В наших обзорах мы уже представляли
лауреатов премии "Большая
книга" – Льва Данилкина и его книгу "Ленин. Пантократор солнечных
пылинок" (1-ая премия) и книгу Сергея Шаргунова "Катаев. Погоня за вечной весной" (
2-ая премия). Но кроме ведущих лауреатов были те, которые вошли в короткий
шорт-лист премии, произведения которых оказались замеченными и отмеченными взыскательным жюри. В их числе
екатеринбургский поэт и прозаик Алексей Сальников.
Сальников не новичок в литературе, его
поэтические произведения можно найти в таких изданиях как альманах «Вавилон»,
журналы «Воздух», «Урал», «Уральская новь», выпусках антологии «Современная
уральская поэзия". Но по настоящему об Алексее Сальникове заговорили после
публикации в журнале "Волга"(№№5-6, 2017год) романа "Петровы в гриппе и вокруг
него". Предыдущий его роман «Отдел» появился тоже в «Волге» в прошлом году. Роман «Отдел»
обозначил, что на Урале появился новый серьезный прозаик.
На сегодняшний день книга "Петровы
в гриппе и вокруг него" (Москва:
АСТ, 2017) вышла самостоятельным изданием.
Коротко о содержании романа. Главный
герой – автослесарь Петров – за пару дней до Нового года
едет в троллейбусе с работы, чувствует, что заболевает, мечтает
о сигарете, холодной газировке и теплой постели. Однако вместо всего
этого почему-то сначала оказывается в катафалке, где прямо над гробом
быстро выпивает много водки с давним знакомым Игорем, а после, с тем же
Игорем продолжает загул где-то в ближнем пригороде в обществе очень
странного преподавателя философии. После череды приключений Петров все же
добирается до дома, где его ждут такие же гриппозные жена-библиотекарь
(они в разводе, но живут вместе) и сын. Все вместе они
то сбивают температуру парацетамолом, то ссорятся, то полощут
горло, то пытаются подготовиться к празднику – в общем,
занимаются делами сугубо прозаическими.
Затем сын, уже без температуры, но вряд
ли еще здоровый, отправляется на детскую елку в Театр юного зрителя. Это
даёт возможность Петрову-старшему вспомнить свое детство, новогодний утренник где-то в
1980-е в одном свердловском клубе, Деда Мороза, Снегурочку по имени Марина, у которой
личная запутанная история.
Рассказанное автором – казалось бы
семейная провинциальная история. Но в ходе повествования выясняются довольно
жуткие подробности. Оба супруга – и автослесарь Петров, и его жена
библиотекарь – имеют за душой убийства, а в случае Петровой, периодически
теряющей над собой контроль, – даже серию убийств. Петрова не придумывает себе
оправдания, как часто делают многие по поводам и менее значительным, не
придумывает первопричины своего поведения в давних детских травмах и жизненных
трудностях, даже не задумывается, что может свалить вину на кого-то другого: на
то, что муж, например, не уделяет ей достаточно внимания, или, ну мало ли
оправданий придумывают люди, когда нужно. Она совершенно практично и
рационально подходит к тому, что делает. Убийства при том не нарушают череду
однообразных дней, когда Петровы ходят на работу, выполняют рутинные
обязанности по дому. Такой, мягко говоря, диссонанс в поведении супругов даёт
основания литературным критикам проводить
параллели между романом Сальникова и произведениями
Кафки, Гоголя, Пелевина.
Однако, как считает автор "Текст не
такой загадочный и мистический, не настолько сложный, на самом-то деле. Моя
попытка не свести быт к мистике, а, скорее, вывести мистику на бытовой
уровень".
