Константин Боголюбов «Атаман Золотой»

Книгу Константина Васильевича Боголюбова «Атаман Золотой» сняла с полки дарителей. В аннотации прочитала, что повести в этой книге написаны автором в едином тематическом плане, воссоздают картину жизни старого Урала, борьбы работных людей против угнетателей, воскрешают своеобразный быт Урала, рисуют образы талантливых уральских мастеров. 
Повести созданы по мотивам многочисленных уральских преданий («Атаман Золотой») и на материалах следственного дела, обнаруженного писателем в Государственном архиве Свердловской области («Связанные крылья»). О второй повести я и хочу рассказать. 
На берегу реки Нейвы, недалеко от истока, ранней весной 1762 года остановилось человек десять невьянских заводских служителей и мастеровых во главе с приказчиком. 
- Уветливое место, - сказал приказчик, прищуриваясь от солнца. – Здесь, пожалуй, самое подходящее место завод ставить. Хвалю: добро разведали. 
Так начинается повесть и зарождается Верх-Нейвинский завод, куда приехал дед главного героя Евдокима Бобылева. 
И дед, и отец Евдокима были плотники знатные и сына отдали в учение, продолжать семейное ремесло, но мальчишка оказался очень смышленым, вместе с плотницким делом освоил механику, чертежное искусство наряду с грамотой, математикой. С детства мальчишке машины строить было охота. 
Первая машина, построенная героем повести для выработки долгих железных листов, наделала много шума, доложили в Петербург. 
Трагическая судьба мастера начинается именно отсюда. Начальство не давало продыху работному люду, заставляя работать без выходных, отправляя все больше железных листов с караванами. Начался бунт, когда не отпустили на покосы, а для рабочих это верный голод, скотину кормить нечем. Евдокима взяли, как главного зачинщика. Посадили под стражу, ночью он бежал в Невьянск к родственникам. 
Волею судьбы главный герой попадает на завод в Нижние Серги, где показал, как изготавливать листовое железо. Не думал Евдоким, какая для него получится беда от этой услуги, раскрыл заводскую тайну, даже в мысли не приходило, что это дело секретное, держал путь дальше в Петербург, к господину Яковлеву (хозяин завода) рассказать о своем изобретении, найти заступничество и правду. 
Управитель канцелярии – немец, ему не поверил, не может простой мужик быть механиком, но всё же обещал жалобу хозяину передать, а Евдокима отправил обратно в Верх-Нейвинск. 
По прибытии домой, задумал Бобылев взяться за сооружение паровой машины, чтобы приспособить ее к дощатому производству, думал, это изобретение намного облегчит труд работных людей. Собрал модель, пригласил управителя, но тот сказал, что это всего лишь фокус. Практической пользы нет и быть не может. 
Не стерпел Евдоким, снова написал жалобу господину Яковлеву, в которой писал о том, как придумал план паровой машины, которой в Сибири нет. Жаловался на приказчика: «Савва Зотов делает мне прижимки необычайными работами. Достоинства таланта моего закрывает». Писал и думал уже не только о себе, а и об остальных работных людях, страдающих от несправедливой власти. 
Семейство Бобылевых выселили в Саргу, самого Евдокима посадили в остроги, припомнили ему и Нижние Серги, где он передал секрет дощатой машины. 
Жизненный путь гениального изобретателя закончился на эшафоте, его забили плетьми до смерти, так и не дав расправить крылья. 
Имя Евдокима Бобылева, «резчика и столяра, могущего по планам и мыслям делать модели», принадлежит к числу тем, о ком П.П. Бажов сказал: «Знаменитые мастера были, да в запись не попали». 
Книга очень интересная, рекомендована для школьников старшего возраста.

Комментарии