Романы Дмитрия
Глуховского, начиная с "Метро-2033", всегда являются лидерами продаж
в книжных магазинах. В 2015 году в издательстве АСТ вышла очередная серия саги –
"Метро-2035". Те, кто увлечён жанром антиутопии, эти книги читают с
большим интересом. Но и тем, кому жанр не близок, хотя бы один из романов стоит
прочесть.
Я читаю
"Метро-2035", не сказать чтобы с трудом, но, пожалуй, по принципу:
раз книга начата, надо её дочитать.
Всё происходящее в
романе вызывает уныние, иногда отвращение. Даже не хочется думать, что
описанное может быть реальностью. Но, наверное,
действительность окажется страшнее описанной Глуховским, случись ядерная
война.
Напомню, предысторию
"Метро-2033" и 2034.
Люди, уцелевшие после
ядерной войны, живут в московском метро.
Наверху – зараженная радиацией территория, внизу – глубокие подземелья, в которых обитает ужас.
Людям, выжившим в глобальном катаклизме, остались лишь обитаемые
станции-поселки и необитаемые перегоны, связывающие станции между собой.
Существовать в таких условиях тяжело, но выбора нет. Артем, житель ВДНХ, вынужден
отправиться в рискованное путешествие по московскому метро, чтобы спасти свою
станцию от нашествия мутантов. Монстры и мародеры скрываются в темноте
туннелей, звучат во мраке голоса мертвых, неслышно перемещается за стенами
гигантский червь.
В романе "Метро-2034"
ситуация усугубляется, весь мир разрушен ядерной войной. Крупные города стерты
с лица Земли, о мелких ничего не известно. Оставшиеся в живых коротают
последние дни в бункерах и бомбоубежищах, самое большое из которых – Московский
Метрополитен.
Все те, кто оказался в
нем, когда на столицу падали боеголовки ракет, спаслись. Для уцелевших после
Судного дня метро стало своеобразным Ноевым ковчегом. Поверхность планеты
заражена радиацией и населена чудовищами. Отныне жизнь возможна только под
землей.
Станции превратились в
города-государства, а в туннелях властвуют тьма и страх. Жители
Севастопольской, маленькой подземной Спарты, ценой невероятных усилий выживают
на своей станции и обороняют ее.
Но однажды
Севастопольская оказывается отрезанной от большого метро, всем ее обитателям
грозит страшная гибель.
В новом романе
"Метро-2035" та же драматическая ситуация, тот же главный герой – Артём. Он сталкер и свою дозу радиации при вылазках на поверхность получил.
Артём не оставляет попыток вновь подняться наверх, узнать, в каком состоянии
те места Москвы, которые он знал с детства. В метро, в момент взрыва, он
оказался ещё ребёнком. Таких не смирившихся как Артём в метро не так уж много.
Люди обжились, станции, как регионы страны, резко отличаются друг от друга.
Где-то жизнь почти образцово налажена, развивается своеобразный бизнес, на
каких-то станциях, наоборот, царит запустение. Описание жизни на любой из
станций оставляет мерзкое ощущение, равно
как и персонажи, населяющие эти станции, присутствует ненормативная лексика. Не
случайно, обложка книги промаркирована грифом 18+.
В антиутопии
Глуховского очень явно прочитываются реалии сегодняшнего дня. В метро образца
2035-го года образовались свои партии, довольно заметное место занимает
националистическая партия, с элементами фашизма. В партии есть даже фюрер. Лозунги весьма узнаваем: "Чистота
генов, спасение народа".
А вот рассуждения
одного из героев романа по поводу ядерной войны: "Мы бы не начали. У нас
вменяемый народ. Эти ... обложили нас, в гонку вооружений втянули, чтобы
измотать. Хотели расчленить страну. На куски распилить. Ради нефти и газа."
В людях, обитающих в
замкнутом пространстве, просыпаются самые низменные инстинкты: пьянство,
спиртное изготовляют из грибов. К тому же в метро царит полная распущенность
нравов, процветает проституция, метро переполнено борделями.
Главный герой хочет
вырваться из этого ада, мечтает найти людей, выживших в мире, разрушенном
ядерной войной, мечтает, чтобы люди
вышли однажды из подземки и зажили, как раньше.
