Всегда интересно послушать или
познакомиться с беседами о литературе. Тем более, если беседу ведут мэтры,
знатоки предмета, которые высказывают интересные, оригинальные суждения о
писателях и их произведениях.
В свете сказанного хочу
представить книгу "Бедлам как Вифлеем": Беседы любителей русского
слова. - Москва: Издательский дом "Дело", 2017.
Беседу точнее цикл
бесед ведут Борис Михайлович Парамонов, русский и американский философ,
культуролог, эссеист, поэт и
Иван Никитич Толстой, российский филолог и историк
литературы, эссеист, сценарист, телеведущий, внук Алексея Николаевича Толстого.
Ведущая роль в этой беседе
отводится Борису Парамонову, Толстой выступает в роли интервьюера, но по ходу
беседы выказывает недюжинное, глубокое знание литературы. Учёные ведут разговор
о литературе и писателях начала 20 века. В поле их зрения: Владимир Набоков,
Максим Горький, Александр Блок, Андрей Платонов, Марина Цветаева, Алексей
Толстой, Михаил Булгаков и другие не менее значимые писатели и поэты.
Предлагаю обратиться к
размышлениям Б.Парамонова и И.Толстого о творческом пути хотя бы нескольких
писателей, справедливо попавших в поле зрения учёных. О нескольких писателях
приведу несколько основных замечаний Бориса Парамонова, другим уделим больше
места. Почему так? Конечно не потому, что кто-то талантлив более, кто-то менее,
просто уровень размышлений Парамонова настолько высок, что не всегда до него
дотягиваешься и не поспеваешь за разворотами его анализа.
В обзоре приведу лишь ряд мыслей
по поводу того или иного писателя, которые особенно "зацепили". Но
даже несколько соображений, высказанных Борисом Парамоновым, позволяют открыть
для себя нечто новое в писателе или поэте.
Владимир Набоков.
В своих размышлениях о писателе
исследователь останавливается на романе "Защита Лужина". Роман
написан Набоковым в 1929 году в Германии. Роман был сразу принят западным
читателем, имел успех, в отличии от произведений многих русских писателей-эмигрантов.
Успех был продиктован тем, что писатель при создании произведения проявил себя
как новатор стиля, формы и языка романа.
Роман "Защита Лужина"
является одним из первых романов Набокова, тогда как "Лолита" - одним
из последних. В связи с
"Лолитой" Борис Парамонов высказывает следующую мысль. Набоков
находился в перманентном споре с Зигмундом Фрейдом и в то же время темы и
проблемы, поднятые Фрейдом звучат в произведениях Набокова и не только в
"Лолите". Мы их находим, к
примеру, в романе "Ада" и даже в самых русских вещах, Парамонов
говорит о романе "Другие берега". Это настолько удивительно, что
возникает желание перечитать "Другие берега" и проанализировать, что
же там от Фрейда.
Максим Горький.
Сразу приведу развёрнутую цитату
Бориса Парамонова по поводу личности М.Горького.
"За 20 лет до революции
предвидел все её ходы, а как пришла революция - растерялся". И далее:
"По возвращении в СССР начался последний, позорнейший период его жизни.
Художественное творчество он почти забросил: ну разве писал бесконечный роман
"Жизнь Клима Самгина", так и не конченный. Главные горьковские
писания последних его советских лет - газетная публицистика самого последнего
разбора".
По-настоящему талантливыми
художественными произведения Горького учёный считает пьесу "На дне",
несколько рассказов из цикла "По Руси", "Дело Артамоновых",
прекрасные воспоминания о Льве Толстом.
Писатель считается
основоположником метода социалистического реализма в литературе. При этом, как
считает Парамонов, никаких образцов социалистического реализма не дал, если не
считать нудную "Мать" (и то с натяжкой). Итог беседы о Горьком: Горький
интересный писатель, но не первого ряда. Эпоху выразил не столько в
художественном, сколько в идеологическом плане.
Борис Пастернак.
В беседе о Борисе Пастернаке
больше говорится о его творчестве, нежели о личности. Как поэт Пастернак долго
находился в забвении, после выхода в 30-х годах двух полновесных сборников
стихов наступило длительное молчание.
