В
2017-м году наша страна отметила 100-летие Великой Октябрьской революции. В
связи со знаменательной датой вышло большое количество исследований,
посвящённых этому событию. Книга Льва
Данилкина - заметное явление в ряду таких
публикаций. Казалось бы, что можно было добавить к тому огромному количеству
исследований феномена революции, биографий её вождей, которые существуют. Но писатель Лев
Данилкин своей книгой доказал и, на мой взгляд, блестяще, что тема
неисчерпаема.
Прежде
чем обратиться к его книге, в центре внимания которой Владимир Ленин, несколько
слов о биографии автора исследования - Льва Данилкина.
Лев Александрович Данилкин, российский
журналист, писатель и литературный критик родился 1 декабря в семье
учителей-словесников Александра Фёдоровича и Александры Викторовны Данилкиных
на Украине. Учился в средней школе № 11 города Одинцово и школе
№ 1567 города Москвы. Окончил филологический факультет и
аспирантуру МГУ. В 2000-2014 годах вёл рубрику «Книги со Львом Данилкиным»
в журнале «Афиша». Работал шеф-редактором журнала Playboy,
литературным обозревателем газеты «Ведомости», а также сотрудничал с большим
количеством периодических изданий. В настоящий момент трудится редактором
раздела культуры «Российской газеты».
Лев Данилкин автор годовых
критических обзоров современной русской литературы, а также биографии
писателя Александра Проханова«Человек с яйцом» (шорт-лист премии «Большая
Книга», шорт-лист премии «Национальный бестселлер»), биографий в серии «Жизнь
замечательных людей» Юрия Гагарина (премия «Александр Невский»)
и Владимира Ленина (вошла в шорт-лист литературной премии Большая
книга).
Книга Льва Данилкина
"Ленин: Пантократор солнечных пылинок" (Москва: Молодая гвардия,
2017) создавалась автором в течении пяти лет. Это не просто книга, а огромный
труд, выкристализовшийся в фолиант, который насчитывает почти 800 страниц.
Книга получила одну из престижнейших премий
- "Книга года" в номинации "Проза года" премии
"Большая книга".
Как уже упоминалось, о Льве
Данилкине любители книги знают довольно давно, в основном по его рубрике в
журнале "Афиша" - "Книги со Львом Данилкиным". В ту пору,
знакомясь с рубрикой, не задумывалась о возрасте автора и меньше всего ожидала,
что автор выступит в качестве литературного биографа личности Ленина. Когда
книга появилась и о ней заговорили, не сомневалась, что её автор, человек в почтенном
возрасте. Вот тут-то, благодаря Википедиии случилось открытие, Данилкину на сегодняшний день... 42 года,
значит книгу он начал писать в 36 лет.
В том случае, если вы решитесь
читать, не побоюсь этого слова, научный труд, то быстро поймёте, что автор
прочитал все работы Ленина, побывал в тех городах и странах, в которых в те или
иные годы жил и шаг за шагом готовил революционный переворот Ульянов-Ленин. Причём исследователь
биографии вождя не просто посещал эти места, а детально исследовал объекты -
дома, квартиры, места прогулок Ленина, места собраний его соратников и
противников.
Надо сказать, что автор книги
не только описывает события, это было бы не интересно и не нужно, на этот счёт
имеется масса документальных свидетельств, которые к слову сказать, Данилкин
тоже изучал. Автор описываемые события
анализирует с позиций сегодняшнего дня, проводит определённые параллели, часто
очень метко и остроумно.
Книга Льва Данилкина это не сухая
констатация событий, в то же время хронологически в ней всё скрупулёзно
выстроено, от рождения до смерти Ленина. У каждого, кто знает, кто такой
Владимир Ленин (судя по опросам, молодая часть населения не знает или знает
смутно) сложился определённый образ вождя. Автор "Ленина" пытается
преподнести эту фигуру читателю насколько возможно объективно, а иначе, для
чего бы ему перелопачивать такой массив документов, читать труды Ленина. В
главе, посвящённой пребыванию Ленина в Женеве(1903-1905 гг.), автор уделяет
чуть ли не половину страницы характеристике Владимира Ильича, вот несколько из
множества:"Смешливый, истеричный, сентиментальный, расчётливый, надёжный,
бессовестный, заботливый, деспотичный, остроумный, харизматичный...", вот
это полярность в оценках!
Конечно, книга начинается с
главы "Симбирск. 1870-1887" - место рождения Владимира Ульянова. Уже
в юном возрасте Володя пусть и был мальчиком с кудрявой головой, но по
отношению к братьям и сёстрам проявлял деспотические наклонности. Больше всего
ему нравилось незаметно подкрасться к ребёнку и что-нибудь страшное закричать, или
из под стола схватить брата или сестру за ногу.
В пору учёбы проявлял большие
способности, не скрывал своих взглядов на происходящее, возможно, потому, что
прививку в отношении либерально-демократических ценностей получил с детства,
культ этих ценностей царил в семье. Это в первую очередь повлияло на старшего
брата -Александра, который был казнён за покушение на царя. Как пишет Данилкин:
"Казнь старшего брата - безусловно, та психотравма, которая могла стать
для ВИ причиной морального заикания и невроза на всю оставшуюся жизнь".
