"Стоит повернуться к дьяволу спиной, и увидишь путь к Богу…" Данте Алигьери. О романе Эрика Ларсона "Дьявол в Белом городе"


Книга Эрика Ларсона "Дьявол в Белом городе" (Москва: Эксмо, 2018) издана в США ещё в 2003 году, в то время в Америке эта книга была названа бестселлером №1 и получила 11 литературных премий. В России книга увидела свет только в 2018 году, читается она с огромным интересом. Произведение построено на контрасте - классическое противопоставление добра и зла. Противопоставление заложено уже в заглавии, 

Герман Вебстер Маджетт "Холмс"
зло, дьявол - это серийный маньяк, творивший страшные преступления под псевдонимом Холмс, его настоящее имя Герман Вебстер Маджетт. Добро воплотилось в лице создателей Белого города - Всемирной Колумбовой выставки, о которой в первую очередь пойдёт речь в обзоре.
Свои чудовищные дела Холмс совершал в одном из крупнейших городов Америки - Чикаго. Чикаго конца 19 века,  в этот период происходят события романа, был большим промышленным центром. Сюда стекались люди из небольших городов Америки в поисках работы. Промышленность в Чикаго бурно развивалась. В то же время автор пишет, что с мощным становлением прогресса, в городе плохо обстояли дела с экологией. Производственные трубы дымили, от газовых фонарей исходил чад, на улицах постоянно был слышан грохот. Гремели дилижансы, конки, автомобили, во всём этом шуме и гаме гибло, а то и бесследно пропадало большое количество людей.
Для такого монстра, как Холмс, Чикаго представлялось идеальным местом для осуществления его чудовищных планов. Ведь пропавшего человека так трудно найти в городском водовороте. Чикаго был выбран Холмсом ещё вот по какой причине. В 1890-м году городу отдали право проведения Всемирной выставки по случаю очередной годовщины открытия Колумбом Нового Света. До Америки Всемирную выставку проводила Франция в своей столице. Выставка оказалась столь грандиозной, что превзойти её представлялось почти невозможным. Надо ли говорить, какое соревнование шло между городами Америки за право проведения выставки. Чикаго победил в ходе долгой напряжённой борьбы.
Важнейшей сюжетной линией книги Эрика Ларсон  является рассказ о том, как возводилась эта выставка, названная впоследствии - Белый город, а также рассказ о самоотверженных людях, её создававших. Эта интереснейшая часть произведения, звучит  как гимн труду, созиданию.  С темой созидания  контрастирует тема чудовищного разрушения  и уничтожения маньяком  людских жизней. Для своих злодеяний он тоже возвёл здание, в подвальном помещении которого находилось подобие газовой печи. О её предназначении не трудно догадаться. Страницы, в которых рассказано о злодеяниях маньяка очень страшные, к счастью, их не так много, возможно, к неудовольствию любителей триллеров.
Даниэл Бернем
Зато много страниц посвящено архитекторам и строителям выставки. Получить Чикаго приоритет в конкурсе на проведение мероприятия мирового уровня было только началом большого пути. Главным ответственным за возведение Белого города назначили знаменитого в Чикаго архитектора Даниэла Бернема. Он прошёл большой путь от простого служащего до архитектора, заказать проект которому считалось большой удачей. У Бернема всегда был переизбыток заказов, но возможность возглавить строительство грандиозной выставки он воспринял как большую удачу и большую ответственность. В то же время архитектор понимал, что для осуществления ответственного задания необходимо собрать сильную команду.