Наконец в 1961 году выходит
сборник стихов, а в 1965 - том стихов Пастернака с прекрасным предисловием
Андрея Синявского.
Если в 60-е годы тираж книг поэта
не превышал 40 тысяч, то в перестроечное время - 1млн.
Пастернак считал, что стихи
должны производить на читателя очень сильное, близкое к шоковому впечатление,
только тогда они остаются в памяти, в душе читателя.
Пастернак в стихах слит с
природой, он - ливень, гроза, сад, море, степной закат. Поэт никогда не
уподоблял мир себе, скорее наоборот, уподоблял себя миру, его стихиям.
В конце 20-х годов Борис
Леонидович выходит за пределы чистой
лирики, пробует себя в эпических сочинениях. Пример тому поэма "Высокая
болезнь" (1924 год).
Революция как образ, как событие
появляется в сборнике рассказов и повестей "Сестра моя жизнь"( 1922
год).
Роман в стихах
"Спекторский"(1925-1931 гг.) знаменовал кризис в творчестве
Пастернака. Молодой человек -герой романа не находит себе применения в
окружающей действительности. Автор произведения как будто воспроизводит хронику
нарастающей обречённости, состояние кризиса героя, а вместе с ним и общества.
Как считает Борис Парамонов, один
из участников цикла бесед, Пастернак вышел из тупика, написав роман
"Доктор Живаго". Писал на протяжении 10 лет, с 1945 по 1955 годы, "Доктор
Живаго" впервые опубликован в Милане. О печальной судьбе романа и его
автора в России хорошо известно.
По ходу беседы литераторы
отмечают совпадение творчества Пастернака и Герцена. В частности, совпадение по
психологической глубине образа России у этих двух замечательных авторов.
Марина Цветаева.
В беседе о ней авторы отмечают
силу и мощь её стихов, их мужской характер. Это очень заметно в поэмах
"Царь - девица", "Молодец". Цветаева не принимала салонную
поэзию, во многом в этом корни её стиля и словаря.
Интересно замечание Бориса
Парамонова, он совершенно не признаёт чтения стихов со сцены. Что в полной мере
относится к стихам Цветаевой, даже в исполнении такой глубокой актрисы как Алла
Демидова. Как говорит Парамонов: "Актёры совершенно не умеют читать стихи,
они их стараются разыгрывать". Когда читают под музыку, обнаруживают
полнейшее непонимание стиха. С музыкальностью, мелодичностью стиха Цветаева
окончательно покончила.
Авторы отмечают рефренность
цветаевских стихов, например, в "Федре".
Стихи у Цветаевой начинаются с
однажды найденного слова, вокруг которого создаются смежные словосочетания, из
которых рождается образ.
У Пастернака стихи рождались от
зрительного образа, у Цветаевой стихи шли от слова.
Сочиняя стихи в состоянии так
называемого вдохновения, поэт в высшей степени трезв, холоден. Как говорил
Пушкин: "путают восторг с вдохновением". Это не чудо, с неба упавшее, а рукодельное,
рукотворное. Число, расчёт, а расчёт может быть только холодным, хотя у
читателя стихи могут вызывать эмоцию.
Проза Цветаевой также словесно
организована, как и её стихи. Крупнейший критерий суждения о поэте: посмотреть,
как он пишет прозу.
Андрей Платонов.
Учёные Иван Толстой и Борис Парамонов
называют творчество Платонова гениальным.
Платонов - певец революции,
наполнивший её христианским строем души. Писатель дал символический образ
советской жизни, показал первичные элементы её технической утопии. Коммунизм
для Платонова космический переворот, а не индустриальная программа.
Платонов в своём творчестве
следует учению русского космизма, одним из родоначальников которого является
Николай Фёдоров. Одной из главных идей Фёдорова была, мягко говоря, странная
идея, а именно, воскрешение мёртвых. Не рождать сыновей, а воскрешать отцов,
для Фёдорова это и есть мировая революция. В своём творчестве этому постулату
следует Платонов.
У всех русских религиозных
философов в культурном багаже сохранился именно Фёдоров. Даже в начале 80-х
годов 20 века были изданы сочинения философа.
