Анна Александровна Матвеева прозаик молодой, ей всего 43 года, в то же время она прозаик состоявшийся. На счету Матвеевой 11 книг, публикации в сборниках, литературно-художественных журналах.
Рассказы писательницы начали появляться уже в середине 90-х, но читатели и литературные критики заговорили о ней после выхода повести "Перевал Дятлова". Повесть впервые была опубликована в журнале "Урал" на стыке 2000-2001 годов.
Сейчас нет необходимости воспроизводить этот документальный сюжет, а в ту пору повесть Анны Матвеевой была первым талантливым рассказом о трагической и загадочной гибели студентов УПИ в 1959 году в горах Северного Урала. Писатель и критик Дмитрий Быков в своё время назвал повесть "Перевал Дятлова" лучшим произведением 2001 года.
Сегодня имя Анны Матвеевой прочно утвердилось в литературе, она работает в разных жанрах, лауреат многих литературных премий.
Анна Александровна продолжатель творческой династии. Все в её семье были связаны с языком, лингвистикой. Бабушка - Ксения Михайловна Матвеева (урождённая Лёвшина), первая заведующая кафедрой иностранных языков Свердловского горного института. Происходила из дворянского рода Левшиных. Родители: Отец - Александр Константинович Матвеев (1926-2010), советский и российский лингвист. Мать - Тамара Вячеславовна Матвеева (урождённая Марадудина, р. 1944), советский и российский лингвист.
У одного из литературоведов в своё время прочитала следующую мысль: успех литературного произведения напрямую зависит от языка и стиля. Возьмите большинство произведений великих писателей, сюжет может быть банальным, а произведение гениальным - язык и стиль! Не причисляю Анну Матвееву к великим, таких в новейшей литературе вообще нет. Но писатель она незаурядный. Это подтверждает и один из её последних сборников "Девять девяностых" (Москва: АСТ, 2014). Этот сборник вошёл в шорт-лист премии "Большая книга-2015".
Литературный критик Виктор Топоров обозначает творчество писательницы как уральский магический реализм. Прочитав сборник "Девять девяностых", можно, пожалуй, с этим определением согласиться. При несомненной реалистичности рассказов, почти во всех присутствует элемент магического.
Всего рассказов в сборнике девять, остановлюсь на нескольких.
Открывает сборник рассказ "Жемымо". В такое жемымо сливалась для героя рассказа Филиппа строчка известной песни: "Как же мы молоды были тогда". Эту песню всегда пела его тётка Ира, когда выпивала, а выпивала она часто. С тёткой Ирой Филипп жил в Свердловске, в бараке на улице Гурзуфской. Родители у Филиппа были, но их место проживания оставалось неизвестным. Действие рассказа проистекает в сложные 90-е, так что неудивительно, что главным героем и авторитетом двора являлся бандит по кличке Паштет.
События рассказа развиваются таким образом, что Филипп случайно спасает Паштета от киллера. Вскоре, в барак, где проживает Филипп является некий господин и сообщает тётке Ире, что опекуном её племянника хочет стать очень богатый и влиятельный человек. Формальности были достаточно быстро улажены, и Филипп, согласно желанию таинственного незнакомца поехал учиться в частный пансион в Англию. Прошёл курс обучения, прекрасно овладел английским, но тайна богатого опекуна - благотворителя оставалась нераскрытой. По предположениям Филиппа это был Паштет, но всё оказалось совсем не так. Тайна раскрывается в конце рассказа.
Возможно, не случись отъезда в Англию, Филиппа застрелили бы на "разборках" как его двоюродного брата Димку или посадили за кражу как сожителя тётки Иры - Василька.
Сложные девяностые - настоящее "жемымо".
В рассказе "Горный щит" время действия тоже девяностые годы. Героиня рассказа Татьяна едет из Свердловска в Горный Щит покупать задёшево дом. Этот дом нашла её подруга Ольга. Дом нужен для того, чтобы выжить в тяжёлое время: дети маленькие, муж, научный сотрудник одного из НИИ, остался без работы.
