Невымышленный роман. О романе Павла Басинского "Посмотрите на меня: Тайная история Лизы Дьяконовой"


Павел Басинский (о его новой книге пойдёт речь) - известный литературовед, литературный критик и писатель. Множество его работ посвящены истории русской литературы, как писатель он знаком читателям романами, жанр которых определяют как  нон-фикшн. Это произведения, основанные не на вымысле, а на фактах. 

Интересны романы-исследования Басинского, посвящённые жизни и творчеству Максима Горького и, конечно, книги, в которых центральной фигурой является Лев Николаевич Толстой. Наиболее известен в ряду книг о Толстом роман "Лев Толстой. Бегство из рая", в 2010 году Басинскому  за это произведение была вручена первая премия в номинации "Большая книга".
В своём новом произведении  "Посмотрите на меня: Тайная история Лизы Дьяконовой", о котором мы будем говорить, писатель остался верен жанру нон-фикшн. Вот выходные данные книги:  Басинский, Павел Валерьевич. Посмотрите на меня: Тайная история Лизы Дьяконовой. - Москва: Издательство АСТ, 2018.
Возможно, читателя удивит такой резкий контраст в ситуации выбора героя. После грандиозных фигур Горького и Льва Толстого история обычной девушки, жившей в России в конце 19 века. Кстати, жизнь её оказалась очень недолгой. В предисловии к роману автор объясняет, чем "зацепила" его история Дьяконовой, история подлинная, отражённая в дневнике героини, который сохранил и опубликовал её брат.
Павел Басинский обнаружил дневник в книжном магазине "Москва" на Тверской, год издания 2004. Как выяснилось, дневник Елизаветы Дьяконовой издавался ещё в 1912 году в издательстве В.М. Саблина, это наиболее полное издание по сравнению с 2004 годом.  Дневник Дьяконовой озаглавлен  - "Дневник русской женщины" и его, по признанию Басинского, он прочитал много раз. Автор книги размышляет, что же так поразило его в дневнике, ведь документов в которых великие женщины запечатлели эпоху, в которой жили, достаточно много. Это и дневник Софьи Андреевны Толстой, и художницы Марии Башкирцевой, ей посвятила свою первую книгу стихов Марина Цветаева, дневник Елены Штакеншнейдер, хозяйки литературного салона 19 века. Дневник Елизаветы Дьяконовой Павел Басинский рассматривает как "портрет русского декадентства".
ДЕКАДЕНТСТВО (франц.-упадок) это - художественное мировосприятие, отразившее кризисные явления европейской духовной культуры последней четверти 19 – начала 20 в. В декадентстве проявились настроения эпохи, наполненной социальными потрясениями. Для многих представителей творческой интеллигенции это было время нравственных разочарований, утраты смысла гражданского долга, появления чувства безысходности. Основные черты декаданса – отрицание общественной значимости искусства, философия индивидуализма, культ красоты. Короткая жизнь Елизаветы Дьяконовой - это цепь разочарований и безысходности, она ушла из жизни в 22 года, казалось бы, это время, когда человек получает наибольшую радость от всего, что его окружает.
В книге Павла Басинского приведены лишь выдержки из  дневника Лизы Дьяконовой, но и по ним можно оценить её литературные способности и образованность.
Основная часть книги "Посмотрите на меня" - это рассказ Павла Басинского  о жизни и судьбе провинциальной девушки, родившейся в Костромской губернии в купеческой семье. Вся её короткая жизнь - это попытка  вырваться из привычных устоев, найти некий высший смысл жизни, найти в ней достойное применение.
В семье Дьяконовых было четверо детей, два мальчика и две девочки, Лиза старшая. Семейная история родителей начиналась благополучно, они были вполне обеспечены материально, оба внешне красивы. Но, как это часто бывает, довольно скоро дела разладились по вине отца. Он был добрым, покладистым человеком, но бесхозяйственным, к тому же любвеобильным. Для него любовь к женскому полу закончилась весьма печально, он подхватил дурную болезнь, которую стыдился лечить, и довольно скоро умер. Семья вынуждена была жить весьма скромно, тем не менее все дети получили образование - окончили гимназию.
Главной мечтой Лизы была надежда на продолжение  учёбы. В этой девушке поражает упорство в достижении цели, при том, что в описании Павла Басинского она не предстаёт какой-то уж очень сильной натурой. Возможно, её целеустремлённость в учёбе связана с тем, что думать о личной жизни Лиза себе запретила. Она считала себя некрасивой и к тому же в союзе мужчины и женщины  видела неоправданную подчинённость женщины. Её возмущало, что мужчина до женитьбы может познать вкус интимной жизни, а вот женщина должна быть целомудренной. Этим умозаключениям Дьяконовой способствовали книги, она много читала, её кумиром был Лев Толстой,  чтение и природный ум  способствовали анализу самых разных сторон жизни.
