Самому экранизируемому
писателю СССР Юлиану Семенову 8 октября исполнилось бы 85 лет. Частица «бы»
напоминает о том, что почти 25 лет назад он умер, после того как в течение трех
лет был атакован тяжелыми инсультами. Первый удар настиг его в машине (он ехал
с шофером). Предсказательница обещала ему именно такую смерть, и он помнил этот
печальный прогноз всю жизнь, не мог забыть.
Сыну большевика Семена
Ляндреса — Юлиану Семенову — никогда не было легко. Отца, известного издателя и
журналиста, заместителя Н. Бухарина в «Известиях», репрессировали, от сына
потребовали поддержать это решение и отречься от родителя. Юлиан отказался — и
был исключен из института востоковедения с угрожающей формулировкой о
неблагонадежности. В результате он окончил этот самый институт только после
смерти Сталина.
Юлиан Семенов один из
пионеров жанра «журналистские расследования» в советской периодике. С 1955 года начал пробовать себя в
журналистике: печатался в «Огоньке», «Правде», «Литературной газете»,
«Комсомольской правде. Журналистская деятельность была полна всяческих
приключений. Он бывал и в тайге с охотниками на тигров, и на полярной станции,
и на строительстве БАМа, и на
вскрытии алмазной трубки. Постоянно находился в центре
самых важных событий — в Афганистане, франкистской Испании, в Чили,
на Кубе, в Парагвае, выслеживая укрывающихся от возмездия гитлеровцев и
главарей сицилийской мафии, участвуя в боевых операциях вьетнамских и
лаосских партизан.
Семёнов профессионально
работал с архивами. Ему приписывают цитату: «Кто контролирует
прошлое — не растеряется в настоящем, не заблудится в будущем». Как
рассказывает Владимир Захаров, Семенов однажды даже нашёл телефонные номера
рейхсканцелярии Гитлера, прямые номера Гимлера и Геббельса, попробовал позвонить
последнему, но в ответ услышал «Господин Геббельс уже ушёл. Позвоните завтра».
В 1974 году, в Мадриде,
ему удалось взять интервью у нацистского преступника и любимца Гитлера Отто
Скорцени, который до этого категорически отказывался
встречаться с журналистами, а работая корреспондентом «Литературной газеты» в
Германии писатель берет интервью у рейхсминистра Альберта Шпеера и одного
из лидеров СС Карла Вольфа. Беседы с ними, а также история расследования о
поисках Янтарной комнаты и других культурных ценностей, перемещённых из
России за границу во время Второй мировой войны, были опубликованы Семеновым в
1983 г. в документальной повести «Лицом к лицу».
В 1989 году учредил
первое частное советское издание, бюллетень «Совершенно секретно». Юлиан
Семёнов никогда не был сребролюбив и одним из первых занялся в России благотворительной
деятельностью… В основанной им газете «Совершенно секретно» получал символическую
зарплату — 1 рубль в год. «Совершенно секретно» вошла в историю
отечественной журналистики как первое независимое, негосударственное СМИ в
нашем послереволюционном отечестве. Основал издательство «ДЭМ» и журнал
«Детектив и политика (ДИП)». Принял активное участие в перестройке, написал ряд
политически направленных, обличающих сталинизм произведений: «Репортер», «Тайна
Кутузовского проспекта», «Ненаписанные романы», «Процесс-38»
Вместе с бароном Э.А.
фон Фальц–Фейном создал Международный комитет по поиску «Янтарной комнаты», куда
входили также Жорж Сименон, Джеймс Олдридж, Георг Штайн Занимался поиском и
возвращением в Россию утраченных культурных ценностей. В результате
деятельности созданного ими Международного комитета по возвращению русских
сокровищ на родину в Россию был возвращен прах Ф.И.Шаляпина.
У Семенова было не слишком
много наград. На Государственную премию СССР он выдвигался неоднократно, но
почему-то так и не получил. Да и вообще, ничем весомым не был отмечен, даже за
фильм «Семнадцать мгновений весны», хотя очень многие были удостоены немалых
наград даже за роли фашистов, что по тем временам было нетипично. Конечно,
наградили и режиссера сериала Татьяну Лиознову. А вот Семенова — нет.
Он создал образ, который
вошел в историю нашей жизни и литературы, — образ Штирлица Макса Отто, Максима
Максимовича Исаева, чудесного советского разведчика, благородного шпиона.
Исаев-Штирлиц сопровождал Семенова по жизни, начиная романом «Пароль не нужен»
и заканчивая «Отчаянием». Юлиану Семеновичу удалось создать удивительно
цельного героя, который при всей своей положительности не был скучным.
На протяжении всей
творческой жизни Семенов писал сценарии для кино, преимущественно по мотивам
своих произведений. Полная фильмография писателя насчитывает более 20ти
экранизированных произведений ,некоторые из которых» (Майор «Вихрь (1967), «Семнадцать мгновений весны», (1973), Петровка, 38 (1980), ТАСС уполномочен заявить… (1984), Противостояние (1985)) продолжают
оставаться хитами российского кинематографа.
Семенов также выступил в
качестве режиссёра фильма «Ночь на 14-й параллели» (1971) и актера в фильмах
«Будни и праздники» (1961) и «Солярис» (1972, режиссер Андрей Тарковский).
Габдулханова М. Г.
Комментарии
Отправить комментарий