В ранних сочинениях Андрея
Платонова особенно отчётливо звучит мотив: коммунизм как конец мира, необходима
перестройка не общества, а природы. Для справки: Платонов по специальности
инженер, окончил политехнический институт в Воронеже, по окончании работал в
Воронеже по землеустройству. Довольно быстро у будущего писателя сформировалось
отрицательное отношение к технике, которая несёт гибель природе.
В творчестве Платонова
соединились болезни и пафос эпохи XX
века. Платонов проник в бессознательные
глубины коммунизма, на этих глубинах обнаружил ненависть к бытию. Творчество
Платонова воспринималось как антисоветское.
"Котлован" Платонова
это и есть ГУЛАГ, он пришёл к этому раньше, чем Солженицын. Как показал
Платонов в произведении коммунизм в эту яму и упадёт.
В процессе беседы о Платонове её
участники подробно разбирают не только роман "Котлован", но и
"Чевенгур".
Борис Парамонов считает Платонова
даже сильнее Чехова, в своих произведениях он поднимает громадную тему коммунизма.
Следуя учению Фёдорова, русского
религиозного философа, Платонов считал христиан юродивыми. У Платонова все
юроды и в "Котловане", и в "Чевенгуре", и в
"Счастливой Москве". Не исключение и повесть "Впрок",
которая вызвала гнев Сталина. Тем не менее Платонов продолжал печататься, даже
в суровом 1937-м году вышел сборник его рассказов "Река Порудань".
У Платонова нигде не обходится
без сатировой ухмылки, он не сатирик, а
сатир.
В завершении беседы о Платонове
Борис Парамонов говорит о том, что Платонов революционен почище Маяковского, но,
как Ахматова, жалеет людей и гибнущую жизнь. Платонов - писатель, у которого
слово большевик происходит от слова боль.
О цельном видении и понимании
Андрея Платонова философом, литературоведом Борисом Парамоновым можно прочитать
в статье "Трава родины, или Сталь и шлак"(Октябрь - 2003 - №2).
Алексей Толстой.
Участники беседы говорят о том,
что в начале писательской карьеры Алексей Толстой поразил и навсегда запомнился
серией талантливейших рассказов, которые вошли в издание "Избранное",
1946 -года. По поводу героев рассказов К.Чуковский писал: "Мы и не
подозревали, что глупость может быть так обаятельна".
От "глупых героев"
Толстой переходит к авантюрной повести, одна из них "Ибикус, или
похождения Невзорова".
На произведения, написанные в
жанре авантюрной повести очень одобрительно откликнулся Виктор Шкловский:
"Превосходный, плавный, чистый русский язык, знание быта".
В своём творческом развитии
Алексей Толстой очень быстро меняется. Кроме строения фразы в его произведениях
не остаётся ничего традиционного.
Возвращение к традиционным
романным формам произойдёт позднее, когда писатель вернётся в Россию из
эмиграции. Приехал в Россию с "Гиперболоидом инженера Гарина",
"Аэлитой", "Детством Никиты". В России написаны романы
"Пётр I ", трилогия "Хождение по мукам". Произведения
писались долго, издавались по частям.
По поводу трилогии "Хождение
по мукам". Первая часть - "Сёстры" написана в эмиграции, в
Париже, когда Толстой был откровенно антисоветски настроен. В СССР первая часть
трилогии подверглась значительной переработке. Но даже в переработанном виде
"Сёстры" являются лучшей частью трилогии. Интерес к ней у советского
читателя был особенно велик. Причина такого интереса: описывалась
дореволюционная жизнь столичного Петербурга.
Тем не менее, по оценке Бориса
Парамонова, высоколобые читатели, современники того, дореволюционного времени,
которые были ещё живы, как раз негативно отзывались о "Сёстрах". Они
помнили атмосферу недавнего Серебряного века и знали, что она была гораздо
сложнее и значительнее, чем описал Алексей Толстой.
Толстой по природе своей являлся здоровым, полнокровным человеком и
талант у него был такой же, он был чужд всякого декаданса. А Серебряный век и
был самым настоящим декадансом.
Вторая часть трилогии
"Восемнадцатый год"- произведение не лишённое определённого интереса
и далеко не казённое. Недовольство у рецензентов вызвал характер описания
белых, знаменитого Ледяного похода. Генерал Корнилов дан весьма сочувственно.
"Хмурое утро" - вещь
уже не живая, надуманная, сделанная по советским канонам.