Джон Рут
Вдохновлял Даниэла Бернема тот факт, что рядом много лет был его лучший друг, тоже выдающийся архитектор - Джон Рут. Друзья создали много совместных проектов, по которым возводились здания не только в Чикаго, но и в других городах Америки. Бернем долго обдумывал состав комитета по строительству выставочных павильонов. Он пришёл к решению, что кроме Рута никого из архитекторов Чикаго не пригласит, грандиозный проект должны осуществлять лучшие архитекторы США. Бернем  остановился на пятерых супер - специалистах.  Дело оставалось за "малым", уговорить эту пятёрку согласиться на сотрудничество. Бернем разослал всем предполагаемым кандидатам письма с приглашением стать действующими участниками строительства выставки. На призыв откликнулись только двое, самые известные и востребованные промолчали. Тогда Даниэл Бернем разослал приглашения всё тем же пятерым коллегам встретиться в Нью-Йорке и ещё раз обсудить возможность совместного участия в строительстве выставочных павильонов. Встреча продолжалась 2 дня, Бернем приложил максимум усилий, чтобы уговорить коллег. Конечно, главным доводом был следующий: не уронить статус не только Чикаго, но и всей страны перед лицом других держав.
Окончательного ответа архитекторы не дали, но согласились на то, чтобы познакомиться с местностью, отведённой для выставки. Это уже было кое-что. Дать окончательное согласие специалистам представлялось сложным ещё и потому, что каждый из них был завален заказами не на один год вперёд. В назначенный день архитекторы приехали, в день их приезда в Чикаго стояло ужасная погода, дул сильный ветер. Как читатель узнаёт из дальнейшего повествования, сильные ветры, особенно в осенне-зимний сезон в Чикаго буквально не утихали. Так что город предстал перед коллегами Бернема в довольно мрачном виде. Осмотр территории, предполагаемой для строительства, занял целый день. После долгих разговоров и обсуждений все архитекторы дали согласие участвовать в возведении города - выставки.
Фредерик Олмстед
Теперь перед Бернемом стояла не менее важная задача, найти ландшафтного дизайнера для художественного оформления выставки. В данном случае сомнений быть не могло, лучшим ландшафтным дизайнером Америки был Фредерик Олмстед, он проявлял чудеса изобретательности при оформлении территорий. Дизайнер, как ведущий специалист в своей области, буквально задыхался от обилия заказов, однако дал согласие на оформлении выставки. Олмстед проживал в Нью-Йорке, был уже очень немолод - 68 лет и страдал многими заболеваниями. У него постоянно болели зубы, мучили депрессия и бессоница. Но, когда Олмстед занимался очередным проектом, то старался не обращать внимание на боль. Что касается выставки, то здесь работа предстояла грандиозная, дизайнерски оформить предстояло не только территорию самой выставки, но и окрестности, прилегающие к ней. Рядом с местом для выставки находилось озеро, поэтому его берега должны были выглядеть живописно.
Строительство Белого города являло собой огромную по масштабам работу. Шли месяцы, а руководитель всей предстоящей деятельности - Бернем никак не мог согласовать проект и проектную смету. Вся эта волокита затянулась на шесть месяцев, так что на возведение выставочных зданий оставалось менее полутора лет. Все проекты павильонов были готовы, оставалось только приступить к работе. Наконец, строительство началось, весь процесс подробно описан Эриком Ларсоном. Когда читаешь эти страницы, испытываешь чувство восхищения по отношению к людям, которые преодолевая огромные  трудности, шли к цели. За время строительства на Чикаго несколько раз обрушивались ураганы, шли бесконечные дожди, не раз строительную площадку буквально смывало водой. Уже возведённые здания рушились, рабочие получали увечья, было несколько смертельных случаев. Ландшафтные работы, произведённые служащими компании Олмстеда, тоже уничтожались стихией. Но, несмотря на отчаяние, вызванное разрушениями, люди начинали восстановительные работы, и главным мотивом в необходимости всё начинать с нуля было стремление не уронить престиж родного города и страны.  Наверное, это и называется словом - патриотизм.
Был ещё один серьёзный момент, даже проблема в презентации миру выставки. Напомню, что главным конкурентом в проведении Всемирной выставки Америка считала Францию. Выставка, которую организовала Франция  в 1900-м году, вызвала восхищение во всём мире. Главной достопримечательностью выставки, проведённой в Париже, явилась Эйфелева башня. Башня и до сих пор является центром притяжения всех туристов. Следовательно, у Чикагской выставки должно было появиться нечто такое, что не уступало бы в зрелищности Эйфелевой башне. Предлагалась масса идей и проектов, но всё казалось слишком мелкими. 