Окончив гимназию, Лиза решает продолжить образование, самым достойным вариантом были Высшие женские курсы в Петербурге, они известны как Бестужевские. Они были открыты в 1889 году, преподавали на курсах   выдающиеся учёные того времени, а среди студенток можно назвать Любовь Менделееву - жену Блока, будущих писательниц О.Форш и А.Караваеву, сестёр Ленина - Анну и Ольгу, Н.Крупскую. Но учиться на курсах могли девушки, достигшие 21-го года, Лизе не хватало нескольких лет. К тому же её мать была в ужасе от планов старшей дочери, в её программе значилось  её успешное замужество. К Лизе мать относилась прохладно и "сбыть" дочь законному мужу было её мечтой.
Героине романа пришлось пройти множество инстанций, собрать огромное количество бумаг, добиться встречи с высокопоставленными чиновниками, чтобы стать студенткой курсов. Автор романа отмечает, что практически все должностные лица проявляли сочувствие к девушке, старались оказать помощь.
Занятия на курсах в книге описаны подробно, приводятся и выдержки из дневника Дьяконовой. Она внимательно слушает,  подробно анализирует лекции преподавателей, рассказывает о них в письмах братьям. Она относится к лекциям очень ответственно, много занимается в общежитии, от общественной жизни, в которую вовлечены многие слушательницы курсов, Лиза далека. Многие студентки в ходе участия в различного рода оппозиционных собраниях и акциях знакомились с молодыми людьми, часто эти знакомства приводили к семейным союзам. Лиза видела в этих браках не столько стремление девушек разделить революционную деятельность избранников, сколько закрепиться в столице. После окончания курсов студентки из провинции должны были вернуться домой и учительствовать в местной школе, а им этого совсем не хотелось.
Дьяконова за время учёбы ни с кем из сокурсниц не сдружилась, её это волновало. Лиза пытается сойтись с кем-то, но дружбы не получается. В этом проявляется склонность к одиночеству, что связано с особым устройством нервной системы, печальное наследие отца не прошло стороной. К сожалению, болезнь прогрессировала, Лизу мучили головные боли,  она не могла сосредоточиться на учёбе. Пришлось на какое-то время оставить учёбу и лечиться. Находясь в клинике и наблюдая работу медсестёр, которые все силы и время посвящали больным, Дьяконова задумалась о своём невнимании к людям. Ещё она, возможно впервые, по-новому оценила своё решение об отказе устройства личной жизни. Её любимая сестра Валя предпочла учёбе замужество, двоюродная сестра Мария Оловянишникова, дочь владельца литейных заводов полюбила и тайно обвенчалась с бедным студентом Юргисом Балтрушайтисом, впоследствии известным поэтом.
Дьяконова хочет перемен  своей жизни не только внутренних, но и внешних. Одним из шагов в этом направлении стал визит в фотоателье известного мастера фотографии Елены Мрозовской. Мрозовская предложила заказчице сделать фото с распущенными волосами. Как считает автор книги, "фотография Елизаветы Дьяконовой, сделанная в ателье Мрозовской, это безусловный шедевр". В книге есть это фото, как и множество других. Сама Дьяконова считала, что фотография выражает её духовную сущность.  Впоследствии именно её роскошные распущенные волосы будут привлекать мужчин.
Главное, что смущало Елизавету в ситуации мужчина и женщина - это неравенство их положения. Вот отрывок из её дневника: "Мужчины могут строить широкие планы и мечтать о будущем, им принадлежит политическая власть. Мы же можем двигаться только узкими, ограниченными путями, у нас нет дороги к власти, мы - существа без прав".
При таком прогрессивном видении ситуации относительно прав мужчин и женщин удивительно, что Елизавета Дьяконова почти не принимала участия в общественной жизни Бестужевских  женских курсов. Павел Басинский приводит в книге ряд эпизодов протестных выступлений студенток и они довольно впечатляющи.
Но для героини книги не свойственно было находиться вместе с массой, при осознании своей внешней невзрачности она хотела, чтобы в ней видели личность, отсюда и название книги - "Посмотрите на меня". Эти слова звучат рефреном в романе.
Как может женщина, живущая в царской России получить достойные права и даже политическую власть? По мнению Дьяконовой первым шагом к этому должно стать обретение правовых знаний, которые можно получить, обучаясь юриспруденции.  В России того времени это было запрещено, в юридической сфере женщина работать не имела права. Лиза обошла многие инстанции и кругом слышала отрицательный ответ. Для Дьяконовой остаётся единственный выход: ехать заграницу, где женщина могла получить юридическое образование, Лиза выбирает Францию, Париж.
В качестве отступления  замечу: в романе не совсем прояснён вопрос, окончила ли героиня Бестужевские курсы. К тому же на протяжении всей книги возникал ещё и такой вопрос, какими средствами располагала Дьяконова, учась и живя в Петербурге, затем в Париже. К тому же она ещё и лечилась в платных клиниках. Это не праздный вопрос, интересно, как финансовая ситуация  разрешалась в дореволюционной России, когда семья не могла помогать материально.
