Б. А. Ахмадулина |
В
ноябре по Центральному телевидению прошёл фильм "Таинственная
страсть" по одноимённому роману Василия Аксёнова. Герои фильма - кумиры молодёжи шестидесятых
годов: поэты Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулина,
Б.Окуджава.
Слово кумиры не преувеличение, в 60-х годах прошлого века поэзию
знали и любили, стихи читались на площадях. Об этом говорится и в книге и
показано в фильме. В то же время между
этими талантливыми людьми нередко складывались сложные отношения, но не менее
сложные отношения были у них с властью. Мы видим как проявляют себя герои в
разных ситуациях.
Конечно же в фильме звучат стихи поэтов.
Зрители с интересом смотрели фильм, а
вот критика отнеслась к нему гораздо более сдержано, а порой и резко
отрицательно. Но главная ценность фильма в том, что появилась возможность
вспомнить, а кому-то впервые узнать об
этих больших поэтах, соприкоснуться с их стихами. Сегодня так получилось, что
многие люди о прекрасных стихах узнают по фильмам.
Многие ли до фильма "Жестокий
романс" знали вот об этом стихотворении.
А напоследок
я скажу
прощай,
любить не обязуйся.
С ума
схожу. Иль восхожу
к
высокой степени безумства.
Как ты любил? - ты пригубил
погибели. Не в этом дело.
Как ты любил? - ты погубил,
но погубил так неумело.
Жестокость промаха... О, нет
тебе прощенья. Живо тело
и бродит, видит белый свет,
но тело мое опустело.
Работу малую висок
еще вершит. Но пали руки,
и стайкою, наискосок,
уходят запахи и звуки.
Б. А. Ахмадулина |
Это стихотворение
Беллы Ахатовны Ахмадулиной. Она большой поэт, единственная женщина среди
друзей-поэтов, о которых идёт речь в книге и фильме "Таинственная
страсть": Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Окуджава. Почти все они
в разное время были влюблены в неё. Кроме Евтушенко все они ушли, кто раньше,
кто позже, нет в живых и Василия Аксёнова, автора книги "Таинственная
страсть".
Белла
Ахатовна ушла из жизни 6 лет назад -30 ноября 2010 года. Она прожила сложную и
вместе с тем яркую жизнь, наполненную творчеством. Она была одарена не только
большим талантом, но и счастьем общения с интересными и тоже очень талантливыми
людьми.
Вот
несколько отрывков из её интервью разных лет, подтверждающих вышесказанное.
А. А. Ахматова |
- У меня много посвящений Ахматовой,
Цветаевой, Высоцкому и многим другим. Я всегда была потрясена трагичным сюжетом
их судеб. "Всех обожание - бедствие огромное". Эта строчка пришла ко
мне на могиле Анны Андреевны в Комарове. Я долго сидела возле ее креста и вдруг
в напряженном состоянии нервов, в прозрачном дне и близости Финского залива я
ощутила ее жизнь и бессмертие. И еще какое-то ироничное отношение ко мне. Тогда
родились строчки, что я стою, как нищий, согнанный с крыльца. "Ирония -
избранников занятие". Помню, вывезла на стареньком "Москвиче"
Ахматову на прогулку и попали в аварию. Это было ужасно. Наверное, виноватость
за эту аварию тоже примешивалась к моим стихам о ней.
Н. Я. Мандельштам |
- Я
была очень близка с Надеждой Яковлевной Мандельштам. Даже последний ее день рождения
мы встретили вместе. Не могу признать то, что о ней написала в своих мемуарах
Эмма Григорьевна Герштейн. Вообще отношения между великими всегда складывались
трудно, либо не складывались совсем. Я уже говорила о том, что у меня есть
поговорка "Из великих людей гарнитура не сделаешь". Набоков в
"Других берегах" описал встречу с Буниным после Нобелевской премии, о
том, как они не сошлись и какими чужими ему, Набокову, показались эти
эмигрантские водочка и селедочка.
Б. А. Ахмадулина и Б. А. Мессерер |
- Мы
были С Борей (Мессерером - скульптор, муж Б.Ахмадулиной) последними из русских, кто видел Набокова
живым. Нас с Борей предупреждали, что Набоков высокомерен, заносчив, что ему
плевать на людей из России. Но вышло совсем не так. Наверное, потому, что нам
просто от него ничего не было нужно. Я его только обожала. И мы всю встречу
проговорили легко и мило.
