«Записки
маленькой гимназистки» Лидии Чарской (настоящее имя автора – Лидия Алексеевна
Воронова, в замужестве – Чермилова) произведение во многом автобиографическое.
Как и героиня повести, Лена Иконина, сама Лидия Алексеевна рано лишилась
матери, а отношения с мачехой не сложились. Эта ситуация в творчестве Л.
Чарской обыгрывается неоднократно.
«Записки маленькой гимназистки» – это история Лены Икониной, рассказанная от первого лица.
После
смерти мамы девятилетняя Лена покидает родной Рыбинск и едет на поезде в
Петербург, в дом своего дяди. Большая дядина семья (кроме самого дяди) поначалу
довольно недоброжелательно и презрительно приняла бедную родственницу:
двоюродные браться и сестры дразнили, в гимназии отношения с одноклассницами
тоже не складывались.
Только
дружба с гимназисткой Анной Симолинь скрашивала жизнь Лены. Но постепенно,
после нескольких случаев, когда Лена из жалости и сострадания взяла на себя
ответственность за проделки одной из сестер – горбуньи Жюли, отношение детей
начало меняться. Первым, кто смог понять Лену, стал младший сын Икониных –
Толик, потом, тронутая благородным поступком девочки по отношению к ней, Жюли
тоже искренне привязалась к ней.
Однажды,
когда Лена ушла из дома, чтобы проведать Никифора Матвеевича (проводника
вагона, в котором она проделала свой путь из Рыбинска в Петербург), она
заблудилась. Была суровая зима и девочка замерзла бы в снегу, если бы не
счастливая случайность. Отец Анны, возвращаясь с охоты, услышал тихий стон.
Девочку подобрали и привезли в их огромный дом. К утру Лена поправилась, и Анна
предложила ей остаться жить у них. Лена согласилась, и они вместе поехали в дом
Икониных попрощаться. Но оказывается, в доме дяди её уже все успели полюбить,
она всем необходима. Анна поддержала решение Лены остаться, потому что здесь
она нужнее.
Таково
вкратце содержание произведения, включенного в список литературы,
рекомендованной для летнего школьного чтения. Казалось бы, странный выбор –
вернуться к повести, написанной более ста лет назад. Однако если внимательно её
прочитать, то окажется, что своей актуальности она не потеряла и сейчас.
Да,
язык повествования для современных детей весьма архаичен, мальчишек наверняка
покоробит от чрезмерной сентиментальности и «сюсюканья». А вот девочкам, скорее
всего, «Записки…» понравятся: в них ярко описаны чувства и переживания героини
(чего очень не хватает в современной жизни, настойчиво диктующей свои эмоции –
сдерживать, чувства – скрывать, переживания – не показывать), здесь много
размышлений о причинах тех или иных поступков персонажей (и это тоже
современным детям, да и их родителям, очень важно).
В
современной детской литературе всё чаще героями выступают дети, оказавшиеся в
«сложной жизненной ситуации»: сироты, инвалиды и т.д. Но и в повести Чарской,
написанной в самом начале XX века, эта проблема уже
поднимается: главная героиня – сирота, одна из её кузин – горбунья, изгой в
своей семье… Находим в этой повести и вечный конфликт поколений: взрослые a priori уверены в правоте своего
мнения, не допускают возможности ошибки и не желают потратить время и силы для
того, чтобы разобраться в истинной причине конфликта. Затронута и тема
«социализации»: как складываются отношения новичка, пришедшего в устоявшийся
классный коллектив. И проблема морального выбора: поступить по совести или «как
все» - тоже раскрывается в этой повести.
Но в
отличие от современных произведений, персонажи Л. Чарской более «душевные» и
«человечные». Среди взрослых больше всё же добрых, любящих и понимающих, чем
чёрствых и «недалёких». Дети, в начале злые и жестокие, в конце концов
понимают, что поступали плохо и неправильно, находят в себе силы и мужество
признать ошибки и измениться. Современные авторы, к сожалению, акцент делают на
индивидуальности главного героя, обособляют и противопоставляют его социуму, и
чаще всего проблема разрешается «уходом» – смена обстановки, места жительства,
окружения, страны и т.д. Главный герой не пытается что-то объяснить миру или
изменить этот мир, а просто отстраняется от него, таким образом, конфликтная
ситуация не разрешается, каждый остается «при своем мнении». Или герой начинает
мстить обидчикам, отвечая ударом на удар, и часто выходит победителем. Но мир
вокруг них лучше от этого не становится, зло порождает только зло. Реально
изменить мир к лучшему может только доброта.
У
Лидии Чарской доминирует неистребимая вера в справедливость, в то, что
противники и недоброжелатели главного героя со временем всё же поймут, что
ошибались и исправятся. То есть победа главной героини – Лены Икониной – в
данном случае не в том, что она могла бы гордо уйти жить в другую семью, где её
«ждёт вечный праздник», а в том, что ей удалось изменить своё окружение и
обрести любящую семью. Этот путь намного сложней: быть там, где ты нужней.
Я
считаю, что повести Лидии Чарской очень вовремя вернулись к своим маленьким
читателям. Но читать их лучше всей семьей, потому что и взрослые найдут в них
много важного и полезного.
Романтические истории для девочек/ Ф. Бернетт, Л. А.
Чарская. – Москва : ЭКСМО, 2009. – 511 с.
Комментарии
Отправить комментарий