В целом "Хождение по
мукам" магистральное произведение советской литературы сталинского периода.
В то же время историко-литературное значение этого сочинения велико.
Тема Петра возникла у Алексея
Толстого ещё до большевиков. Не обошлось без влияния Мережковского с его
историческими романами. Как считает Борис Парамонов, Толстовский Пётр куда
лучше, чем у Мережковского, у Мережковского историко-культурная схема:
христианство и язычество; дух и плоть; земля и небо.
У Алексея Толстого книга вышла
живая и сам Пётр живой. По мнению Парамонова, всё дело в таланте, Мережковский
высококультурный начётчик, а Алексей Толстой - высокоталантливый писатель.
Поскольку "Пётр Первый"
Толстого был написан в СССР, то некий идеологический подтекст в романе
присутствует.
Толстовский Пётр идеологически
связан с темой исторической школы Покровского, историка-марксиста, вероятно и
поэтому Сталину роман понравился. К тому же у Толстого в романе подчёркнута
роль личности в истории.
С возвращением в Россию
современность уходит из произведений Толстого, т.к. давать её реалистическую
картину было невозможно.
Интеллигентные, творческие люди
негативно относились к Алексею Толстому, тут сказывалась и зависть,
озлобленность его привилегированным положением писателя. Анна Ахматова называла
Толстого "очаровательным негодяем".
Борис Парамонов подводит свой
итог: негодяем не был, был циником, жизнелюбом и женолюбом, как фламандец.
Михаил Булгаков.
Невесёлая судьба была у
Булгакова. При его жизни опубликовано и
поставлено на сцене менее половины им написанного. Роман "Мастер и
Маргарита" впервые опубликован в 1966 году в журнальном варианте, через 26
лет после смерти писателя.
А вот пьесу "Дни Турбиных" выделял и любил
Сталин, спектакль он посетил 14 раз. Тема Булгаков и Сталин интересная, для
Булгакова драматичная, учёные, ведущие беседу довольно подробно обсуждают этот
вопрос.
Булгаков начинал свой творческий
путь в рабочей газете "Гудок", сотрудничал с эмигрантской газетой
"Смена вех", в 20-е годы газета имела филиал в Москве.
В 1926 году был написан роман
"Белая гвардия" и несколько сатирических вещей. В эти годы Булгаков
жил материально обеспечено. По словам крупнейшего исследователя творчества
писателя - Мариэтты Чудаковой, для Булгакова очень важно было жить нормально,
не смотря ни на какие революции.
Это сказывалось и в одежде,
всегда был тщательно одет, имел пристрастие к галстукам-бабочкам, иногда носил
монокль, ориентировался на английских лордов, а никак на революционеров.
В "Собачьем сердце",
используя фантастическую оболочку, называет вещи своими именами. Мораль так и
выпирает: из хама не сделаешь пана. Собака не всегда друг человека, а только
когда она и есть собака. Приняв
человеческий облик, Шариков мочится мимо унитаза, а учит его этому Швондер,
развивающий у него классовое сознание, всё отнять и поделить.
Однако вывод Бориса Парамонова
таков: во всём виноват не Шариков, а профессор Преображенский, инициатор
утопического проекта.
В беседе учёных подробно
разбирается и роман "Мастер и
Маргарита". В письме к правительству Булгаков называет себя писателем
мистическим. Однако, учёные в процессе беседы приходят к выводу, что
"Мастер и Маргарита" скорее миф а не мистика. Миф обращает к вечным
сюжетам, постоянно пребывающем в культурном ареале. Основной миф "Мастера
и Маргариты" - Фауст, то есть сделка творческой личности с дьяволом.
У Булгакова произошло единство
творчества и биографии. Способность большого художника мифологизировать
собственную жизнь. В сущности, это и есть гениальность и путь к вечной славе.
Далее, признаюсь, высказывается мысль, над которой я думала, но не могла сформулировать.
"Биография художника,
претендующего на вечную славу и память потомков, важна не менее его творчества.
Сама биография должна быть художественной. И такова она у Пушкина, у Толстого с
его уходом, у Маяковского, у Мандельштама, у Цветаевой, Бродского, у Булгакова".
Е.Е. Войтинская
Комментарии
Отправить комментарий