Роман современного
американского писателя Джонатана Франзена "Безгрешность" интересен,
прежде всего, своим необычным сюжетным построением. Роман состоит из 7 глав, каждая глава на
первый взгляд представляет самостоятельную новеллу со своими героями и
событиями, но как впоследствии оказывается и герои и события связаны между
собой.
Осторожно - Спойлер!
В романе есть и главная героиня
с очень замысловатым именем - Пьюрити, которое как раз и переводится как
безгрешность. Сама героиня ненавидит своё имя и в тексте она фигурирует в
сокращённой форме этого имени - Пип. Возможно, имя Пьюрити так героине не по душе, что её жизненная
позиция, поведение, пожалуй, ни в чём не совпадают с полным именем.
Пип воспитывалась в неполной
семье, кто её отец она не знает и не может добиться от матери какой-либо
информации. С матерью они очень привязаны друг к другу, что не мешает девушке
жить и работать в другом городе. Мать как раз не очень рада этому
обстоятельству, постоянно звонит дочери, жалуется на болезни, просит почаще её
навещать.
Пип по профессии журналист,
работает в одной из компаний Денвера, которая занимается сбором информации и
выпуском ряда изданий. Кстати, глава компании
русский, по имени Игорь, внешне он очень красив и наша героиня не прочь
завести с ним любовную интрижку. Но он, как огня боится скандала, к тому же он
семейный человек. Видимо, это моё предположение, во время написания романа тема
харассмента ещё не была столь популярной. Бытовые условия у Пип весьма
скромные, она снимает комнату в многонаселённой квартире, там проживает не
менее 6-7 человек. В одного из жильцов - Стивена Пип влюблена, но он женат и
искренне любит свою жену, что не мешает супругам без конца ссориться. В конце
концов, жена уходит от Стивена к другому, но для Пип, как выясняется, никаких
шансов на взаимность со стороны Стивена нет.
Девушка в отчаянии и решает в
корне изменить свою жизнь, уйти с работы, уехать из Денвера, но куда? Всё решил
её разговор с Аннагрет, красивой немкой, которая временно живёт в одной
квартире с Пип. Имя Аннагрет ещё не раз всплывёт в романе. Аннагрет уговаривает
соседку по квартире поехать в Южную Америку, чтобы устроиться на работу к
некому Андреасу Вольфу, которого считают Робин Гудом интернета. Аннагрет выступает в роли некого вербовщика в
фирму Вольфа. Как выяснится впоследствии его фирма с романтическим названием
"Лунный свет" занимается совсем не безобидными вещами. После довольно
непростого разговора с матерью, а также переписки с Вольфом Андреасом, полной
своеобразного юмора Пип решается на переезд.
Казалось бы, следующая глава могла
бы развивать сюжетную линию по пребыванию героини в Южной Америке. Но
неожиданно автор переносит читателя в
Восточную Германию 70-80-х годов, политическое устройство которой было создано по
лекалам Советского Союза. Эта глава имеет говорящее название - "Республика
дурного вкуса" и в ней мы знакомимся с Андреасом Вольфом периода его
молодости. Родители Андреаса были очень влиятельными людьми, они занимали
высокие посты в политической структуре Восточной Германии. Но высокий уровень
жизни семьи никак не отражался на взаимоотношениях домочадцев. Как понял со временем Андреас мать постоянно изменяла мужу
и он это знал, но прощал ей. Андреас, не смотря на то, что его родители были
прочно встроены в систему страны, прекрасно понимал всё происходящее, понимал,
что Восточная Германия - тоталитарное государство со всеми вытекающими.
Андреас рано ушёл из дома, ушёл
в церковь, там его миссией было проводить групповые и личные собеседования с
подростками, он давал советы, как избавиться от сексуальной неразборчивости,
алкогольной зависимости, стать более полезным членом общества, которое, по
словам автора, он презирал. Молодой человек был очень красив, образован и
совершенно покорял женскую часть воспитуемых. Франзен пишет: "Девушки чуть
не в очередь выстраивались у его двери, чтобы отдаться ему". Андреас не
отказывал лишь тем, кому было больше 15-ти.