В те дни, когда Артём
и несколько его товарищей поднимаются на поверхность, они видят страшную
картину. Вот зарисовка одной из главных магистралей Москвы – МКАД в главе
"Шоссе энтузиастов". "МКАД был широченным, как трасса в царство
мёртвых. На нём в очередь на судилище встали равно и легковушки, и грузовики, и
русские неказистые коробчонки, и вальяжные иностранные лимузины. У некоторых
фур были кабины вперёд опрокинуты, словно им головы рубили и недорубили; у всех
брюхо распотрошено". На всей поверхности Москвы зашкаливающий радиационный
фон.
Главный посыл, который
заставляет Артёма подниматься на заражённую территорию, найти хоть что-то
живое, поймать радиосигналы из других городов. Эфир пуст, вся планета мертва, и
люди в метро уже смирились с этим, похоже только Артём не собирается сдаваться.
С момента выхода
первой книги трилогии – "Метро-2033" прошло десять лет, к сожалению,
сегодня нельзя сказать, что романы Глуховского выглядят невообразимой
фантастикой. Возможно поэтому жанр, в котором написаны романы всё чаще называют
не антиутопией, а постапокалиптикой.
Теперь самое время
сказать несколько слов об авторе трилогии.
Дмитрий Глуховский
родился и вырос в Москве, где окончил арбатскую школу 1231 с углублённым
изучением французского языка. Высшее образование (по специальностям
журналистика и международные отношения) получил в Иерусалимском университете. С 2002 по 2005
год работал на европейском информационном телеканале EuroNews во французском
Лионе, после чего вернулся в Россию и продолжил карьеру телевизионного корреспондента
на только что созданном Russia Today.
За три года работы объездил полмира, входил в «кремлёвский пул», побывал на
космодроме Байконур, в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, а также на Северном
Полюсе, откуда в июле 2007 года совершил первый в мире прямой телерепортаж. Сотрудничал
с европейскими СМИ – немецкой радиостанцией Deutsche Welle
и британским телеканалом Sky News. С 2007 по 2009 год работал ведущим «Маяк». В настоящий момент является колумнистом изданий «Сноб» и GQ.
Согласитесь,
насыщенная и интереснейшая биография для 36-летнего человека.
В одном из интервью,
относящемуся к 2009-му году Дмитрий Глуховский рассказал, как возник замысел
романа-антиутопии.
"Вселенная
«Метро» родилась лет пятнадцать назад, когда я каждый день по часу ездил в
метро из дома в школу и обратно. В старших классах, увлекшись компьютерной
игрой Fallout, начал представлять себе, чтобы бы произошло в Москве, случись
ядерная война. И тут я узнал, что московское метро не только транспортное
сооружение, но и стратегический объект гражданской обороны, главная задача
которого не столько перемещать людей с места на место, сколько укрывать и
защищать их. В случае ядерной войны московское метро стало бы «Ноевым ковчегом»
для человечества. Постепенно я придумал расселить по разным станциям людей с
различными убеждениями, верованиями, потом набросал общую фабулу".
Писатель в приведённой
цитате упомянул компьютерную игру, подтолкнувшую к созданию саги
"Метро". В свою очередь по мотивам романов созданы две видеоигры,
которые пользуются большой популярностью. Книги автора переведены на многие
языки.
Глуховский часто сам занимается
промоушеном своих произведений и охотно говорит об этом. "Когда текст
готов, приходится придумывать, как можно его распространить, чтобы вместо тех
старых читателей, которые в нем разочаруются, книга приросла новыми, которым
такое по душе. Многие писатели брезгуют или ленятся рекламировать свои книги. А
я считаю обязательным оповещать читателей о том, что я сделал. Для этого хороши
все средства. Мне кажется, что настоящая трагедия писателя не в том, что книжки
его не покупаются (черт с этим), а в том, что книги не читают". Писатель
выкладывает тексты произведений на собственном сайте, не взимая за это плату.
Правда, делает это он после появления бумажной версии.
Читать книгу тяжело, к
тому же привычная к другой литературе, я не берусь судить о литературных
достоинствах саги "Метро". Язык произведения мне показался вполне приемлимым.
Дело тут в другом, книга актуальна. Особенно бы я порекомендовала её прочитать
тем, кто с лёгкостью говорит о возможности ядерной войны. Главное желание после
чтения "Метро-2035": пусть это останется фантастикой.
Е. Е. Войтинская
Комментарии
Отправить комментарий