Л. Чарская. Записки маленькой гимназистки

«Записки маленькой гимназистки» Лидии Чарской (настоящее имя автора – Лидия Алексеевна Воронова, в замужестве – Чермилова) произведение во многом автобиографическое. Как и героиня повести, Лена Иконина, сама Лидия Алексеевна рано лишилась матери, а отношения с мачехой не сложились. Эта ситуация в творчестве Л. Чарской обыгрывается неоднократно.

«Записки маленькой гимназистки» – это история Лены Икониной, рассказанная от первого лица.
После смерти мамы девятилетняя Лена покидает родной Рыбинск и едет на поезде в Петербург, в дом своего дяди. Большая дядина семья (кроме самого дяди) поначалу довольно недоброжелательно и презрительно приняла бедную родственницу: двоюродные браться и сестры дразнили, в гимназии отношения с одноклассницами тоже не складывались.
Только дружба с гимназисткой Анной Симолинь скрашивала жизнь Лены. Но постепенно, после нескольких случаев, когда Лена из жалости и сострадания взяла на себя ответственность за проделки одной из сестер – горбуньи Жюли, отношение детей начало меняться. Первым, кто смог понять Лену, стал младший сын Икониных – Толик, потом, тронутая благородным поступком девочки по отношению к ней, Жюли тоже искренне привязалась к ней.
Однажды, когда Лена ушла из дома, чтобы проведать Никифора Матвеевича (проводника вагона, в котором она проделала свой путь из Рыбинска в Петербург), она заблудилась. Была суровая зима и девочка замерзла бы в снегу, если бы не счастливая случайность. Отец Анны, возвращаясь с охоты, услышал тихий стон. Девочку подобрали и привезли в их огромный дом. К утру Лена поправилась, и Анна предложила ей остаться жить у них. Лена согласилась, и они вместе поехали в дом Икониных попрощаться. Но оказывается, в доме дяди её уже все успели полюбить, она всем необходима. Анна поддержала решение Лены остаться, потому что здесь она нужнее.
Таково вкратце содержание произведения, включенного в список литературы, рекомендованной для летнего школьного чтения. Казалось бы, странный выбор – вернуться к повести, написанной более ста лет назад. Однако если внимательно её прочитать, то окажется, что своей актуальности она не потеряла и сейчас.
Да, язык повествования для современных детей весьма архаичен, мальчишек наверняка покоробит от чрезмерной сентиментальности и «сюсюканья». А вот девочкам, скорее всего, «Записки…» понравятся: в них ярко описаны чувства и переживания героини (чего очень не хватает в современной жизни, настойчиво диктующей свои эмоции – сдерживать, чувства – скрывать, переживания – не показывать), здесь много размышлений о причинах тех или иных поступков персонажей (и это тоже современным детям, да и их родителям, очень важно).
В современной детской литературе всё чаще героями выступают дети, оказавшиеся в «сложной жизненной ситуации»: сироты, инвалиды и т.д. Но и в повести Чарской, написанной в самом начале XX века, эта проблема уже поднимается: главная героиня – сирота, одна из её кузин – горбунья, изгой в своей семье… Находим в этой повести и вечный конфликт поколений: взрослые a priori уверены в правоте своего мнения, не допускают возможности ошибки и не желают потратить время и силы для того, чтобы разобраться в истинной причине конфликта. Затронута и тема «социализации»: как складываются отношения новичка, пришедшего в устоявшийся классный коллектив. И проблема морального выбора: поступить по совести или «как все» - тоже раскрывается в этой повести.
Но в отличие от современных произведений, персонажи Л. Чарской более «душевные» и «человечные». Среди взрослых больше всё же добрых, любящих и понимающих, чем чёрствых и «недалёких». Дети, в начале злые и жестокие, в конце концов понимают, что поступали плохо и неправильно, находят в себе силы и мужество признать ошибки и измениться. Современные авторы, к сожалению, акцент делают на индивидуальности главного героя, обособляют и противопоставляют его социуму, и чаще всего проблема разрешается «уходом» – смена обстановки, места жительства, окружения, страны и т.д. Главный герой не пытается что-то объяснить миру или изменить этот мир, а просто отстраняется от него, таким образом, конфликтная ситуация не разрешается, каждый остается «при своем мнении». Или герой начинает мстить обидчикам, отвечая ударом на удар, и часто выходит победителем. Но мир вокруг них лучше от этого не становится, зло порождает только зло. Реально изменить мир к лучшему может только доброта.
У Лидии Чарской доминирует неистребимая вера в справедливость, в то, что противники и недоброжелатели главного героя со временем всё же поймут, что ошибались и исправятся. То есть победа главной героини – Лены Икониной – в данном случае не в том, что она могла бы гордо уйти жить в другую семью, где её «ждёт вечный праздник», а в том, что ей удалось изменить своё окружение и обрести любящую семью. Этот путь намного сложней: быть там, где ты нужней.
Я считаю, что повести Лидии Чарской очень вовремя вернулись к своим маленьким читателям. Но читать их лучше всей семьей, потому что и взрослые найдут в них много важного и полезного.
Романтические истории для девочек/ Ф. Бернетт, Л. А. Чарская. – Москва : ЭКСМО, 2009. – 511 с.

Комментарии