Со временем работа в роли
воспитателя стала утомлять молодого человека, и он отошёл от этой миссии, хотя в
церкви остался. Но как-то раз к нему с просьбой обратился викарий, просил
поговорить с девушкой, которая уже несколько дней безвыходно находилась в
церкви. По словам викария, девушка была совсем молоденькой и очень красивой, ни
на какие вопросы, обращённые к ней, она не хотела отвечать. После
продолжительных уговоров Андреас согласился, в церкви он увидел девушку поразительной
красоты, чтобы разговорить её Андреасу понадобилось несколько дней. Наконец, она назвала своё имя - Аннагрет(мы
уже с этим именем встречались в первой главе). Её история оказалась банальной,
но для самой Аннагрет ужасной, её
домогался отчим.
После долгих бесед и встреч
Андреас безумно влюбился в девушку. Обсуждая проблему Аннагрет, молодые люди
пришли к выводу, что единственным средством прекратить домогательства отчима
является избавление от него. Андреас это и осуществил, отчима Аннагрет заманила
на дачу, принадлежащую родителям Андреаса, и тот убил преследователя.
Молодым людям тоже суждено было
расстаться. Каким-то поразительным образом полиция Андреаса не вычислила или
просто не дали ход делу. В это время в
Восточной Германии происходили большие перемены, разрушение Берлинской стены,
глубокие социальные и политические катаклизмы. Народ вышел на улицы, чуть не
каждый день шли выступления и демонстрации, однажды среди демонстрантов Андреас
увидел Аннагрет, ему даже удалось подбежать к ней, но девушка не захотела
общаться. Как до Аннагрет не добралась полиция, что случилось с её матерью, об
этом автор предпочёл умолчать.
Для Андреаса это время глубоких
личных переживаний, как и для его родителей, но их личные переживания связаны с
концом партийной карьеры, а значит, утраты профессии, а для Андреаса это
благодатное время перемен. Рушились не только стены, но и жизни ряда людей, а для многих это было время
возрождения.
В следующей главе писатель
вновь возвращает нас в Денвер и знакомит с очередными действующими лицами
романа, с журналисткой Лейлой, журналистом и писателем Томом. Лейла занимается
журналистскими расследованиями, связанными с политикой, Том руководит отделом
расследований. Автор знакомит нас, правда, довольно поверхностно, с рядом расследований,
проводимых Лейлой. Каким-то загадочным образом в их отделе работает и известная
нам Пип. Причём Лейла очень благосклонна к девушке.
Как выясняется Лейла и Том
состоят в гражданском браке, у обоих это вторая семейная история. До Тома Лейла жила с писателем по имени Чарльз
Бленхайм. Лейла была студенткой его курса и в своё время увела его от жены,
причём Чарльз оставил не только жену, но и двух дочерей.
Союз Чарльза и Лейлы был хорош
до той поры, пока у Блейнхайма не начал пробуксовывать его новый роман.
Произведение создавалось тяжело, медленно, а его автор в быту стал невыносим. В
какой-то период Лейла нашла ему замену в лице Тома Аберанта, и всё бы в новом
для Лейлы партнёрстве было хорошо, но случилось несчастье. Чарльз попал в
аварию, управляя мотоциклом, и оказался почти прикованным к постели. Лейла не может оставить его в таком состоянии
и поэтому живёт на два дома, что, в свою очередь, очень раздражает Тома.
Вот в этот непростой для семьи
момент Лейла вдруг решает предложить Пип пожить в их доме. Как уже упоминалось,
девушка нравится ей, к тому же она талантливая журналистка. Но очень скоро
Лейла начинает жалеть о том, что пригласила молодую особу, так как Том проявляет
к девушке повышенный интерес. В одном из совместных разговоров выясняется, что
Том одно время жил и работал в Восточной Германии. Скажу сразу, этот момент его
биографии окажется важен.