Наиболее интересным являлся проект Джорджа Ферриса, проект  представлял собой колесо, снабжённое множеством кабинок. Колесо посредством электрической тяги приводилось в движение и кабинки совершали полный оборот вокруг оси. Несколько раз проект отвергался, казалось, что основа, на которой держится колесо слишком хрупкая и не выдержит тяжести людей, находящихся в кабинах. Но лучшего проекта никто не предложил, и Феррис осуществил замысел. Надо сказать, что колесо имело огромный успех у посетителей выставки и принесло большой доход. 
Всемирная выставка в Чикаго открылась 1 мая 1893 года, при открытии присутствовали самые статусные персоны страны. На территории в 600 акров были представлены 200 сооружений, каналы и лагуны, люди и культуры со всего мира. За шесть месяцев выставку посетили 27 миллионов человек. На основной выставочной площадке размещались павильоны, главной темой экспозиции которых были достижения науки и техники. На осмотр этих достижений можно было потратить целый день, экспонаты поражали своими техническими возможностями и функциональностью.
Колесо Ферриса презентовали 21 июня 1893 года, прокатиться на нём хотели буквально толпы, успех был ошеломляющий. Но не только павильоны выставки, представляющие собой впечатляющие объекты архитектуры и возведённые из белого камня, восхищали посетителей. Прекрасным было само пространство Белого города: цветы, деревья, растения, живописные беседки создавали живописный фон, на котором отдыхал глаз. Всё это являлось заслугой Фредерика Олмстеда и его компании. Мало того, берега озера, возле которого располагался Белый город, тоже преобразились, благодаря таланту дизайнера. На берегах озера разместились этнографические группы разных стран мира. Некоторые давали представления, развлекающие публику и приносящие менеджерам немалый доход.
Выставка действовала до поздней осени 1893 года, посмотреть её съезжались туристы со всей Америки и из других стран мира. Самое обидное, что по завершении работы Белый город надлежало разрушить, что и было сделано. В мире, где действуют законы предпринимательства, любая площадка должна функционировать и приносить доход. Всемирная выставка свои резервы по привлечению денежных средств исчерпала, надо было уступить место другим.
При чтении книги для меня интересно было следить за довольно драматической историей возведения выставки. Но не менее, а возможно, более интересны были люди её создающие. Я не переставала удивляться их энергии, выдержке, ведь многое, в результате разрушений стихии,  приходилось начинать с нуля. Поражало стремление не подвести город, да и страну в целом. Главными героями в этой истории для меня явились Даниэл Бернем и Фредерик Олмстед. Первый за колоссальную работоспособность, решимость взять ответственность за такое супер ответственное строительство, за умение коммуницировать с людьми, за упорство в движении к цели.
Фредерик Олмстед - за его прекрасный талант, за мужество, весь период создания уникального ландшафта он мучился бессоницей, головными болями, шумом в ушах. Но наступал день и он, отодвинув болезни, продолжал работать. Важно ещё и то, что все герои книги не вымышлены, не изменены даже их имена. В конце книги рассказана судьба каждого из них в поствыставочное  время. У многих она сложилась драматично, у некоторых весьма успешно.
К сожалению, реален и маньяк, взявший псевдоним - Холмс. Автор книги по ходу развития сюжета рассказывает о нём и его страшных злодеяниях. На этом не буду останавливаться, кто прочтёт - узнает. К счастью, дьявол был пойман, но сколько же он унёс жизней!
Эрик Ларсон
В книге Эрика Ларсона нет скучных страниц, прекрасный перевод. Со мной редко такое бывает, но прочитав книгу, мне очень захотелось увидеть Чикаго, город с интереснейшей историей. Любопытно, каков он сейчас. И последнее: в конце книги Эрик Ларсон выражает благодарность всем, кто помог ему подготовить и издать книгу. Заметила, что в последнее время авторы, особенно западные, благодарят за помощь в подготовке книги, думаю, это очень правильно.
Е.Е. Войтинская

Комментарии