УРАЛЬСКИЙ ПИСАТЕЛЬ ИЗ МОНЕТНОГО


15 апреля 2020 года исполнилось бы 85 лет со дня рождения нашему земляку Александру Сергеевичу Филипповичу. Родился Александр Сергеевич на Украине. 
С 1940 года жил на севере Урала в семье родственников матери. В рабочем поселке Монетный, ставшим местом действия большинства его произведений, семья поселилась в военном 1943 году: на здешний завод были направлены после эвакуации из Харькова отец и мать будущего писателя. 
Здесь он успешно учился в школе № 10, много читал и спорил о прочитанном с взрослыми коллегами своих родителей, дружил с одноклассниками и ребятами из польского детского дома, пристрастился к охоте и рыбалке, участвовал в постановке пьес драматического кружка, организовал свой кукольный театр, много рисовал, летом с одноклассниками подрабатывал на промывке золотоносных шахтных песков. И всегда, по воспоминаниям знавших его жителей Монетного, внимательно и жадно слушал разговоры, песни, прибаутки, сказки, частушки. Не раз в послевоенные годы собирались родители вернуться в Харьков, но сын категорично заявлял: «Никуда я с Монетки не поеду!» Пришлось семье Филипповичей обосноваться в этих местах навсегда. 
После окончания Уральского политехнического института, А. Филиппович ненадолго покинул уральские края – работал по специальности, как инженер-электрик, на Кузнецком металлургическом комбинате. Вернулся в Свердловск в начале 1961 года и работал в нескольких проектных институтах. 
В Монетный наведывался часто: здесь в доме №21 по ул.М.Горького жили его родители, по здешним лесам и болотам любил побродить с ружьишком, или, подсев на лавочку к мужикам, послушать житейские разговоры, набраться вековой мудрости. Подивится здесь этот талантливый человек краем своим, порадуется его вечности, незыблемости, и тогда бросало его за чистый лист бумаги с повествованием о людях, на которых держится хозяйство страны, о тех, кто делает свое дело, и делает его хорошо потому, что здесь его родина, здесь тысячи глаз смотрят за ним внимательно, и не убежать от этих глаз, да и незачем бежать с раздумьями о подлинных и мнимых ценностях бытия. 
Еще в студенческие годы, как и многие, Александр писал стихи, даже печатал их в областных газетах и многотиражке УПИ, но серьезное увлечение литературой началось уже во время работы в Сибири, откуда привез около десятка первых рассказов. Писал он всегда много и даже жадно, но больше «для себя», как-то все не удавалось Александру ухватить за хвост свою жар-птицу удачи: в то время, когда другие и премий удостаивались за «актуальность» своих произведений, из редакций всех журналов возвращались его произведения с отказами, хотя и не безнадежными. Жилось ему в ту пору хоть и «с перышком от жар-птицы в руках», но нелегко, зачастую и скудно. Но он – сказался настоящий упрямый уральский характер – выдержал это, продолжал много работать. 
И вот, наконец, в 1962 году в журнале «Урал» сначала был напечатан один из сибирских рассказов, а в 1966 – была опубликована уже повесть молодого автора «И день, и ночь солнце» (в поздних изданиях – «Берег») о жизни рабочих крупного завода. Повесть привлекла внимание читателей ярким и точным изображением производственного быта, правдой характеров. После этого несколько рассказов А. Филипповича публикуются в журналах «Урал», «Уральский следопыт», «Октябрь», «Дружба народов», и газетах «Вечерний Свердловск» и «Литературная Россия». 
Понимая, что писательскому делу, как всякому другому, нужно учиться, Александр Сергеевич заканчивает в 1969 году Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Государственном комитете кинематографии. Позже он сам констатировал «С кино у меня не сложилось». 
Начинающий автор предпринимает попытки познакомить со своим творчеством известных, уважаемых им писателей. Вот что вспоминал в 1982 году по этому поводу писатель Виктор Петрович Астафьев: «Много лет подряд, читая рукописи молодых уральских авторов, я с нетерпением ждал и верил, что появится, не может не появиться из богатейшей языковой стихии, из самобытной жизни, из шибко, наконец, потревоженной и подпорченной индустрией, но все еще не потерявшей очарования природы «свой», истинный художник. И вот из стародавнего поселка Монетный, что под Свердловском, стали приходить ко мне рукописи от Александра Филипповича, и я сразу же не то чтобы угадал, а почувствовал: вот оно то, что ждут наши читатели, особенно на Урале. В повестях и рассказах Филиппович, еще сырых тогда, порой неуклюжих по форме, было совершенно точное, осязаемое ощущение «уральского климата». Не квасной провинциальный патриотизм я понимаю под этим, и даже не географическое местонахождение автора, хотя и это очень важно для пишущего человека – быть в центре земли и житейских проблем – однако, прежде всего и главней всего для писателя – строение речи, звучание языка и затем уже абсолютное видение уклада жизни, пейзажа, чувство трудового ритма, который лишь стороннему глазу может показаться вяловатым, полусонным, на самом деле все, что свойственно жизни всей страны, неотделимо от судьбы любого, пусть и задряхлевшего, поселка, неразрывно с судьбой каждого его жителя, молодого или доживающего свой век». 
Так Виктор Астафьев стал для нашего уральского писателя наставником в большой литературе, помогал издавать его самобытные произведения. В 1977 году Александра Филипповича принимают в Союз советских писателей. Его книги «Берег» (1968), «Билет в один конец» (1976), «Моя тихая родина» (1978), Тихий свет» (1980), «Честное слово, я – мальчишка!» (1981), «Река» (1983). «Провинция» (1982) «Стая» (1986), роман «Житие» (1986), изданные на Урале и в Москве, были высоко оценены критикой и тепло встречены читателем. Произведения А.С.Филипповича отмечались премией еженедельника «Литературная Россия», включались в сборник лучшего рассказа года «Рассказ – 77», переводились на иностранные языки. А.С.Филиппович много помогал молодым авторам: он был составителем и редактором сборника «Пробуждение», руководителем литературного объединения Уралмаша. 
Местом действия большинства произведений писателя оставался заводской уральский поселок. Его внешне обыденная жизнь всегда была наполнена яростными столкновениями характеров, разных, а иногда и противоположных нравственных позиций, драматизмом человеческих судеб. Здесь постоянно поверялись вечные духовные ценности, что составляли основу народного бытия. И пусть названия у этого поселка всегда были другие (Крутиха, Копалуха, Ключевск), придирчивые читатели Монетного в каждом персонаже, будь то Тимофей Трофимович или Шурочка, Гилев или Воропаев, узнавали себя или соседей, в каждой мелочи – свои торфяные болота, железнодорожную станцию, стадион, школу, клуб, библиотеку, бараки, тротуары и клумбы. 
Александр Филиппович ушел из жизни в 47 лет, как принято говорить, в расцвете творческих сил. Ему удалось постичь и передать своим читателям главную мудрость бытия. Она в том, что жизнь идет, и будет идти дальше, ставя перед нами все новые и новые проблемы, но неизменны и вечны будет то, чем держится жизнь – природа-мать и труд человека-созидателя. 
В историко-краеведческом музее школы № 10 хранятся рукописи рассказов уральского писателя – выпускника 1953 года. А в библиотеке посёлка есть книги Александра Сергеевича, которые можно прочитать. 
По материалам краеведческого музея школы № 10. 

Гл. библиотекарь филиала№10 Никитина Н.И.


Комментарии