У Лейлы продолжаются
командировки, как-то ей предстоит недели на 2 уехать в Вашингтон, Том и Пип
остаются вдвоём. Лейла находится в командировке, но очень часто её беспокоят
мысли об оставленных вдвоём муже и девушке. Вернувшись из Вашингтона, Лейла с
удивлением застаёт мужа одного, по его словам Пип тусуется со своими
ровесниками. У Лейлы и Тома происходит довольно напряжённый разговор, в результате
которого муж высказывает сенсационное
предположение, по его мнению Пип - это его дочь от первого брака, от некой
Анабел. Уж очень много общего между ней и матерью, впоследствии читателю
предстоит понять, почему Том ничего толком не знает о своей дочери.
Далее эта сюжетная линия
обрывается и, наконец, мы в Южной
Америки, в Боливии, в местечке Лос-Вольканес на ферме "Лунное
сияние". Это вотчина Андреаса Вольфа, где собраны специалисты - айтишники.
Персонал смешанный: молодые люди и девушки. Все молоды и в большинстве своём
хороши собой, в эту команду и вошла Пип. Весь коллектив безоговорочно
подчиняется руководителю, можно сказать, боготворит его, но между собой
сотрудники контактируют мало. Пип тоже ни с кем не сближается, исключение
составляет красавица Коллин, у неё блестящее образование, она "правая
рука" Вольфа, к тому же влюблена в него.
Команда Вольфа работает над
большой компьютерной программой под названием "Солнечный свет", но
каждый участник посвящён только в тот её раздел, который доступен лишь ему.
Сама резиденция, если её можно так назвать, называлась фермой, потому что её
главным офисом был амбар, всё это располагалось в живописной местности,
неподалёку от джунглей. Пьюрити быстро сблизилась с Андреасом, между ними
возникли чувства, выходящие за рамки служебных. Для девушки это было
удивительным, ведь она была старше остальных сотрудниц и уступала им внешне. Отношения между Андреасом
и Пип не остались незамеченными для окружающих, особенно остро прореагировала
единственная подруга Пип на ферме - Коллин. Она была влюблена в Вольфа, а он не
отвечал ей взаимностью, в результате Коллин покинула "Лунное сияние".
Шло время, и как-то раз между
Вольфом и Пип состоялся деловой разговор. Он предлагал ей вернуться в Денвер и
устроится на работу в редакцию, которую возглавлял Том Аберант и в служебной
электронной почте открыть приложение, которое Вольф пришлёт. Надо сказать, что
между Пип и Андреасом были более, чем доверительные отношения, он даже
рассказал ей о преступлении, которое совершил в молодости. Пип была вторым
человеком, перед которым Вольф раскрылся, а первым был никто иной как Том
Аберант.
В романе сюжетная спираль
раскручивается постепенно и позже читателю предстоит узнать, как познакомились
Том и Андреас. Таким образом, Пип оказалась в редакции Тома и Лейлы, но она
даже представить не могла, что поселится ещё и в их доме. Приложение в своей
служебной почте она открыла, т.е. всё это можно было назвать не иначе как
хакерство. Но всё не прошло так уж гладко, Аберант со временем приложение обнаружил
и между ним и девушкой произошёл тяжёлый разговор, в ходе которого Том проявил
себя не только корректно, но даже не выставил Пип из дома, заручившись обещанием, что приложение будет удалено.
Читатели романа уже привыкли,
что авторским решением логика повествования сломана. Вот и на сей раз Франзен
уводит нас из дома Тома Аберанта в его далёкое прошлое, во времена его
молодости, когда он познакомился со своей первой женой Анабел Максвелл. Она
явилась в редакцию, где работал Том выразить возмущение по поводу статьи,
описывающей её более чем странный поступок. Дело в том, что будучи студенткой,
она улеглась нагая в кабинете декана, накрывшись (почему-то) масляной бумагой.
Разговор получился резкий, но на Тома девушка произвела впечатление. До встречи
с ней у него не было опыта общения с противоположным полом, девушки мало
обращали на него внимание.
