В
ранней молодости Георгий Данелия не помышлял о профессии режиссёра.
В 1955 году он окончил Московский архитектурный институт. Однако
волей случая Данелия поступил в 1956 году на Высшие режиссерские
курсы при киностудии «Мосфильм», а после их окончания снял совместно с
Игорем Таланкиным картину «Серёжа».
Имя
Георгия Данелия стало широко известно после выхода на экраны
в 1963 году лирической комедии «Я
шагаю по Москве», в которой он открыл много будущих звёзд
советского кино. Почти каждый его последующий фильм становился событием,
собирал огромные очереди в кинотеатры и завоёвывал всенародную
любовь и популярность на долгие годы. Среди лучших его картин - «Не
горюй!» (1968), «Афоня» (1975), «Мимино» (1977),«Осенний
марафон» (1979), «Кин-дза-дза!» (1986)
и «Паспорт» (1990). Много лет он работал
над созданием анимационной ленты «Ку!
Кин-дза-дза», которая вышла на экраны в 2013 году. Георгий
Данелия – автор трёх книг воспоминаний, в которых он с большой долей юмора
описал свою жизнь и работу в кино.
Георгий
Данелия «Кот ушел, а улыбка осталась»
С
огромной радостью представляю вам книгу Георгия Данелия «Кот ушел, а улыбка
осталась». Георгий Данелия – не только
классик мирового кино, но он еще и непревзойденный рассказчик. Каждая глава из
этой книги – это невероятная история, какой-то яркий эпизод из жизни автора. А
герои этих рассказов – это Давид Иоселиани, Сергей
Бондарчук, Фрэнсис Форд Кополла, Евгений Моргунов, Вахтанг
Кикабидзе, Наталья Гундарева, Евгений Примаков и другие яркие и
очень интересные люди. Прочитав главу из этой книги, вы улыбнетесь и эта улыбка
надолго останется на вашем лице, потому что автор – человек с
огромным чувством юмора, неисчерпаемым талантом и богатым житейским
опытом.
В этой
книге, слава Богу, напрочь отсутствует сарказм, которым грешат многие мемуары,
здесь только добрые, светлые воспоминания о жизни, о любви, о дружбе, о
творчестве, и очень много смешных анекдотических случаев, которые сопутствуют
жизни незаурядного человека. Георгий Данелия, создатель фильмов «Я шагаю по
Москве», «Мимино», «Афоня», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза», очень талантливый
писатель. И если вы еще не знакомы с его произведениями, то прочтите эту книгу,
честное слово, она вам очень и очень понравится.
Георгий
Данелия «Тостуемый пьет до дна».
В нашем
сознании его имя связано с непередаваемым, тонким юмором. Но прочитать
воспоминания Георгия Данелии, чтобы поразвлечься – не получится.
Сюжет
книги построен по ассоциативному признаку. Это набор ярких картинок прошлого,
иронично-грустных и забавных. В СССР существовал феномен грузинского кино,
абсолютно непохожего на основную массу советских фильмов. Люди моего возраста
помнят грузинские фильмы-новеллы: уморительно смешные и пронзительно
человечные. Из тех истоков – и юмор Георгия Данелии, но его грузинский
менталитет удивительным образом сплавился с русским, чеховским. Поэтому так
трогают рассказы Данелии о людях, которые ему дóроги.
О
Бориславе Брондукове:
…самое
большое количество аплодисментов на встречах в кинотеатрах срывал алкоголик,
мерзавец и законченный подлец Федул, которого в нашем фильме великолепно сыграл
Борислав Брондуков.
(Реплика
Федула: «Гони рубль, родственник!» – стала визитной карточкой фильма.)
…А
позже, когда снимали «Слезы капали», в Ростове Великом, в гостинице, я у себя в
номере вдруг услышал, что кто-то в ресторане поет французские песни. Я
спустился. Была поздняя осень, народу в ресторане было мало. На сцене с
микрофоном в руке Брондуков пел песню из репертуара Ива Монтана. И это был уже
не доходяга и алкаш Федул, а элегантный, пластичный и обворожительный
французский шансонье. Жаль, что эта грань его таланта так и осталась
нераскрытой.
О
Леониде Куравлеве:
На
Афоню у нас было три кандидатуры – польский актер Даниэль Ольбрыхский, Владимир
Высоцкий и Леонид Куравлев. Три замечательных разных актера. Три разных фильма.
Остановились
на Куравлеве. И не ошиблись! Есть в Куравлеве какой-то секрет. Афоне, в его
исполнении, прощают то, чего никогда бы не простили ни Афоне Ольбрыхского, ни
Афоне Высоцкого. А этого мы и добивались. Нам хотелось, чтобы зрители в конце
фильма не возненавидели нашего Афоню, а пожалели.
Афоня в
исполнении Куравлева получился настолько обаятельным, что на «Мосфильм» пришло
немало возмущенных писем от жен пьющих особей. Особенно запомнилось одно, в нем
дама из Омска спрашивала: «Товарищ режиссер, а вы сами когда-нибудь спали с
пьяным сантехником?»
В
ответном письме я сознался, что не спал. Ни с пьяным, ни с трезвым.
Как ни
странно, один из самых смешных эпизодов книги – рассказ о похоронах хорошего
человека, Саши Яблочкина. То, что там произошло, неописуемо (я и не буду
описывать, читайте сами) – выдумать такое невозможно.
… мы не
смогли сдержаться. Саша, прости меня! Но я тоже ржал. Ты говорил, что твой
любимый жанр трагикомедия. В этом жанре и прошли твои похороны.
Когда
придет время и мне уходить, я очень хочу уйти так же. Не болея и внезапно,
никого не мучая. И чтобы на моих похоронах тоже плакали и смеялись.
Именно
в этом жанре – трагикомедия (с густой примесью абсурда) – написана вся книга
Георгия Данелии. В ней есть большая доля горечи, печали и чувства вины – и еще
больше солнца, щедрости и любви.
Комментарии
Отправить комментарий