Начну с того,
что одно время предпочитала жанр романа, в сравнении с повестью или рассказом.
Возможно, раньше просто было больше талантливо написанных романов. Но с
какого-то времени открыла для себя рассказ и зачитывалась рассказами Токаревой,
Улицкой, Матвеевой, Т.Толстой и многих других. Поэтому, увидев на нескольких
сайтах рекомендацию прочесть сборник повестей и рассказов Марии Галиной, не
сомневаясь, сделала это.
Сразу скажу, что ничуть не пожалела, лишь удивилась
или устыдилась тому, что раньше ничего не знала об этой замечательной
писательнице. Возможно потому, что Мария Галина работает не в самом любимом
мною жанре - жанре фэнтези.
Мария Галина
по первой специальности биолог (сразу вспоминаешь Людмилу Улицкую, она тоже
биолог). Мария Семёновна Галина окончила биологический факультет Одесского
университета, она кандидат биологических наук
С 1987 года
живёт в Москве. До начала 90-х занималась научной деятельностью в области
биологии, работала не только в России, но и за рубежом, в частности, в
Норвегии.
В 1995 году
Мария Семёновна оставила науку, став профессиональным писателем и поэтом, она
член Союза писателей. Первые литературные работы публиковала под
псевдонимом Максим Голицын. Как уже
говорилось, в творчестве Галиной преобладают произведения в жанре фантастики.
Перу
писательницы принадлежат многочисленные сборники повестей, рассказов, есть и
романы. Мария Галина сотрудничает не только с книжными издательствами, но и
периодическими изданиями, какое-то время в одном из журналов вела раздел
фантастики. Писательница лауреат многочисленных литературных премий. Не будет
лишним сказать, что Мария Галина часто выступает как литературный критик, в
поле её внимания произведения, написанные в жанре фэнтези и сборники стихов.
Теперь пришло
время рассказать о её новой книге "Не оглядываясь" (Москва;
Издательство АСТ, 2017.). Книга состоит из 3-х разделов: "О людях",
"Не совсем о людях", "Странные истории". В первом разделе
истории бытовые, ситуативно понятные сегодняшнему читателю; во втором разделе -
фантастические истории, зная направленность творчества Галиной, понятно, что
без них невозможно было обойтись; третий раздел читать одно наслаждение, здесь
истории, стилизованные то под сказку, то под детектив. Чтобы не быть
голословной, предлагаю, рассказ об одном или нескольких произведениях из
каждого раздела.
Начнём с
первого -"О людях". Первый раздел, первый рассказ "Сажальный
камень". Сразу скажу, никакого камня в рассказе нет, он виртуальный и,
видимо, у каждого свой.
В рассказе
встречаются два одиноких человека, они не юны, но ещё достаточно молоды.
Познакомились по Интернету, он (зовут Дмитрий) - москвич, она петербурженка - Ада.
Общение по Интернету переросло в желание лично познакомиться. Договорились это
осуществить в одном из московских кафе. Ада приехала накануне, остановилась у
давней подруги Регины. У Регины семья: муж, сын, квартира в Москве, всё как
полагается. В первые же минуты общения
подруг понимаешь: это люди совершенно разного темперамента, возможно, потому и
сошлись. Регина на месте "дыру крутит", очень подвижная, с высокой
самооценкой, уверенная в себе. Ада тоже не простушка, но она гораздо спокойнее,
уверенности в ней гораздо меньше, чем у подруги и уже развился синдром одинокой
женщины. По ходу рассказа читатель знакомится
с мужем и сыном Регины, сын именуется исключительно Грызун.
Знакомство Ады
и Андрея состоялось под недремлющим оком Регины. Она увязалась за Адой в кафе,
охарактеризовав его как "беспонтовое место". Регину не смущало, что
она подсела за столик к чужой компании, её цель состояла в том, чтобы наблюдать
за встречей подруги.
Ада вела себя
скованно, не был очень разговорчивым и её визави. Выяснили обстоятельства жизни друг друга,
Узнали, что оба любят и читают фантастику, в целом, ни к чему не обязывающее
общение. У обоих был уже не тот возраст, чтобы влюбиться с первого взгляда.
Договорились, что созвонятся определят время и место следующей встречи.
Вездесущая
Регина успела шепнуть Аде, что проследит, куда направится новый знакомый,
вообще, проявляла какую-то странную инициативу.