После происшедшего инцидента
молодые люди стали встречаться, Том влюбился в Анабел со всей страстью. Она
оказалась дочерью богатого отца, но никаких денег брать у него не хотела, она
презирала его, к тому же считала, что он своими изменами довёл жену до пьянства
и наркомании, а потом и до смерти. Сама Анабел училась искусству кино и мечтала
снять выдающийся фильм. Её фантазии не шли дальше, как съёмки отдельных частей
человеческого тела. Заранее можно сказать, что весь период довольно долгой
совместной жизни с Томом она будет снимать на плёнку одно и тоже, в то время
как Аберант успешно продвинется в области журналистики. В отношении отца Анабел
останется верна своим принципам: никогда не брать у него денег, хотя тот
предлагал деньги не только ей, но и Тому. Аберанту в конце концов надоела эта
странная семейная жизнь, в их семье не было устроенного быта, не было и
нормальных супружеских отношений. Мать Тома с самого начала являлась
противницей брака, её история тоже приводится в главе. Кстати, глава
озаглавлена как некий код, в котором присутствуют буквы и цифры, возможно, это
пароль к какой-то загадке?
Самое парадоксальное в истории
Тома и Анабел состоит в следующем, после развода между ними какое-то время
продолжались отношения. Не случайно глава начинается со слов: "Мой роман с
Анабел начался сразу же после того, как мы развелись официально". Их
по-настоящему последняя встреча закончилась тем, что Анабел вынудила Тома
заняться любовью, не предохраняясь. После этого она исчезла и слова Тома
Аберанта звучат так: "Я никогда не переставал думать, где Анабел и жива ли
она".
Только ближе к концу романа в
главе "Убийца" мы узнаём, при каких обстоятельствах познакомились Том
Аберант и Андреас Вольф. Это случилось в Восточной Германии времён политических
перемен. Аберант приехал в эту страну как журналист, чтобы присутствовать при
переменах, происходивших в недавней социалистической стране и, конечно, написать
ряд статей на основе увиденного. С Вольфом он познакомился в одном из баров
Берлина, он обратил внимание на интересного яркого молодого мужчину, сидящего в
свободной раскованной позе. Мужчина пристально смотрел на экран, где показывали
его, Вольф уже стал в ту пору в Германии
известной личностью, благодаря своим диссидентским взглядам. Тем более всем
было известно из какой он семьи и это ещё больше подогревало интерес к нему. С
Томом они сошлись быстро, Андреаса привлекали американцы своей раскованностью и
своеобразным юмором. В свою очередь, Аберант, будучи журналистом мог разговорить людей. Общение новоявленных
знакомых оказалось настолько активным, что они провели вместе целый день. Из
разговоры зашли настолько далеко, что Андреас решился признаться новому
знакомому в некогда совершённом преступлении и в том, что угроза разоблачения висит над ним
до сих пор, т.к. тело захоронено в саду загородного дома его родителей.
Том проникся к новому знакомому
таким сочувствием, что вызвался помочь в перезахоронении, что они на следующий
день под покровом ночи и совершили. После этого в Томе что-то душевно
надломилось, он понял, что после содеянного больше не хочет видеть Вольфа и
отказался на предложение вновь встретиться. Более того, Андреас пытался завязать
с Аберантом переписку и даже навестить его в Штатах, но Том отвечал неизменным
отказом.
Надо сказать, глава несёт в
себе мощную психологическую нагрузку, автор от лица своего героя Андреаса
Вольфа размышляет о том, что человек, совершивший тяжкое преступление уже до
конца жизни сохраняет в себе этот синдром. Вольф, спустя много лет после
содеянного, это понял. В нём проснулся Убийца, когда он преследовал репортёра,
снимавшего его на даче криминального авторитета Тэда Милликена. Вольфу никак нельзя было светиться, у него
имелся весьма позитивным бэкграунд в обществе и бизнесе. Только прибегнув к долгим уговорам,
ему удалось уговорить репортёра не публиковать снимки, в противном случае Вольф
мог пойти на большее.
Перед читателем Андреас Вольф
предстаёт совсем иным человеком, каким он представлялся в начале повествования.
Он циничен, готов при необходимости пойти на преступление, не чужд
криминального бизнеса. В этой же главе выясняется, что какое-то время он
состоял в браке с красавицей Аннагрет, из-за которой совершил преступление. Но
Вольфа хватило не больше, чем на три года. Кроме красоты в Аннагрет не было
ничего, способного его заинтересовать.
