Эту книгу он задумал в детстве. О романе Дмитрия Глуховского "Метро-2035"

Романы Дмитрия Глуховского, начиная с "Метро-2033", всегда являются лидерами продаж в книжных магазинах. В 2015 году в издательстве АСТ вышла очередная серия саги – "Метро-2035". Те, кто увлечён жанром антиутопии, эти книги читают с большим интересом. Но и тем, кому жанр не близок, хотя бы один из романов стоит прочесть.
Я читаю "Метро-2035", не сказать чтобы с трудом, но, пожалуй, по принципу: раз книга начата, надо её дочитать.

Всё происходящее в романе вызывает уныние, иногда отвращение. Даже не хочется думать, что описанное может быть реальностью. Но, наверное,  действительность окажется страшнее описанной Глуховским, случись ядерная война.
Напомню, предысторию "Метро-2033" и 2034.
Люди, уцелевшие после ядерной войны,  живут в московском метро. Наверху – зараженная радиацией территория, внизу –  глубокие подземелья, в которых обитает ужас. Людям, выжившим в глобальном катаклизме, остались лишь обитаемые станции-поселки и необитаемые перегоны, связывающие станции между собой. Существовать в таких условиях тяжело, но выбора нет. Артем, житель ВДНХ, вынужден отправиться в рискованное путешествие по московскому метро, чтобы спасти свою станцию от нашествия мутантов. Монстры и мародеры скрываются в темноте туннелей, звучат во мраке голоса мертвых, неслышно перемещается за стенами гигантский червь.
В романе "Метро-2034" ситуация усугубляется, весь мир разрушен ядерной войной. Крупные города стерты с лица Земли, о мелких ничего не известно. Оставшиеся в живых коротают последние дни в бункерах и бомбоубежищах, самое большое из которых – Московский Метрополитен.
Все те, кто оказался в нем, когда на столицу падали боеголовки ракет, спаслись. Для уцелевших после Судного дня метро стало своеобразным Ноевым ковчегом. Поверхность планеты заражена радиацией и населена чудовищами. Отныне жизнь возможна только под землей.
Станции превратились в города-государства, а в туннелях властвуют тьма и страх. Жители Севастопольской, маленькой подземной Спарты, ценой невероятных усилий выживают на своей станции и обороняют ее.
Но однажды Севастопольская оказывается отрезанной от большого метро, всем ее обитателям грозит страшная гибель.
В новом романе "Метро-2035" та же драматическая ситуация, тот же главный герой  Артём. Он сталкер и свою дозу радиации при вылазках на поверхность получил. Артём не оставляет попыток вновь подняться наверх, узнать, в каком состоянии те места Москвы, которые он знал с детства. В метро, в момент взрыва, он оказался ещё ребёнком. Таких не смирившихся как Артём в метро не так уж много. Люди обжились, станции, как регионы страны, резко отличаются друг от друга. Где-то жизнь почти образцово налажена, развивается своеобразный бизнес, на каких-то станциях, наоборот, царит запустение. Описание жизни на любой из станций оставляет мерзкое ощущение,  равно как и персонажи, населяющие эти станции, присутствует ненормативная лексика. Не случайно, обложка книги промаркирована грифом 18+.
В антиутопии Глуховского очень явно прочитываются реалии сегодняшнего дня. В метро образца 2035-го года образовались свои партии, довольно заметное место занимает националистическая партия, с элементами фашизма. В партии есть даже  фюрер. Лозунги весьма узнаваем: "Чистота генов, спасение народа".
А вот рассуждения одного из героев романа по поводу ядерной войны: "Мы бы не начали. У нас вменяемый народ. Эти ... обложили нас, в гонку вооружений втянули, чтобы измотать. Хотели расчленить страну. На куски распилить. Ради нефти и газа."
В людях, обитающих в замкнутом пространстве, просыпаются самые низменные инстинкты: пьянство, спиртное изготовляют из грибов. К тому же в метро царит полная распущенность нравов, процветает проституция, метро переполнено борделями.
Главный герой хочет вырваться из этого ада, мечтает найти людей, выживших в мире, разрушенном ядерной войной,  мечтает, чтобы люди вышли однажды из подземки и зажили, как раньше.