Вечером, уже дома, она объявила
подруге, что когда Ада отлучалась, Андрей успел её, Регину, заметить, отметить
и вручить номер своего телефона.
Новая встреча
Ады и Андрея больше не случилась, они созвонились и Ада отказалась, но при
прощании всё-таки спросила, давал ли Андрей в кафе свой номер телефона и в
ответ услышала. -Откуда вы знаете? Да, давал. Какая-то странная женщина. Мне
показалось, она не в себе. С компанией какой-то сидела, к ней приставал там
один. Она просила ей позвонить попозже, проверить, всё ли в порядке. - Вы позвонили? - Да, конечно. Она сказала,
всё в порядке, и сбросила звонок.
Взамен Андрея
Регина приготовила Аде семейного знакомого Васича. Как охарактеризовал его
Грызун - "компьютерный маньяк". Васич оказался таким, каким и
представляла его Ада: толстым, неряшливо одетым и неряшливо поглощающим (другого
слова не подберёшь) пищу.
Ада уехала на
2 дня раньше запланированного. Её мыслей по поводу "верной" подруги
Регины автор не передает. Да и читателю не трудно додумать: разве плохо считать
свою жизнь состоявшейся, пусть тебя в ней не всё устраивает, муж например. Но
есть подруги, у которых вообще нет личной жизни и это согревает душу.
Аде по поводу
произошедшего было всё понятно, хотя хочется думать, что её история с Андреем
на этом не закончится.
Небольшая
житейская история, рассказанная прекрасным языком, дающая повод для размышлений.
Вторая история
цикла "О людях" называется "Красивые молодые люди". В этом
рассказе до того всё узнаваемо, что становится грустно. Итак, курортный
иностранный город, скорее всего турецкий, хотя место не указано. Здесь масса
отдыхающих, молодых и людей в возрасте, много красивых и не очень. Но каждому
ребёнку хочется похвастаться своими родителями, им бы хотелось, чтобы родители
были красивыми, молодыми, успешными. Вы спросите, к чему это я, к тому, что
сюжет рассказа построен на общении двух мальчиков, примерно 8-9 лет, на пляже.
Задаёт тон один из них, в свои небольшие годы он уже скептик, любит показать
свой приоритет во всём. Он критикует план отдыха семьи нового знакомого:
поездка в горы, катание на ослике - отстой, поездка в места раскопок - ещё
смешнее. Вот у него с родителями всё по первому классу, если кататься, то на
яхте, обедать или ужинать - в башне, стилизованной под ресторан, а не в скучной
курортной столовой. Мальчик - лидер сообщает, что его папа называет родителей
его нового знакомого лузерами, а лузерство заразно.
Красивые
молодые люди тоже присутствуют в рассказе, это недавно приехавшая молодая пара.
Оба хороши собой, высокие, стройные, выгодно отличаются от окружающих.
"Продвинутый" мальчик сразу окрестил красивую даму "классной тёлкой".
Мальчику
"лузеру" очень хочется в глазах "продвинутого" поднять своё
реноме. Он сочинил историю, что красивая пара и есть его настоящие родители, но
они скрываются от преследования, т.к. отец крупный бизнесмен и у него хотят
отнять бизнес. "Продвинутый", конечно, не поверил и заявил, что всё
враньё, мальчик похож на своих толстых родителей, сам толстый и ходит, как его
неудачник-отец.
Но
"продвинутый" сразу становится маленьким и забитым как только на
горизонте появляется его отец. Быстро выясняется, что это не отец, а отчим и с
мальчиком он разговаривает разве что не матом. Вот такая история, очень
короткая, но которая не забывается. Дети
мечтают о стройных, красивых и любящих, но жизнь жёстче и реалистичней, вместо
сказки грустная реальность. Да и всё ли так безоблачно у тех молодых и
красивых?
Второй раздел
книги озаглавлен "Не совсем о людях". В этот раздел, кстати, помещён
рассказ, который дал заглавие книге - "Не оглядываясь". Но я хочу познакомить
вас с другим рассказом с названием "Поводырь", поводырём в рассказе
является аргус. Вы представляете, каков он, этот аргус? Вот и я нет, но ведь
автор книги предупредил нас заглавием раздела, что речь пойдёт не совсем о
людях. Вот как объясняет значение слова Википедия: А́ргус (точнее Аргос или Арг др.-греч. Ἄργος), прозванный Паноптес,
то есть всевидящий - в древнегреческой мифологии многоглазый великан; в переносном смысле -
неусыпный страж.