Не смотря на жёсткие порядки,
царившие в дореволюционной России, против которых Ульянов будет долгие годы
бороться, ему не без труда, но всё же удалось в 1887 году поступить в Казанский
университет на юридический факультет. Почему я подчёркиваю, всё же удалось,
ведь его успехи в гимназии были блестящими, да потому, что он брат террориста, тем
не менее приняли. Проучился Владимир
Ульянов, как мы знаем, недолго, в том же 1887 году он стал одним из самых
молодых, но и одним из самых активных участников бойкота торжественного акта
присяги в лояльности порядкам, царящим в университете. Протестующие убежали с
лекций и, как с иронией пишет Данилкин, "В.И.Ульянов так и не узнал от
профессора Бердникова о "Форме заключения брака у европейских народов в её
историческом развитии". Надо ли говорить, что В.Ульянов с треском был
отчислен и это ещё был оптимальный исход в создавшейся ситуации.
Не подумайте, что в данном
обзоре найдёте пересказ книги Льва Данилкина, это бесполезное и ничего не дающее
занятие. Как уже говорилось, источников для знакомства с биографией вождя
предостаточно, а книгу Данилкина надо читать. Вся прелесть во взгляде писателя на биографию
в контексте событий, на часто встречающуюся иронию, на те детали, которых мы не
знали, на неординарный умный анализ автором того, о чём пишет, язык и стиль
повествования блестящи.
После Ульяновска, семья оказалась в Самаре, где активное
самообразование Владимира Ильича, особенно пристальное изучение трудов Маркса
сочеталось с началом революционной деятельности. Для этого у Ульянова было всё:
гениальный ум, талант организатора, уверенность в начатом деле. Жёсткость,
часто перерастающая в жестокость
выработается в нём в ходе борьбы не только с существующим строем, но и с
социал-демократами, эсерами, другими оппозиционно настроенными деятелями, не
склонными слепо идти за большевиками.
Три четверти книги занимает
рассказ о дореволюционной деятельности Ленина. В своём повествовании автор
констатирует тот факт, что за свою революционную деятельность Владимир Ильич
пережил только одну российскую ссылку - в Шушенском(1897-1900). Если учесть,
что поехал он туда уже вместе с женой, Надеждой Константиновной, да ещё к ним
тёща присоединилась и жили они в относительно нормальных условиях, могли, например,
вволю гулять, то напрашивается вывод об относительной суровости царского
режима. Этот вывод особенно приходит на ум, если вспомнить, как расправлялась
революционная власть со своими противниками.
Лев Данилкин обошёл и объездил
Шушенское вдоль и поперёк, места где жил и бывал Ильич, что теперь находится в местах
его бывшегопребывания, описано в книге досконально. После Шушенского было
понятно, что вести какую-либо работу против существующего режима в России
невозможно, тут и начинается заграничное "турне" Ульянова-Ленина.
Строго говоря конспиративно объехал и посмотрел он всю или почти всю Европу: Мюнхен-
Германия, Женева -Швейцария(не один раз), Капри - Италия, Париж - Франция,
Польша, Финляндия. В каждой из стран он существовал в ситуации далеко не бомжа,
жил в нормальных условиях, неплохо питался, активно работал, писал свои
легендарные работы, над которыми не одно десятилетие корпело советское
студенчество.
Запад, в пору пребывания там
Ленина, был наводнён русскими людьми, это по большей части представители
партий, оппозиционных царскому режиму. Их пребывание в той или иной стране не
было тихим существованием, что вряд ли могло импонировать жителям этой страны. Та
или иная квартира, где жили эмигранты, становилась конспиративной, там
собиралась масса народу. Велись бурные дискуссии, что весьма удручало хозяев
квартиры. Владимир Ильич этих собраний сторонился, предпочитал вести письменные
дискуссии со своими противниками: Богдановым, Струве, Даном и многими другими
на страницах газет, нелегально издававшихся в России, а также в своих
многочисленных работах. Не забывал Ильич
и о своём здоровье: совершал долгие велопрогулки, много ходил пешком, играл в
шахматы, всё это активно сочеталось с деятельностью по увеличению числа
сторонников.
Описание процесса борьбы с
идейными противниками, рассказ о том, как Ленин вырабатывал свою идеологию,
писал ту или иную работу(на Капри был написан "Материализм и
эмпириокритицизм") - знакомство с этим - труд и терпение и для читателя
книги. В то же время "снимаешь шляпу" перед автором: какая проделана
работа, как все факты биографии творчески осмыслены, самые значимые работы
Ленина проанализированы.
Работу Ленина "Империализм как высшая стадия
капитализма" Лев Данилкин считает вершиной творческого наследия вождя
революции, равно как "Государство и революция".
Читая книгу "Ленин:
Панкатратор солнечных пылинок", вместе с её автором задумываешься о том,
как человек, готовивший революцию по большей части теоретически, ведь он
приехал в Россию перед самым переворотом, смог возглавить его и стать первым
лицом нового государства. Для этого были необходимы незаурядный ум, да что там,
гениальность, человеческая харизма и много других качеств.