В романе присутствует ещё один довольно
загадочный уже упоминаемый персонаж – Игорь. В самом начале повествования
именно он соблазняет больного Петрова на приключения с выпивкой. Пьют они не просто
где-то за углом, а в похоронном
катафалке и противостоять Игорю никак нельзя – есть у него особая власть над
людьми. Петров, который едет домой на троллейбусе, в одну минуту пересаживается
в малиновую «Газель»-труповозку, «минут через семь они уже чокались с Игорем
пластиковыми стаканчиками над крышкой гроба и проливали водку на гроб». Петров впоследствии мучительно припоминает:
было той пьяной гриппозной ночью еще что-то, помимо попытки положить его в гроб
вместо покойника, что-то таинственное и необъяснимое. «Снова в голову словно
вставили слайд, Петров вспомнил, что сидел в сугробе, опершись спиной на забор,
что прямо перед ним стоял Игорь, а возле правой ноги Игоря сидела собака,
причем фонари светили так, что у собачьей тени было три головы».
"Этот Игорь – твой настоящий друг
или воображаемый?» – спрашивает по ходу повествования Петрова своего мужа.
Конечно, воображаемый, вымышленный. Самый вымышленный из всех персонажей
романа, а потому и не вполне понятно, кто он такой. То ли успешный бизнесмен,
то ли большой начальник, забавляющийся с народом. Благодарный опекун Петрова и
его мечта о легкости, беспечности и силе, мечта о человеке, который весело идет по жизни и как будто не замечает
унылого ада, царящего вокруг.
Как пишут литературные критики: "Игорь
загадочен и демоничен. Это дух места, дух заледенелого каменного уральского
пространства". Поначалу роман Сальникова кажется ужасающе
многословным – если герой заходит в подъезд, то описание его
пути до квартиры может занять добрый десяток страниц. Каждая поездка
в общественном транспорте, где к Петрову почему-то постоянно липнут
разного рода психи, каждый поход в аптеку или супермаркет обрастают
бесконечными деталями и подробностями. Впрочем, подробности эти
не особо утомляют, поскольку пишет Сальников так, что его текст затягивает
и оторваться от чтения трудно. Текст лишен штампов и бесконечно удивляет яркостью
используемых слов и образов, в этом проявляется поэтический дар автора.
По поводу названия романа. Как объясняет сам автор: "Это
ведь на виду было, просто название, пришедшее в голову, понравилось. Но
понятно, что в голову-то оно пришло не зря. Роман задумывался как семейный,
таковым, в принципе, и является. А какая еще болезнь может быть такой же
семейной и регулярной? Разве что еще какой-нибудь другой вид заразной простуды.
Такое маленькое испытание, которое, с одной стороны, разбрасывает всех по
комнатам, запихивает под одеяла, с другой же стороны, – объединяет, заставляет
заботиться друг о друге. Такая метафора любой семейной неприятности. И
заметьте, эта семья в романе, она ведь проходит через это все вместе, как бы ни
были они разобщены, и что бы ни таили друг от друга, они оказываются в итоге
под одной крышей, силою, какой-никакой, а все же любви друг к другу. То есть,
имеется надежда, что они и дальше смогут именно так вот проходить через все, с
чем им придется встретиться".
Многие литературные критики отмечают поразительный,
единственный в своем роде свежий язык романа, летучую фантазию автора.
Читатель теряется в догадках: то ли
все происходящее в романе – гриппозные галлюцинации трех Петровых,
то ли, то о чём пишет автор - правда.
Критик Галина Юзефович так характеризует
роман: "Книга единственного не известного широкой публике финалиста
премии «Большая книга» нынешнего года, екатеринбуржца Алексея Сальникова –
редчайший в отечественной практике случай явления совершенно готового,
не нуждающегося ни в каких скидках на молодость
и нехватку опыта писателя, как ни посмотри, выдающийся текст и настоящий
читательский праздник.".
Коротко – биографические данные автора
книги. Алексей Борисович Сальников - российский поэт, прозаик. Ученик
известного писателя и педагога Евгения Туренко. Автор книг стихов и прозы.
Публиковался в альманахе «Вавилон», журналах «Воздух», «Урал», «Уральская
новь», выпусках антологии «Современная уральская поэзия». Алексей Сальников с
1984 г. жил в посёлке Горноуральский Свердловской обл., затем в Нижнем Тагиле.
Окончил 2 курса сельскохозяйственной академии, проучился один семестр у Юрия
Казарина на факультете литературного творчества Уральского университета. С 2005
г. живёт в Екатеринбурге.
Е. Е. Войтинская
Комментарии
Отправить комментарий