Разбирая старые подшивки из журналов (было у меня такое увлечение в школьно-студенческие годы, когда фантастика была дефицитом), нашла собранную из нескольких номеров журнала «Вокруг света» 1980-х годов повесть Кира Булычева «Город наверху». Не удержалась, начала перечитывать – и «пропала» на несколько часов, до последней строчки.
Удивительно, прошло больше тридцати лет с
момента первого знакомства с этим произведением, но читается оно по-прежнему на
одном дыхании. Вот только внимание теперь обращаешь на те детали, которые
раньше не замечались. И не было горького привкуса от того, что наши сегодняшние
реалии всё больше напоминают сюжет этой повести.
Итак, коротко о содержании. После атомной
войны (или подобной ей катастрофы) люди некой планеты живут в подземельях,
создав государство со строгой иерархической (кастовой) структурой.
На нижних
ярусах обитают самые нищие и бесправные – люди рабочих профессий, обслуживающие
сложную систему коммуникаций (пролетарии), выше – управляющее звено: инженеры,
начальники, силовики, и выше всех – самые всемогущие – Совет Директоров.
Официально объявлено, что наверху жизни нет,
за 200 лет подземного существования полностью вытравлено представление о
поверхности, небе и т.д., Совет Директоров – наследники и потомки тех, кто когда-то
увёл людей под землю – обладают всей полнотой власти; любые сомнения,
вольнодумства, поиски информации о прошлом или размышления о настоящем жестоко
караются. Постапокалиптическое общество, живущее в замкнутом пространстве:
столкновение интересов, борьба одиночки, тирания и подавление любого стремления
к исследованию неизвестного.
«Мир… был в незапамятные времена разумно и
строго устроен богом Редом, вышедшим из красной тьмы, чтобы научить людей
одеваться и освещать себе путь. Бог передал свой волшебный светильник чистым, и
они, движимые благими мыслями, поделились светом со своими младшими братьями.
Они кормили и одевали грязных, давали им работу и наказывали строго, но любя.
Так устроен мир, таким он был вечно и пребудет до того дня, когда Огненная Бездна
заберет к себе своих детей» – такова религия подземного мира, в котором живет
трубарь Крони, главный герой повести. Атмосфера нижних ярусов подземного города
– нищета и вонь, бесправность пролетариев, не могут не заставить сомневаться в
справедливости этого мира. В прослойке интеллигентов-инженеров возникают
нелегальные кружки – Чтения, – в одном из которых состоит и Крони.
Особый талант Кира Булычева, сделавший его
одним из самых популярных писателей-фантастов для детской и юношеской
аудитории, – умение описывать новый мир по ходу удивительных и подчас весьма
стремительных событий, в нем разворачивающихся. Вместе с труберем Крони
читатель проходит по подземным ярусам от тьмы и тайн города Предков до ареста и
допроса с пристрастием в резиденции главного лица государства, и выше – на
запретную поверхность, которой, как считает официальная религия, просто не
существует.
Далее в повествовании появляются люди с
Земли. И здесь на передний план выходит контраст между ними – свободными,
человечными, отважными – и людьми подземелий. Когда я впервые читала «Город
наверху», в далеком уже 1986 году, мне было с одной стороны очень жаль
«неразумных» обитателей подземного мира, которые довели планету и самих себя до
такого состояния, что без посторонней помощи они бы просто погибли. А с другой
стороны – возникало чувство гордости и сопричастности: ведь спасителями
выступали земляне, достигшие высочайшего уровня развития техники и
человечности.
К сожалению, с позиции нашей современной
жизни, мы попадаем в разряд «жителей подземелий», в то время как люди первого
разряда (способные жертвовать собой ради других, спешащие на помощь пропавшему
товарищу) предстают скорее уже недостижимым идеалом человечности.
В то время мне казалось, что одной из целей
повести было показать превращение трубаря Крони в настоящего свободного
человека: эта свобода уже была в нем изначально, не хватало только поддержки,
уверенности и дружеского плеча. Теперь же мне представляется замысел автора
гораздо глубже: Кир Булычев показал два альтернативных варианта развития
общества: это мы сами можем стать или жертвами, или спасителями. Пожалуй, не
смотря на свойственный фантасту легкий язык и динамизм сюжета, приближающий
повесть к приключенческой литературе, «Город наверху», скорее, следует ставить
в один ряд с классическими романами-антиутопиями Замятина, Оруэлла и Хаксли.
Хотя, судя по отзывам, гуляющим по страницам интернета, молодёжь XXI века
совершенно не рассматривает социально-философский аспект произведения,
большинство интересует вопрос «вторичности» сюжета, заимствований идей другими
авторами и т.п. Но не следует забывать, что Кир Булычев – не только детский
писатель-фантаст, он, в первую очередь, профессиональный историк, так что под
внешней легкостью его произведений всегда скрывается «второе дно».
Думай, читатель, думай. Каким будет будущее
твоего земного Города?
Булычев, Кир. Город наверху : фантастическая
повесть (Журнальный вариант) / Рисунки Б. Ионайтиса // Вокруг света. – 1986. -
№№ 7 – 11.
Чечвий Т.С.
Комментарии
Отправить комментарий