Дом был приобретён, и история его обустройства и обустройства домашнего огорода описана Матвеевой очень живописно. Когда дом задышал, а огород понемногу начал приносить плоды, кто-то в отсутствии Татьяны уничтожал все результаты её труда. Все гадости творились, когда она вместе с сыном, главным её помощником, уезжала в Свердловск. Муж и дочь не принимали участие в деревенских заботах. Главная обида состояла в том, что кроме материальных затрат в дом вкладывалась и часть души. Со временем Татьяна поняла, что и сам дом не принял её, он всегда угрюмо молчал, хранил тайну. Да и название деревни говорило само за себя - Горный Щит.
Со временем выяснилось, кто уничтожал все нововведения, от дома пришлось отказаться. Прошли годы и все катаклизмы с домом меркли в сравнении с теми событиями, которые произошли впоследствии в жизни главной героини: ушёл муж, уехала заграницу дочь, и самое страшное, умер любимый сын. Для Татьяны не нашлось того Щита, который защитил бы её от жизненных трагедий.
Если взять на вооружение термин, который характеризует творчество Анны Матвеевой - магический реализм, то ключевым всё-таки будет слово реализм. В сборнике несколько рассказов, в центре сюжета которых драматичная, а возможно, обыденная, как посмотреть, судьба женщины, небогатой, с не сложившейся личной жизнью.
Как мне представляется, самый берущий за душу рассказ с подобным сюжетом - "Девять девяностых".
Для героини рассказа Альвины или просто Лины, Свердловск оказался несчастливым городом. Родным её городом был Ленинград, но поехав на каникулы в Москву, она познакомилась со свердловчанином Сашей, влюбилась и прощай Ленинград. Она переехала в Свердловск, к ужасу всей ленинградской родни.
Окончила в Свердловске иняз, но к тому времени страна распалась, наступило безвременье, с работой было сложно. Больше всего угнетало то, что у Лины и Саши не было детей, не получалось. Рядом жила семья полная противоположность Альвине и Саше, там были деньги и рождались дети. Даже в крутые 90-е семья соседей Муси и Валерия не бедствовала, он бывший депутат горсовета, ушёл в коммерцию. Но со временем становилось понятно, что в этой семье тоже что-то не ладилось, Валерий часто кричал на одного из сыновей.
У Альвины и Саши детей так и не появилось, зато поселился щенок Лев, очень любимый. Шло время, материальная жизнь налаживалась. Как-то Альвину отправили в командировку, вернулась она уже в пустой дом, Саша и Лев трагически погибли.
В семье Муси и Валерия не было катаклизмов, но и не было желания уделять должного внимания старшему сыну Ване, мальчик отставал в развитии. Уезжая на время в Москву, семья с легкостью оставила мальчика у Альвины, а вернувшись, с такой же лёгкостью ребёнка забрали обратно. Мальчик начинал уже "оттаивать", его учёба налаживалась, у Вани получалось даже вычислять дроби, те самые девять девяностых. Дома сразу же начались крики...
А Лине надо было жить дальше. Наступила очередная весна, героиня рассказа идёт мимо старух, продающих втридорога пучки редиса. "И Лина не станет их осуждать... Вырастить что-то живое - пусть даже пучочек редиса! - стоит большого, очень большого труда!"
Но бывает иногда, что в жизни всё благополучно, и страна проживания тоже благополучная и спокойная, но чего-то не хватает, какого-то драйва. Один из рассказов сборника называется "Такая же". В заглавие автор вложила несколько смыслов: такая же внешне, как в молодости, такая же как окружающие - обычная, ничем не выдающаяся.
