"Я принадлежу к утраченному поколению, и мне комфортно в компании таких же потерянных и одиноких". Умберто Эко
19 февраля 2016 года
ушёл из жизни выдающийся итальянский писатель, учёный Умберто Эко.
В области науки
он занимался проблемами семиотики, был историком – медиевистом (изучал историю
Средних веков). Если бы Умберто Эко занимался только наукой, где он достиг
больших успехов и признания среди специалистов не только Италии, но и всего
мира, то известность его не была столь огромной. Но учёный оставил литературное
наследие - 6 романов, самым популярным из которых безусловно является "Имя
розы".
Роман "Имя
розы" вышел в 1980-м году. В начале XIV века (1327 год) в сердце Европы, в бенедиктинском монастыре
обнаруживаются убитые. Английскому
сыщику Вильгельму Баскервильскому( отсылка к Конан Дойлу) и его помощнику
Адсону Милькскому предстоит расследовать череду преступлений.
В жесткой конструкции
детектива находится место и ярким фактам истории Средневековья, и перекличкам с
историей XX века, и рассказам о религиозных конфликтах и бунтах, и трогательной
повести о любви, и множеству новых загадок, которые мы, читатели, торопимся
разрешить, но хитрый автор неизменно обыгрывает нас... Вплоть до парадоксального и жуткого финала. Обо всём
этом и не только в книге "Имя розы".
Книга переведена на 49
языков мира, включая русский язык.
1986 году роман был экранизирован. Режиссером фильма «Имя розы» стал Жан Жак Анно. Роль
Вильгельма Баскервильского исполнил Шон Коннери, Адсона - Кристиан Слейтер.
Умберто Эко родился 5 января 1932 года в Италии, в Алессандрии,
неподалёку от Турина. Его отец Джулио Эко был бухгалтером, мать Джованна – домохозяйкой.
Отец мечтал, чтобы сын получил основательное юридическое образование. Сын
стремился совсем к другому. Вопреки желанию отца Умберто поступил в Туринский
университет, чтобы изучать средневековую историю и литературу. В 1954 году
успешно окончил университет. Во время учёбы в сознании молодого студента
произошли буквально революционные для католической Италии перемены, Умберто покинул католическую церковь и стал атеистом.
По окончании
университета молодой человек работал на телевидении, обозревателем газеты
"Эспрессо", преподавал теорию культуры и эстетику в университетах
Милана, Флоренции, Турина.
Со временем Умберто Эко стал одним их самых авторитетных
учёных не только в области истории, но и
языкознания. Ему принадлежит разработка теории семиотики. Семиотика – наука,
исследующая свойства знаковых систем и символов. Семиотика включает 3 аспекта
изучения: синтаксис, семантику и прагматику.
Умберто Эко к тому же
один из самых известных теоретиков медиа (до конца жизни сотрудничал с газетой
"Эспрессо"), в течение многих
лет активно занимался медиаобразованием
студентов. Медиаобразование
подразумевает квалифицированное
использование средств коммуникаций (прессы, телевидения, радиовещания) для
развития способности освоения так называемых медиатекстов. Как
последовательный сторонник семиотической теории медиа, У.Эко подробно изложил
свои теоретические взгляды в монографическом фолианте, выдержавшем (начиная с
1968 года) множество изданий на разных языках мира. Русскоязычный перевод книги
под названием «Отсутствующая структура. Введение в семиологию» был впервые
опубликован в 1998 году.
Учёный в должности профессора
более 40 лет преподавал в Болонском университете, являлся Почётным доктором
множества иностранных университетов. Он в 2003 году был удостоен звания Кавалера французского
официального ордена Почётного
легиона.
Что касается личной
жизни писателя и учёного, то в 1962 году Умберто Эко женился на Ренате Рамге.
Она из Германии, специалист в области
истории искусства, у супругов двое детей: сын и дочь.
Но вернёмся к
литературному наследию Умберто Эко. Роман "Имя Розы"(1980) был первым
в его творчестве. Далее последовал "Маятник Фуко"(1988), главный посыл
произведения - пародийный анализ сумятицы
современного интеллигентского сознания, этой сумятицей вполне могут
воспользоваться некие силы для продвижения фашистских теорий.