Последним пунктом заграничного
пребывания Ленина оказалась Швейцария, туда он вместе с Крупской буквально
бежал из Польши, где оставаться было небезопасно. Кстати, Польша - это одна из
стран, где ликвидированы все памятные знаки, свидетельствующие о пребывании
Владимира Ильича. Например, в Швейцарии,
во Франции, в Финляндии места обитания
Ленина найти вполне можно.
В своей книге Лев Данилкин
пытается приоткрыть завесу тайн, окутывающих определённые моменты жизни
Ульянова-Ленина. Взять хотя бы историю происхождения псевдонима
"Ленин" или роман с Инессой Фёдоровной Арманд, существовал ли он на самом
деле. Или такой факт: с какой целью
Владимир Ильич, будучи уже тяжело больным, приезжал в Кремль, где почти никого
из правительства не нашёл. Вернулся он с
тремя томами Гегеля, а сама поездка перечеркнула
все результаты лечения, да и скоропостижная смерть Ленина в Горках не до конца
объяснима.
Последняя часть книги
охватывает весь 1917-й год, с момента
приезда в Россию Ленина, далее повествование охватывает период до 1924 года - смерть Ленина.
Ленин приехал в апреле 1917-го
в Петроград на Финляндский вокзал, "в рукаве" у него были
"Апрельские тезисы", которыми он буквально довёл большевиков до
"коллективного инфаркта" - слова автора книги. У Льва Троцкого, чьи
заслуги в подготовке революции были большими, чем у Ленина, таких тезисов не оказалось и он понял, что
ему уготована вторая роль после Ильича.
Прослежены первые революционные
годы, что предпринимал Ленин, какие указы издавал, как своим гениальным умом
понимал и прозорливым глазом видел, в
какую разруху погрузилась страна. Его главным
стратегическим планом в первые революционные годы был: электрификация и
железные дороги. Всё это осуществлялось не так победно, как было написано в
советских учебниках. Когда читаешь последние "революционные" главы
книги, приходит понимание: революционный переворот сломал не только страну, но
и самого Ленина.
Глава "Горки"
написана совсем в другом стиле нежели
предыдущий текст. Перед нами уже не тот человек, который остановил развитие
страны в направлении капитализма, навязал ей другой политический и хозяйственный
уклад, не тот, что заставил покинуть страну огромное количество людей разных
сословий, они бежали в страхе быть убитыми.
Нет, перед нами глубоко больной
человек, который находится совсем недалеко от смерти. Он ещё подобен понимать,
что его бывшее окружение сознательно максимально изолирует его от всего, что происходит в стране.
В этой, последней главе, тоже
хватает загадок. Например, роль Сталина в изоляции Владимира Ленина, роль
Н.Крупской в обнародовании "Письма к съезду" Ленина, более известного
как "Политическое завещание", где вождь революции пишет об опасности
передачи власти в руки Сталина. Кроме
"Завещания" была обнародована
серия важных писем, которые, так считает, Лев Данилкин, Крупская могла от имени
мужа, написать сама. Ведь она прекрасно знала ход мыслей, стиль и слог Ленина. Как
получилось, что после оскорбительного окрика Иосифа Сталина в адрес Надежды
Константиновны: "Мы ещё посмотрим, какая Вы жена!", Крупская и Сталин
продолжали общаться. Загадок много,
читая книгу, остро понимаешь, что всё случившееся со страной в октябре 1917-го
года, тоже в какой-то мере загадка, но это уже для историков и исследователей.
Лев Данилкин оказался
серьёзным, талантливым, кропотливым исследоватлем. Для большей убедительности
приведу мнение литератора, литературного критика Дмитрия Быкова:
"Автор книги прежде всего
профессионал, перелопативший горы литературы и выбравший среди груд
мемуарных книг о Ленине блестинки трагикомических, героических
и ужасных эпизодов. Он и Ленина прочел досконально -
не только для того, чтобы понять, но и для того, чтобы изучить
и отчасти воспроизвести его стиль. Особенности этого стиля - стремительный,
без экивоков, выход на тему, лаконизм, жесткий юмор, отсутствие почтения
к авторитетам, ненависть к любому фразерству и кокетству. Инъекция здравомыслия, справедливости и здоровой
злости - вот что такое эта книга".
В конце
книги найдёте список источников, перелопаченных (по выражению Д.Быкова)
автором, этот список насчитывает 100 наименований, но почему-то думается, что
их больше.
В
заключении о заглавии книги. В качестве эпиграфа Лев Данилкин приводит фразу
Гегеля, запечатлённую В. И. Лениным в его конспекте книги Гегеля "Лекции
по истории философии" (В.И.Ленин. Полное собрание сочинений, том 29). Вот
эта фраза: "die Seele sei: die Sonnenstaubchen"- О душе пифагорейцы
думали = "душа есть солнечные пылинки". Размышления о роли пыли (в
солнечном луче) в древней философии.
Писатель
оставляет нас с долей размышлений о
заглавии книги, но главным образом о её содержании.
Е. Е. Войтинская
Комментарии
Отправить комментарий