журналисту Стрейтору написать цикл статей о внезапной младенческой смертности, случаи которой встречаются, к сожалению, в медицинской практике, а точнее – о том, как родителям, потерявшим ребенка, найти в себе силы преодолеть это горе и продолжить жить дальше. Намерение редактора благое – помочь людям, но… Исполнитель редакционного задания сам потерял жену и дочь, и эта тема для него оказывается двойным испытанием. 
В ходе расследования выясняется, что во всех семьях, где внезапно умирали дети, родители им на ночь читали «Колыбельную» из книжки – ту же самую, что двадцать лет назад Стрейтор прочитал своей жене и дочери, а наутро они не проснулись... Стрейтор знакомится с Элен Гувер Бойль – успешным риелтором, так же потерявшей сына и мужа много лет назад. Дама достаточно странная: она специализируется на продаже домов с «темным» прошлым и неплохо на этом зарабатывает, недвижимость постоянно меняет хозяев, так как не многим нравится детский плач из стены, кровь, заливающая стены, или отрубленная голова, внезапно скатывающаяся по лестнице. Журналист понимает, что и Элен известна смертоносная тайна «баюльного» стихотворения. Будучи уверенным, что обладание этой тайной несет в себе опасность, он пытается предупредить её об этом. За себя он не переживает, так как уж он-то сможет держать под контролем убийственную колыбельную. Но испытания властью над чужими жизнями не выдерживает он сам, и становится убийцей – сначала нечаянно, а потом уже вполне осознанно, и его пугает та легкость, с которой он может вершить чужие судьбы. Так что теперь уже Стрейтору приходится обращаться к Элен за помощью: как научиться контролировать свои эмоции. Вместе они отправляются на поиски всех экземпляров книги, в которой напечатана «Колыбельная», чтобы остановить цепочку смертей. 
К дуэту главных героев добавляется пара молодых людей: секретарша Элен Мона – начинающая ведьма, мечтающая найти гримуар (колдовскую книгу, в которой собраны самые сильные заклинания) и ее бойфренд Устрица – вегетарианец, ненавидящий людей за то, что те убивают животных и жаждущий заполучить возможность воскрешать умерших. 
Таким образом, роман Чака Паланика переходит из детективно-мистического триллера в философский план: искушение властью и всемогуществом, мера ответственности и возможности изменить мир, неисчерпаемая проблема «отцов и детей», противостояние поколений, и многое, многое другое… 
Эта книга – не легкое приключение, её сложно обсуждать, но, мне кажется, задуматься она заставит каждого. Меня же зацепили слова, ради которых стоило прочитать весь роман: «Джордж Оруэлл ошибался. Большой Брат не следит за тобой… Большой Брат развлекает тебя, отвлекая внимание. Он делает все, чтобы тебя занять. Он делает все, чтобы твое воображение чахло и отмирало… Когда столько всего происходит вокруг, тебе уже и не хочется думать самостоятельно. Ты уже не представляешь угрозы. Когда воображение атрофируется у всех, никому не захочется переделывать мир…» Не хотелось бы, чтобы эти слова стали пророчеством. Так что будем читать, думать, мечтать. И менять мир в меру своих возможностей. 

Паланик Ч. Колыбельная / Пер. с англ.. – Москва : Издательство АСТ, 2008. – 288 с.

Комментарии