К проблеме угрозы
фашизма писатель вернется в сборнике статей "Пять эссе на темы
этики"(1997). Умберто Эко называет в своей работе 14 признаков фашизма:
1) Нет места развитию знания
2) Неприятие модернизма, иррационализм
3) Культ действия ради действия, подозрительность к интеллектуальному миру
4) Несогласие есть предательство
5) Расизм
6) Опора на фрустрированные средние классы
7) Национализм, одержимость идеей заговора,
8) Враги рисуются в одно и то же время как и чересчур сильные, и чересчур слабые
9) Пацифизм однозначен братанию с врагом, жизнь есть вечная борьба
10) Презрение к слабому
11) Культ смерти
12) Культ мужественности, то есть пренебрежение к женщине и беспощадное преследование любых неконформистских сексуальных привычек
13) Индивидуум прав личности не имеет, а народ предстаёт как монолитное единство
2) Неприятие модернизма, иррационализм
3) Культ действия ради действия, подозрительность к интеллектуальному миру
4) Несогласие есть предательство
5) Расизм
6) Опора на фрустрированные средние классы
7) Национализм, одержимость идеей заговора,
8) Враги рисуются в одно и то же время как и чересчур сильные, и чересчур слабые
9) Пацифизм однозначен братанию с врагом, жизнь есть вечная борьба
10) Презрение к слабому
11) Культ смерти
12) Культ мужественности, то есть пренебрежение к женщине и беспощадное преследование любых неконформистских сексуальных привычек
13) Индивидуум прав личности не имеет, а народ предстаёт как монолитное единство
14) Ур-фашизм говорит на Новоязе.
Новояз был изобретён
Оруэллом в романе «1984» как официальный язык Ангсоца, Английского социализма,
но элементы ур-фашизма свойственны самым различным диктатурам. И нацистские, и
фашистские учебники отличались бедной лексикой и примитивным синтаксисом, желая
максимально ограничить для школьника набор инструментов сложного критического
мышления. Но мы должны уметь вычленять и другие формы Новояза, даже когда они
имеют невинный вид популярного телевизионного ток-шоу.
Всю жизнь писатель
занимал активную гражданскую позицию. Эко одним из первых публично сравнил
террористическую организацию “Исламское государство” (ИГ, запрещена в России) с
нацизмом. “ИГ хочет завоевать мир. Это как когда я маленьким жил под
бомбежками. ИГ – новый нацизм, а мы находимся в состоянии войны”, – сказал Эко
в интервью в “Коррьере делла сера”.
В 2010 году увидел
свет роман "Пражское кладбище". Роман о том, как глупость и алчность
вполне могут породить ненависть. Главный герой произведения Симонино
Симонини как раз и демонстрирует это.
Десятью годами раньше,
в 2000 году, был написан роман "Баудолино". В этом произведении автор погружается в свою
любимую историю Средневековья, с её фактами и легендами. Герой романа Баудолино на протяжении повествования ведёт беседы с
историком Никитой Хониато. В его
рассказах всплывает всё самое прекрасное и загадочное, что есть в Средних
веках: от поисков Грааля до земли пресвитера Иоанна. Исследователи творчества
Эко считали, что Баудолино это в большей
степени иронический автопортрет самого писателя.
В разные годы
писателем были созданы романы "Остров накануне"(1994), "Таинственное пламя царицы
Лоаны"(2004). В январе 2015 года издательство Bompiani выпустило новый и
последний роман Умберто Эко "Нулевой номер".
Известие о кончине
Умберто Эко оказалось неожиданным, до последнего дня он активно работал, не
смотря на то, что 2 года назад у него диагностировали рак. Только 27 января в
еженедельнике “Эспрессо”, с которым он сотрудничал на протяжении десятилетий,
вышла его традиционная колонка. Более того, в течение этого года к выходу
готовился сборник эссе, публиковавшихся
с 2000 года.“Я выбрал те, которые объедены темой феномена “жидкого общества” и
его симптомами: крушение идеологии, отказ от исторической памяти, общество, в
котором самоопределение означает выставление себя на показ, – писал Эко. –
“Жидкое” – это то, что характеризует растерянность и смятение нашего времени”.
Книги Умберто Эко не
развлекательное чтение. Канва произведения может быть остросюжетной,
детективной, как в "Имени розы", но в текстах заложена масса смыслов,
в каждом произведении – игра ума выдающегося мыслителя. Своим
творчеством Умберто Эко как будто опровергал мысль о том, что время энцеклопедистов
прошло, он знал так много и в разных областях, что при написании текста ему не надо
было заглядывать в Google.
Умберто Эко скончался
в своём доме. Согласно завещанию, прощание было недолгим в одном из внутренних
дворов замка Сфорцеско, затем тело усопшего подвергли кремации. Наряду с близкими и друзьями на церемонии
прощания присутствовали коллеги из Болонского университета.
Соболезнования близким выразил премьер-министр
Италии Маттео Ренци, он отметил, что
“Эко являл собой редкий пример европейского интеллектуала, объединял мудрость
прошлого и невероятную способность предвещать будущее”.
"Нас других не
будет! Ни
здесь, ни там, где все равны
Оттого – то наши дни
в этом месте
сочтены" (И.Бродский)
P.S. С
удовлетворением и даже гордостью можно
сказать, что в городской библиотеке есть все вышеперечисленные романы Умберто
Эко. Все они активно читаемы, это ли не лучшая память о большом писателе.
Е. Е. Войтинская
Комментарии
Отправить комментарий