Заглянем в "Пиотровский"

25 ноября 2015 года в Екатеринбурге открылся первый в России Президентский центр – Президентский центр Бориса Ельцина или, как его сокращённо именуют, Ельцин-центр. Все побывавшие в нём, отзываются о Центре либо просто положительно, либо восторженно. Но наш разговор сегодня не столько о Центре, интереснейших экспозициях, расположенных в нём, сколько о том, что нам, людям работающим с книгой и книги активно читающим наиболее интересно. Я имею в виду  книжный магазин "Пиотровский", присутствующий в Центре.

Организатором,  владельцем и директором магазина является Михаил Мальцев. Он 1980-го года рождения, родился в  Перми. Михаил Мальцев по образованию педагог, преподаватель английского языка. Несколько лет работал учителем в школе, был менеджером, риэлтером, начальником отдела продаж строительной фирмы. Как видите деловая биография владельца магазина насыщена и разнообразна.
Первый "Пиотровский" открылся в 2010 году в Перми. Своё название он получил в честь книготорговца – просветителя Юзефа Юлиановича Пиотровского, который в конце 19 века открыл первый в Перми крупный книжный магазин. Пермский магазин – это независимый частный проект, в котором всё делалось на свои деньги, своими руками, вплоть до того, что сами сотрудники сколачивали полки.
По словам Михаила Мальцева к его компании в 2012 году обратились представители Фонда Ельцина с предложением разработать концепцию книжного магазина внутри Центра. Руководство Ельцин-центра заверило коллектив "Пиотровского", что никаких предписаний и цензуры при комплектовании литературой у магазина не будет.
Руководство Центра предоставило коллективу "Пиотровского" возможность работать с одним из самых лучших и дорогих дизайнерских бюро в России - "Bernaskoni". Стержневыми отделами являются отделы художественной и исторической литературы, а в Перми – искусство и философия. Продажи литературы в екатеринбургском Центре в три раза выше, чем в Перми.
"Пиотровский" не столько коммерческий проект, сколько площадка, которая несёт в том числе просветительскую миссию. По мнению М.Мальцева, подбор литературы  таков, за который не будет стыдно коллективу магазина. Если это художественная литература, то коллектив руководствуется критерием вкуса, если научная, филологическая или нон-фикшн, то критерий таков: не пропускать на полки книги псевдонаучного содержания. Немаловажным вопросом является дизайн книги, особенно если речь идёт о детской литературе.
К тому же в книжном Ельцин-центра действует лекционная площадка, на которой выступают, общаются с читающей аудиторией известные писатели, литературные критики, люди искусства и даже бизнеса. Так, например, в мае нынешнего года писательница Анна Матвеева представляла свою новую книгу рассказов "Лолотта и другие парижские истории", писатель Дмитрий Быков в августе  рассказывал о книге "Тринадцатый апостол. Маяковский: Трагедия-буфф в шести действиях (Москва: Молодая гвардия, 2016).
Магазин "Пиотровский" отличается от сетевых магазинов. Сетевые магазины ориентируются в подборе литературы на 2 крупных издательства «АСТ-Эксмо» и «Азбука-Аттикус». В сетевых магазинах – 70 процентов ассортимента – «АСТ-Эксмо», процентов 20 – книги «Азбуки» и 10 процентов – это средние и малые издательства. В этом смысле они более однообразны в плане комплектования.
По словам Михаила  Мальцева: "Например,  есть  автор, который издаётся и продаётся стотысячными тиражами, так зачем экспериментировать с какими-то другими молодыми авторами, в которых нужно вкладывать деньги? Независимые книжные магазины существуют для того, чтобы эту ситуацию перевернуть. Но для независимых книжных закрытие сетевых – это минус. Потому что это ведёт к уменьшению рынка, а следственно к уменьшению количества читающих людей".
 «Пиотровский» – это 30 процентов «АСТ-Эксмо», 20 процентов – «Азбука» и 50 процентов – региональные издательства. Вновь слово М.Мальцеву:  "Сейчас в России умным человеком быть несложно – конкуренция небольшая. И открывать интеллектуальный книжный магазин тоже несложно по той же причине. Первое, что вы ставите на полки – Мишель Фуко, Иммануил Кант, Андрей Платонов. Приходит человек, видит этих авторов и думает: «Ну, всё понятно, интеллектуальный магазин». Сначала проблема заключалась в понимании, чего читателям нужно больше, а чего меньше, а от чего можно отказаться. К примеру, мы думали, что людей интересует современная политика. Оказалось, что это никому не надо. Мы думали, что можно сделать ставку на современную российскую поэзию, тоже не вышло. В итоге пришлось устраивать распродажи, что-то возвращать. В Екатеринбурге мы учли этот опыт и ошибок не повторяли".
По мнению М.Мальцева весьма заметно снижение читающих людей в стране. В этом смысле у нас – у библиотеки с книжными  магазинами одна задача – приобщение людей к чтению. Опыт книжного магазина "Пиотровский" в этом направлении весьма интересен.

Е. Е. Войтинская

Комментарии