«Раневская
– это эпоха! Язвительный философ с цигаркой в зубах. Каждое высказывание –
скандал и эпатаж. Что за жизнь прожила та, которой злопыхатели приписывают
роман с Анной Ахматовой и Меркурьевым, ссоры с режиссерами, самый тяжелый
характер среди артистов и тотальное одиночество?»
Библиотека предлагает читателям книги о знаменитой актрисе.
Раневская, Фаина Георгиевна Я – Фаина Раневская. – Москва: АСТ, 2014. – 224 с. – (История моей жизни).
Эта
книга – краткое жизнеописание Фаины Раневской, перемежаемое лишь малой толикой
ее высказываний. Попытка нескучно рассказать о ее ролях, ее друзьях, ее жизни.
Автором
книги указана сама актриса, хотя рассказ ведется от третьего лица. Это
объясняется тем, что Фаина Георгиевна никогда не доводила до конца воспоминания
о себе и своей жизни – начинала и бросала не раз. Поэтому полноценных мемуаров
Раневской не существует, только небольшие отрывки – черновики, дневниковые
записи, письма, интервью. Книга составлена на основании этого материала.
«Писать
о себе плохо – не хочется. Хорошо – неприлично. Значит, надо молчать», - говорила
Фаина Раневская. «Краткость – сестра таланта», - писал классик русской
литературы А. П. Чехов. Несомненно, талант доходчиво и четко доносить свои
мысли – основной талант Раневской. Ее высказывания обо всем на свете
становились афоризмами, не успев слететь
с уст. Возможно, слово повлияло на судьбу женщины и актрисы Фаины Раневской.
Остается только гадать…
Родилась
она в богатой еврейской семье в конце августа 1896 года в Таганроге. Ее отец,
Гирш Хаимович Фельдман владел химической фабрикой по изготовлению красок,
которые продавал в своем магазине. Кроме этого, у отца было несколько доходных домов
и даже пароход. Со временем он стал влиятельным нефтепромышленником. Семья,
состоящая из трех детей и жены (четвертый сын умер ребенком) ни в чем не
нуждалась. Это не помешало Фаине покинуть отцовский дом еще до революции и
потом никогда туда не возвращаться.
В
детском возрасте Фаина заикалась, что являлось для нее страшным несчастьем. Она
замыкалась, нервничала, часто бывала одна. Обладая чувствительной натурой,
больше положенного переживала происходившие вокруг нее события, в
результате бросила школу и была
переведена отцом на домашнее обучение. Получила неплохое образование,
остальному, что могло понадобиться ей в жизни, доучивалась сама, будучи уже
взрослой.
Актерский
талант Фаины Георгиевны проявился уже в три года – как заправский режиссер она
распределяла роли куклам и озвучивала их сама. В восемь лет она поставила со
своими куклами знаменитый детский спектакль «Петрушка». Чувство славы,
удовольствия и возвышенности от содеянного утвердили ее в желании стать
актрисой.
Актерский
путь Фаины Раневской был долгим и непростым. В 17 лет она сделала первую
попытку покорить Москву – пробовала устроиться актрисой в какой-либо театр, но
ее никто не брал – желающих стать актрисами было много. Пришлось вернуться
домой. В Таганроге она посещала театральную студию, сдав экстерном экзамены в
гимназии. В 19 лет она окончательно перебралась в Москву. Посещала театры,
мечтала когда-нибудь сыграть на сцене. И все это при отсутствии материальной
поддержки отца, дела которого во время Первой Мировой войны пошатнулись, а
вскоре семья навсегда покинула Таганрог и Россию.
Москва
подарила Фаине Фельдман встречу со знаменитой балериной Екатериной Гельцер.
Сорок лет продолжалась их дружба. Они очень подходили друг другу: обе язвительные и остроумные восхищали друг
друга, хотя шокировали многих. Гельцер заочно познакомила Раневскую с
московской богемой и закулисной жизнью. «Это были «Мои университеты, -
вспоминала Фаина Георгиевна».Юная провинциалка, в свою очередь, покорила
балерину своей молодостью, яркостью, целеустремленностью.
В том
же 1915 году у Раневской состоялась еще одна встреча с Мариной Цветаевой. Они
сдружились, не испытывая при этом глубокой привязанности друг к другу. Позже, в
непростые для Цветаевой годы, Раневская одна из немногих поддерживала поэтессу
и просила за Цветаеву.
Первую
приличную работу Фаина Георгиевна получила в Летнем театре в Малаховке, куда ее
порекомендовала Екатерина Гельцер. Фаину взяли туда на эпизодические роли.
Работа с известными актерами стала для девушки настоящей школой жизни.
Первая
мировая война внесла свои коррективы в работу театра – его закрыли, Фаина
Раневская уехала в Крым поработать в антрепризе. Работа, однако, оказалась
недолгой, наступил тяжелый, голодный период поиска новой. Так она оказалась в
Ростове-на-Дону недалеко от Таганрога. Встреча с отцом, матерью и братом была
последней. Спустя 40 лет Раневской довелось встретиться только с сестрой Беллой.
В
Ростове-на-Дону Фаина познакомилась с
известной актрисой Павлой Вульф, которая взяла Раневскую в ученицы и была
потрясена результатом преображения. Помогая таланту, она устроила Раневскую в
театр, оставила жить у себя в доме,
посоветовала придумать звучный псевдоним. Так Фаина Фельдман стала
Фаиной Раневской. Что из этого получилось, мы, к счастью, знаем.
Афоризмы
Фаины Раневской цитируются и в наше время. Они создали дополнительную славу
актрисе при жизни. Их особенность в том,
что они, если и смешные, то уж точно не веселые. И смех, который они вызывают,
это смех сквозь слезы: «У меня хватило ума так глупо прожить жизнь, не каждому
это дано», «Старость – это когда беспокоят не плохие сны, а плохая
действительность».
Щеглов, Д. Хроники времен Фаины Раневской /
Д. А. Щеглов. – Москва: Олимп: Астрель: АСТ, 2008. – 393, [7] с.
Книга
рассказывает о Фаине Раневской, ее жизни, творчестве, о людях, окружавших ее и
о времени в котором жила эта яркая женщина.
О Раневской / сост. Л. Ф. Лосев. – Москва:
Искусство, 1988. – 183, [3] с.
Эта
книга – рассказы людей, с которыми дружила и работала Фаина Раневская. Известные
люди с радостью поделились своими воспоминаниями о человеке, которого любили.
Среди них Ростислав Плятт, Ия Савина, Анатолий Эфрос, Юрий Завадский, Сергей
Юрский, Марина Неелова. Кроме того, в книгу включены статьи о Раневской, опубликованные
в разные годы ее активного творчества. Несомненным достоинством книги является
большое количество фотографий из личных архивов и архива государственного
театрального музея имени А. А. Бахрушина, Театра имени Моссовета, архива самой
Раневской и др.
Скороходов, Г. А. Разговоры с Раневской /
Глеб Скороходов. – Москва: Астрель: АСТ, 2007. – 411, [5] с.
Известный
киножурналист Глеб Скороходов сохранил записи бесед с Фаиной Раневской, добавил
страницы ее писем и дневников. В результате получился неординарный образ
великой актрисы. Книга насыщена театральными образами, фотографиями, рассказами
о сыгранных ролях. Описаны особые взаимоотношения Раневской с Сергеем
Эйзенштейном, Верой Марецкой, Василием Качаловым, Анной Ахматовой, Любовью
Орловой и другими.
Читайте
и получайте удовольствие!
Комментарии
Отправить комментарий