В рассказе
этот таинственный аргус напротив не имеет глаз, но они ему и не нужны, каким то
своим чутьём он всё ощущает, вполне может быть проводником. Он очень ласков,
привязан к хозяину, аргус из другой цивилизации и не представляет, какие
коварные ловушки в прямом и переносном смысле могут поджидать на Земле. Хозяин
его имеет вполне человеческий облик, собственно он человек, имя его в рассказе
не называется, он ныряльщик. Только не подумайте, что ныряльщик в воду, это
было бы для фантастического рассказа банально. Ныряльщик - это профессия тоже
из другой цивилизации, скорее всего связанная с космосом.
По непонятной
причине герой, именуемый ныряльщиком, оказывается вместе с проводником аргусом
на Земле. Хотя, как говорится в книге: "Любой ныряльщик мечтает оказаться
на Земле. Пройтись по траве, полежать на берегу. Ныряльщик жаждет очутиться
там, откуда когда-то ушёл в глубокий поиск. И думать забывает о том, что Земля
-это ещё и люди. Что к звёздам ушли лучшие. Самые энергичные, самые
смелые".
Какое-то время
ныряльщик ведёт обычную жизнь.
Встречается с девушкой, с которой связывался из Космоса через
"болтушку". Очень скоро они начинают жить как семейная пара. Живут за
городом в деревне, она ездит на работу в город. Можно сказать, что ничего
особенного не происходит, но очень скоро становится понятно, что жители деревни
отторгают чужаков. Всех смущает аргус, которого поначалу принимают за собаку,
да и хозяин какой-то странный, ни с кем не общается. Староста деревни так и
заявил: "Человек с аргусом больше не человек". "Деревня
постаралась вытолкнуть инородное тело. Когда это не удалось, она его
уничтожила".
Дом, где живёт
семья с аргусом поджигают, двери и окна подпёрты, всё устроено так, чтобы люди
не могли выбраться. Спасает подвал, через который можно выбраться в лес.
Не
удивительно, что жители деревни не приняли человека с аргусом, ведь его
побаивалась даже жена. Это она выбрала дом с подвалом, чтобы в случае опасности
скрыться, она даже под видом собственного брата приглашала к мужу психиатра.
Однако, горе сплотило их, надо было как-то скрыться. Но на спасение было мало
надежды, дело осложнилось тем, что муж попал в лесу в капкан, сильно повредил
ногу. Далеко он уйти не мог и потому отправляет жену, остаётся малая надежда,
что спасётся она. Аргус-поводырь вдруг оставляет своего хозяина и уходит с
женщиной. Теперь ей от аргуса не избавиться никогда и ныряльщик представляет,
что её ждёт в будущем. У неё ещё может быть будущее, у ныряльщика - нет. Вот
чем обернулся эксперимент возвращения на Землю.
В рассказе
много таинственных недоговорённостей, но то, что перед нами не только
фантастическая, но и социальная проза, нет сомнения. Рассказ тяжёл по
психологической атмосфере, заставляет думать, ставит загадки, понимание
некоторых лежит на поверхности, но далеко не всех, наверное, так и должно быть
в талантливом произведении.
Третий раздел
озаглавлен "Странные истории". Истории действительно странные, одни
стилизованы под сказку, другие под детектив, но после напряжённых, даже
пронзительных рассказов первого и второго раздела, на последних отдыхаешь и
получаешь удовольствие от чтения.
Начнём со
сказки, которая называется "История второго брата". Помните из сказки
Ершова "Конёк-горбунок": У крестьянина три сына, старший умный был
детина, средний сын и так и сяк, младший вовсе был дурак". В произведении
Галиной реалии не русские, а французские, но не смотря на это, после смерти
отца братья получили тоже не бог весть что. Старший, Жак, унаследовал мельницу,
это всё же солидно по сравнению с другими братьями. Среднему, Рене, достался
ослик с кличкой Салли, ну а младший, Жан, довольствовался котом. Не успел он
заполучить этого кота, кстати, говорящего, как тут же захотел для кота сапоги.
Аналогию просматриваете, не сомневаюсь, да и вся сказка построена на аллюзиях,
то одну сказку вспомнишь, то другую. В истории, рассказанной Галиной есть и
Красная Шапочка, и людоед, и молодая маркиза, весьма сомнительного поведения, и
Синяя борода, и спящая Царевна, да кого только нет.