Рассказ ведется от лица мужчины. Он из России, путешествует по Германии. Переезжая из города Ц. в город Л., оказался невольным свидетелем разговора двух бывших соотечественниц. В своё время они обе эмигрировали в Германию. Герой и собеседницы не видят друг друга, они, не предполагая, что в вагоне может быть русский, говорят на родном языке. В поезде дамы встретились случайно, до этого они не виделись долгие годы. Одна из собеседниц удивляется как её визави за прошедшие годы не только не изменилась, а стала ещё краше. В ответ она слышит целую драматичную историю, которая начинается с того, что цветущая дама очень скоро умрёт. Далее следует история жизни цветущей, где присутствуют бандиты, угрозы, жизнь то с молодым юношей, то в качестве гувернантки у вдовца. Этот вдовец случайно ранил даму-рассказчицу из ружья, эта рана и подточила её здоровье, и так далее.
Та, что собиралась в ближайшее время умереть, сошла с поезда раньше попутчицы. Дама, оставшаяся в поезде, тут же позвонила общей знакомой и к своему неописуемому удивлению выяснила то, что её повергло в изумление. Все захватывающие драматические истории, которые она выслушивала на протяжении долгого пути - ложь. На деле - спокойная семейная жизнь, дети, а молодой вид - результат регулярных омолаживающих процедур.
Театр абсурда, Кафка, который почему-то мне вспомнился. Автор задается вопросом: "Возможно ли, что В. всего лишь не желала стать такой же, как все?"
Интересно бы провести опрос, многие ли люди придумывали себе несуществующие истории. Человек при спокойной жизни "ищет бури". Это действительно находка для психоаналитика.
Упомянув Кафку, назову ещё один рассказ из сборника, называется "Без фокусов". Этот рассказ напомнил мне Людмилу Петрушевскую и её "Свой круг".
Рассказ о семье, в которой есть муж, жена, двое детей, но семейной жизни нет никакой. Бесконечные ночные бдения, которые происходят по прихоти мужа, который непонятно для чего женился. Уже через месяц после законного брака, у него начались любовные связи на стороне. Последнее его увлечение - сразу две дамы Лена и Маша, которых он не стесняясь тащит в дом.
Семью кормит жена Оксана. Из-за так называемого мужа она бросила мединститут и бьется из последних сил, чтобы дети не голодали и были относительно прилично одеты. Муж перебивается случайными заработками и вся его жизнь происходит в основном вне дома. Оксана, насколько возможно, тащится с ним на очередную вечеринку, оставляя дома одних малолетних детей и проклиная себя за это. Сердце её рвётся на части в мыслях о детях, но бросить подонка-мужа не решается, она его безумно любит. Рассказ вызывает массу эмоций, от жалости к героине до презрения к ней же, но как говорят "любовь зла и слепа". Упомянув Петрушевскую, совершенно не имею ввиду, что Матвеева её копирует. Есть совпадение в атмосфере рассказов двух разных писательниц.
Завершает сборник рассказ "Екатеринбург". Но рассказ не столько о городе, пожалуй, для Матвеевой это было бы банально, рассказ о желании героини по имени Ада вырваться из столицы Урала. Уехать ни куда - нибудь, а прямо в Париж. Ада свою мечту реализует, все этапы обживания Парижа читатель постигает вместе с героиней рассказа. Между тем рассказ назван "Екатеринбург". В самом начале Матвеева пишет: "Города - как люди, и с кем-то просто не складывается. Неважно, кто виноват - ты или город".
Анна Матвеева продолжает жить в Екатеринбурге, значит с этим городом она совпадает. Думаю, мы можем гордиться, что в нашем регионе живёт и работает такой творчески одарённый человек. Книга "Девять девяностых", на мой взгляд, свидетельствует о том, что Анна Александровна Матвеева очень выросла как писатель. В недавнем интервью она сказала, что её главная большая книга ещё не написана. Пожелаем ей удачи!
Е. Е. Войтинская
Комментарии
Отправить комментарий