В. С. Высоцкий |
- Я
очень любила получать от Володи Высоцкого письма. И была рада, когда Володя с
Мариной уезжали на автомобиле в Париж. Тогда я сидела возле окна и думала: как
здорово, что они сейчас едут в этом автомобиле. И им хорошо вдвоем. Володя
всегда мог написать строчку, после которой было хорошо несколько дней. Вроде бы
пустяк, какая-то простенькая фраза, но столько в нее всегда было вложено
сердца, любви. Я всегда задумывалась, откуда в нем, исстрадавшемся, столько
любви. Володя был очень раним, несмотря на всенародное обожание, которое,
кстати, было и поддержкой, и докукой. Высоцкий хотел вступить в Союз писателей.
И я несколько раз пыталась ему помочь, встречалась с разными начальниками, но он,
естественно, об этом даже не догадывался. Однажды мне дали согласие на то,
чтобы напечатать стихи Высоцкого. Они вышли в жутко исковерканном виде, и при
встрече Володя так посмотрел на меня... Не зло, нет, но было в его глазах такое
страдание, что у меня слезы навернулись. Высоцкий считал, что этим членством
выбьется в личности. Но ничего не
выходило. Он мечтал освободиться от театрального гнета, но без театра не мог,
хотя театр, как известно, помыкает актером, держит его в дисциплине.
В. М. Шукшин |
- Я почувствовала это сама, когда снималась
в фильме у Шукшина "Живет такой парень". Когда мы впервые встретились
с Василием Макаровичем, он увидел во мне то, что было ему противопоказано и
даже отчасти отвратительно. Я ему показалась нарядной городской дамочкой. И
поэтому он позвал меня в свой фильм "Живет такой парень", где по
сценарию журналистка - просто омерзительное существо. Ей все равно, что там
происходит на Алтае, ей совсем нет дела до какого-то там Пашки Колокольникова.
Она надменна. Она спрашивает и не слышит. Я тогда сказала: "Василий
Макарович, вы очень ошиблись, увидев во мне хладнокровную городскую дамочку. На
самом деле я другая". И поведала ему, как во время моих невзгод работала
нештатным корреспондентом "Литературной газеты" в Сибири, как
смеялись надо мной сталевары или подобные шукшинскому герою люди. Они были ко
мне милостивы, но ужасно ироничны. Разыгрывали меня, сообщали о грандиозных
успехах, я мчалась к ним во всю прыть, записывала, но потом оказывалось, что такого
быть просто не может. В общем, со мной происходило все строго обратное, чем
описано в сценарии. Шукшин сказал, что ничего менять не надо, а можно играть
прямо так. Даже из текста ни слова не выкинули. Но героиня получилась хорошей,
не знающей жизни, но наивной и светлой. Во время съемок мы с Шукшиным
сдружились. И дружили потом очень долго. Я его примиряла с Москвой, водила
везде. На его гонорар от фильма купили ему костюм, галстук, туфли. Помню, тогда
же выкинули в мусоропровод его кирзовые сапоги, в которых он неизменно ходил.
Он был замечательный и в то же время всегда несчастный.
Я люблю воспевать друзей, обожать их,
поднимать заздравные тосты или писать посвящения в альбомы, записные книжки или
на салфетках. Вот одно посвящение Булату:
Как снег летит!
Как снегу много!
Как много ты любим, мой брат.
Какая долгая дорога
Из Петербурга в Ленинград!
Квартиру, бывшую Галича, Белла Ахмадуллина с
Борисом Мессерером все последние годы сдавали, на что и жили. Она уже давно не
писала, почти ничего не видела. Жила в небольшом домике от Литфонда в
Переделкино. Когда произошел инфаркт, вызвали скорую, машина по плохой и давно
не ремонтированной дороге добиралась 40 минут. Белла Ахмадуллина за это время
умерла и навсегда осталась в своём одиночестве. А может, наоборот, попала в
круг своих друзей.
Кто
знает - вечность или миг
мне
предстоит бродить по свету.
За этот
миг иль вечность эту
равно
благодарю я мир.
Что б
ни случилось, не кляну,
а лишь
благославляю легкость:
твоей
печали мимолетность,
моей
кончины тишину.
Е. Е.
Войтинская
Да, действительно, в наше время Белла Ахмадулина была очень популярна! Многие даже подражали её манере чтения стихов. Спасибо Вам за воспоминания!
ОтветитьУдалитьВсегда приятно радовать своих читателей!
Удалить