Деньги на проект в Южной
Америке, в Боливии дал криминальный авторитет, он примерно обрисовал, что
должно чисто внешне представлять это место: "симпатичные женщины,
запчасти, козы и куры", т.е. настоящая Ферма. На Ферме процветало
хакерство и много прочего завуалированного, всё естественно маскировалось под
благопристойность.
После того, как ситуацию с
фоторепортёром удалось замять, Вольф на какое-то время успокоился, занялся
привычными делами, пока ему на глаза не попалось интервью некой журналистки
Лейлы Элу одному из ведущих изданий. Она говорила о хакерстве, о наиболее
крупных персонах, которые за этим стоят и называла в их числе реально существующего Джулиана
Ассанжа и руководителя проекта
"Солнечный свет" Андреаса Вольфа. К тому же, журналистка намекала на
"грязные секреты", которые имеются в биографии Вольфа. Это интервью
не на шутку встревожило нашего героя, он решил провести расследование по поводу
личности Лейлы Элу. Это заняло немало времени, но Вольф узнал многое: о связи
Элу и Тома Аберанта, о первой жене Тома - Анабел Максвелл, о причине её
внезапного исчезновения. Это исчезновение оказалось связанным с рождением
дочери, которую мать назвала Пьюрити. Вольф даже нарыл фото сегодняшней Анабел,
в немолодой, потускневшей женщине трудно было узнать прежнюю Анабел. Вольф
нашёл и фото Пьюрити, их было немало в Сети, сходство с Аберантом оказалось
явным.
Теперь главной мыслью Вольфа
было уничтожение Аберанта, хакерщик страшно боялся разоблачения. Он отправил
письмо Тому со всякого рода угрозами, среди них был намёк на раскрытие тайны
отцовства Тома.
Практически в конце романа
читатель вправе опасаться за жизнь Аберанта, но всё заканчивается неожиданно.
Том приезжает в Боливию, находит ферму "Лунный свет" и происходит его
встреча с Вольфом. Условия Аберанта: Вольф больше никогда не встречается с Пип,
стирает всю информацию, извлечённую из компьютера Аберанта, не оставляя никаких
копий. Иначе Том пригрозил, что выдаст Андреаса полиции и даже покажет место
перезахоронения человека, убитого Вольфом. После этого состоялась ещё одна
встреча, её финалом стало самоубийство Андерса, в нём жил постоянный голос
Убийцы, с которым Андреас Вольф больше не мог сосуществовать.
Автор не мог закончить роман на
такой минорной ноте и оставить читателей в неведении: что случилось с
остальными героями книги. Поэтому из последней главы "Стук дождя" мы
узнаём, что судьба героини Пьюрити сложилась неплохо. Она, конечно, очень
переживала по поводу гибели Вольфа, но в результате нашла своё счастье с
человеком, в которого была влюблена до Вольфа, с Джейсоном. К тому же, как
выяснилось, Пип наследница огромного состояния, его завещал её дедушка и отец
матери - Максвелл. Мать никогда не хотела пользоваться этими деньгами, считала
их грязными, но Пип не была столь щепетильна и сумела убедить мать принять
наследство. Самого большого труда девушке стоило добиться встречи отца и матери
- Тома и Анабел.
В целом роман Джонатана
Франзена интересно читать: непредсказуемое построение сюжета, ловко закрученная
интрига, неожиданный поворот событий. В
романе сплелись политика, любовь, компьютерное хакерство, реальные и
вымышленные имена и события. К тому же западный роман всегда интересен
отражением жизни другой страны, менталитета людей и сходного и в то же время очень отличного от российского.
Для меня книга современного
американского писателя Джонатана Франзена, "Безгрешность" первая, по которой я
познакомилась с творчеством писателя. Каков вывод: писатель меня заинтересовал,
по возможности, буду следить за его творчеством.
Роман "Безгрешность"
в настоящее время находится в процессе адаптации к мини-сериалу с 20 эпизодами
для Showtime. В Сериале будет принимать
участие среди прочих Дэниэл Крейг. Он сыграет роль Андреаса Вольфа, лидера
выдуманной Франзеном организации, похожей на Викиликс.
Е. Е. Войтинская
Комментарии
Отправить комментарий