Жизнь и учёба в Париже, в Сорбонне - это, пожалуй, наиболее впечатляющая глава в жизни Елизаветы Дьяконовой. В Париже она проживала в недорогом пансионе, самым большим неудобством было то, что помещение плохо отапливалось (европейская экономия). Об учёбе девушки в Сорбонне автор почти не пишет. Как таковой учёбы у Елизаветы не получилось по причине проблем с нервной системой. Она обращается к врачам, в результате Лизе рекомендуют одну из ведущих клиник, занимающихся неврозами. В клинике она попадает на приём к некому Ланселе, он даже не врач, интерн, но он ученик самого Шарко, изобретателя лечебного душа. Визит к Ланселе стал поворотным не столько в излечении Дьяконовой, сколько в её душевных переживаниях. Собственно, ничего необычного он ей не сказал, по его мнению спасение надо искать не столько в лекарствах, а в том, чтобы избавиться от одиночества. По его мнению, жизнь в Париже для вновь приехавшего одинокого человека тяжела, он посоветовал пациентке вернуться домой к родным. В ответ с Лизой случилась чуть ли не истерика, она неожиданно для себя рассказала врачу всё о ситуации дома, даже о болезни отца. Ланселе всё выслушал, не прерывал и по ходу рассказа, как мог, успокаивал пациентку. Как пишет Павел Басинский, Ланселе оказался первым человеком, кому Лиза излила душу и осознала, врач прав, всё дело в её одиночестве.
Случилось то, что не происходило в течении ряда лет, Елизавета Дьяконова  влюбилась. Впоследствии она будет искать повод попасть на приём к Ланселе, изменит отношение к своей внешности, например, распустит свои роскошные волосы, приобретёт новые наряды. Врач никогда не отказывал ей в записи на приём, вёл себя очень корректно, но никакого интереса к ней, как к женщине, не проявлял. В романе описан ряд ситуаций, в ходе которых Елизавета пыталась обратить на себя внимание, некоторые весьма экстравагантные.  Наконец, в один из визитов Ланселе вполне конкретно дал понять своей пациентке, что никаких отношений, кроме как медицинских между ними быть не может. Вскоре прошёл слух, что молодой врач женится на дочери своего руководителя. Для Елизаветы это был удар, в Париже ей больше нечего было делать, учиться она не могла, а находиться в городе, где жил её кумир тоже не было сил. У Дьяконовой в Париже образовался круг поклонников, но её интересовал только один человек.
Из Франции Елизавета Дьяконова уезжает в Австрию, в Тироль, этот горный курорт пользовался популярностью у русской аристократии. Австрия выбрана не случайно, там в курортном местечке отдыхает уже упоминаемая двоюродная сестра Лизы - Мария Оловянишникова вместе с матерью и мужем Юргисом Балтрушайтисом. Приезд родственницы был для Оловянишниковых полной неожиданностью.  Лиза весьма мало рассказала о себе, буквально на следующий день выразила желание идти в горы. Её усиленно отговаривали, но бесполезно, она отправилась в горы во второй половине дня довольно легко одетая. Дьяконова не вернулась ни к вечеру, ни на другой день, человек пропал. Последним её видел пожилой крестьянин, его домик находился в начале горного подъёма, к нему туристы заходили выпить молока с куском свежего хлеба. Начались поиски, их возглавил Балтрушайтис, в ходе поисков он вспоминает историю знакомства с Лизой. Благодаря  этим воспоминаниям мы знакомимся с рядом эпизодов из жизни поэта, что тоже небезынтересно.
Елизавету Дьяконову искали месяц, в конце концов её, вернее её тело, обнаружил тот же крестьянин, к которому она заходила подкрепиться. Она была совершенно обнажённая, а рядом находился узел с её одеждой. Вскрытие не обнаружило следов насилия, скорее всего Дьяконова добровольно ушла из жизни, это произошло в начале августа 1902 года.
Такова реальная история Елизаветы Дьяконовой. Самое ценное в этой истории, что после неё остался дневник, в котором достаточно подробно описаны события жизни. Это не только документальное свидетельство жизни одного человека, но и эпохи. Здесь уклад и нравы купеческой семьи на рубеже 19-20 веков, развитие образования России - Высшие женские курсы (Бестужевские), общественная жизнь России на переломе эпох, Франция, Париж этого же периода, когда есть возможность сравнить российский и западный уклад жизни.
Дневник Дьяконовой издавался несколько раз, следовательно, вызывал интерес у читающей публики. У Павла Басинского получился не просто пересказ дневника, но анализ жизни молодой неординарной девушки в интерьере эпохи. Не будет преувеличением сказать, что книга "Посмотрите на меня" не только увлекательное, но и познавательное чтение.
Е. Е. Войтинская

Комментарии

Отправить комментарий