Сказку, весьма
ироничную, полную юмора пересказывать не будем. Как и во всех сказках всё
закончилось хорошо, главное, что Людоед и Синяя борода были повержены. Наш
средний брат, Рене, оказался бессребренником и в обратный путь отправился со
своим осликом, при том, что мог 3 раза жениться и весьма выгодно: на
трактирщице, маркизе, а то и на самой принцессе.
Писательница
шутит с нами, играет в игру угадай-ка, вспоминай-ка, а читатель с удовольствием
включается в эту игру.
Ещё одно
произведение из серии "Странные истории", о котором хотелось бы
сказать несколько слов. Это рассказ или повесть (жанр не обозначен) - "В
поисках Анастасии". Меня он просто очаровал, хотя события в нём
развиваются нешуточные. Пропала молодая особа по имени Анастасия, то, что она
пропала нет никаких сомнений. Она уже насколько дней не появлялась в доме пани
Иваны, у которой снимала комнату, а все её вещи были на месте.
"В
поисках Анастасии" стилизовано под детектив, место действия не указано, но
по всем реалиям легко догадаться, что имеется в виду Польша. При том. что пани
Ивана, которая и распутывает всю преступную канву, действует как мисс Марпл из
детективов Агаты Кристи.
С героиней
произведения Иваной не хочется расставаться, видимо, и автор тоже любит свою
героиню. Ивана образец вкуса, она тщательно и изыскано одета, в квартире порядок, такой же порядок и
в её голове. Она довольно хладнокровна, не смотря на то, что пропажа жилички
вселяет в неё опасения, что и она под угрозой. Тем не менее, она перед выходом
из дома, для визита в полицию тщательно продумывает свой наряд. А ведь она
немолода и не богата, ей и для клиентов приходится шить. Но держит себя с
достоинством.
Опасения Иваны
подтвердились: Анастасию нашли убитой,
как выяснилось впоследствии, она была замешена в историю кражи картины
знаменитого художника Вермеера. В руках убитой нашли букетик цветов, она
работала в цветочном магазине и прекрасно знала язык цветов. Букетик в её руке
говорил о грозящей ей опасности, в нём был такой цветок как лядвенец - месть,
да и другие цветы о многом говорили. Анастасия, видимо, надеялась, что кто-то
значение её букетика разгадает, и это сделала пани Ивана, а вот молотой
следователь не обратил на цветы внимания.
Пани Ивана при
всех своих достоинствах проявила ещё и незаурядную смелость и хладнокровие, когда в
её дом вломился пособник и убийца Анастасии. От Анастасии он заполучил копию, а
он искал подлинник. В результате поисков он свалился, на него упал кованый ящик
и злодей бесславно погиб.
Кстати,
картина, что считалась подлинником и, которой гордился местный музей, тоже оказалась
искусной фальшивкой.
Вот так удачно
закончилась эта история, пани Ивана прославилась, и вообще в её жизни всё
начало складываться хорошо, на горизонте появился солидный поклонник.
Произведение
написано, если можно так сказать, изящно тут и прекрасные уголки Польши, и элегантная
и умная пани Ивана, всё как будто освещено солнечным светом прекрасного стиля и
языка писательницы. Стыдно признаваться, но эта первая книга Галиной, которую я
прочитала. А что читали вы у этого автора, приглашаю поделиться впечатлениями.
Не лишним
будет сказать, что книга Галиной "Не оглядываясь" финалист и
обладатель приза зрительских симпатий премии "Большая книга" за 2016
год.
Не люблю
цитировать аннотации к книге, но в данном случае не удержусь: "Марию
Галину знают и любят как ценители высокой премиальной прозы, так и поклонники
изысканного жанра хоррор. Обаятельно-мрачные «лавкрафтианские» повести и
рассказы очаровывают и убаюкивают, затягивая в причудливый мир на грани яви и
страшного сна, когда до последних строк не знаешь, суждено ли герою в последний
момент стряхнуть морок или вернуться в реальность ему не судьба. Да и надо ли?
Главное – не оглядываться!
Е. Е. Войтинская
Огромное спасибо за вдумчивую и интересную рецензию, но меня несколько смущает фотография импозантной дамы в красном платье и чёрной шляпке, которая выглядит очаровательно, дай бог мне в её возрасте так, но уж точно не я. М. Галина
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо за Ваше замечание, действительно произошла небольшая ошибка.
Удалить