В те дни, когда Артём и несколько его товарищей поднимаются на поверхность, они видят страшную картину. Вот зарисовка одной из главных магистралей Москвы  МКАД в главе "Шоссе энтузиастов". "МКАД был широченным, как трасса в царство мёртвых. На нём в очередь на судилище встали равно и легковушки, и грузовики, и русские неказистые коробчонки, и вальяжные иностранные лимузины. У некоторых фур были кабины вперёд опрокинуты, словно им головы рубили и недорубили; у всех брюхо распотрошено". На всей поверхности Москвы зашкаливающий радиационный фон.
Главный посыл, который заставляет Артёма подниматься на заражённую территорию, найти хоть что-то живое, поймать радиосигналы из других городов. Эфир пуст, вся планета мертва, и люди в метро уже смирились с этим, похоже только Артём  не собирается сдаваться.
С момента выхода первой книги трилогии  "Метро-2033" прошло десять лет, к сожалению, сегодня нельзя сказать, что романы Глуховского выглядят невообразимой фантастикой. Возможно поэтому жанр, в котором написаны романы всё чаще называют не антиутопией, а постапокалиптикой.
Теперь самое время сказать несколько слов об авторе трилогии.
Дмитрий Глуховский родился и вырос в Москве, где окончил арбатскую школу 1231 с углублённым изучением французского языка. Высшее образование (по специальностям журналистика и международные отношения) получил в Иерусалимском университете. С 2002 по 2005 год работал на европейском информационном телеканале EuroNews во французском Лионе, после чего вернулся в Россию и продолжил карьеру телевизионного корреспондента на только что созданном Russia Today. За три года работы объездил полмира, входил в «кремлёвский пул», побывал на космодроме Байконур, в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, а также на Северном Полюсе, откуда в июле 2007 года совершил первый в мире прямой телерепортаж. Сотрудничал с европейскими СМИ – немецкой радиостанцией Deutsche Welle и британским телеканалом Sky News. С 2007 по 2009 год работал ведущим «Маяк». В настоящий момент является колумнистом изданий «Сноб» и GQ.
Согласитесь, насыщенная и интереснейшая биография для 36-летнего человека.
В одном из интервью, относящемуся к 2009-му году Дмитрий Глуховский рассказал, как возник замысел романа-антиутопии.
"Вселенная «Метро» родилась лет пятнадцать назад, когда я каждый день по часу ездил в метро из дома в школу и обратно. В старших классах, увлекшись компьютерной игрой Fallout, начал представлять себе, чтобы бы произошло в Москве, случись ядерная война. И тут я узнал, что московское метро не только транспортное сооружение, но и стратегический объект гражданской обороны, главная задача которого не столько перемещать людей с места на место, сколько укрывать и защищать их. В случае ядерной войны московское метро стало бы «Ноевым ковчегом» для человечества. Постепенно я придумал расселить по разным станциям людей с различными убеждениями, верованиями, потом набросал общую фабулу".
Писатель в приведённой цитате упомянул компьютерную игру, подтолкнувшую к созданию саги "Метро". В свою очередь по мотивам романов созданы две видеоигры, которые пользуются большой популярностью. Книги автора переведены на многие языки.
Глуховский часто сам занимается промоушеном своих произведений и охотно говорит об этом. "Когда текст готов, приходится придумывать, как можно его распространить, чтобы вместо тех старых читателей, которые в нем разочаруются, книга приросла новыми, которым такое по душе. Многие писатели брезгуют или ленятся рекламировать свои книги. А я считаю обязательным оповещать читателей о том, что я сделал. Для этого хороши все средства. Мне кажется, что настоящая трагедия писателя не в том, что книжки его не покупаются (черт с этим), а в том, что книги не читают". Писатель выкладывает тексты произведений на собственном сайте, не взимая за это плату. Правда, делает это он после появления бумажной версии.
Читать книгу тяжело, к тому же привычная к другой литературе, я не берусь судить о литературных достоинствах саги "Метро". Язык произведения мне показался вполне приемлимым. Дело тут в другом, книга актуальна. Особенно бы я порекомендовала её прочитать тем, кто с лёгкостью говорит о возможности ядерной войны. Главное желание после чтения "Метро-2035": пусть это останется фантастикой.

Е. Е. Войтинская

Комментарии