Книги-воспоминания или
мемуары актёров театра и кино появляются на книжном рынке достаточно часто. Они
всегда находят своего читателя, особенно если книга написана популярным актёром
или режиссёром. Я подобных книг прочитала немного, не мой жанр. Из прочитанного
особенно запомнились и произвели впечатление, пожалуй, две. Это книга
театрального режиссёра Анатолия Эфроса "Репетиция – любовь моя" (М. :
Парнас, 1993) и книга актрисы Аллы Демидовой "В глубине зеркал" (М. :
Вагриус, 2008). Обе эти книги читались с не меньшим интересом, чем
художественные. Не было сомнений в том, что для их авторов театр, если и не вся
жизнь, то и уж точно большая её часть.
Книга Александра
Анатольевича Ширвиндта "Склероз, рассеянный по жизни" (М. : Колибри,
2014) воспринимается совсем иначе, чем уже упомянутые. Автор книги очень
известный актёр театра и кино, с 1970-го года служит в Московском академическом
театре Сатиры, с 2000-го года является его художественным руководителем.
Ширвиндт к тому же более 50 лет занимается
преподавательской деятельностью. Он преподаёт актёрское мастерство в
Высшем театральном училище имени Б.В.Щукина, с 1995 года является профессором
этого учебного заведения. Среди его выпускников Андрей Миронов, Алла Демидова,
Наталья Гундарева, Леонид Ярмольник.
Все эти весомые
составляющие никак специально не выделены в книге. Например, решение возглавить театр Сатиры, по версии
автора книги, было принято на даче за игрой в покер с режиссёром Ленкома Марком
Захаровым. Захаров уговорил и убедил. Для театра Сатиры год
принятия руководства Ширвиндтом был сложным и напряжённым: главный режиссёр
Плучек болел, новые спектакли почти не ставились, актёры уходили. Читатель
книги, конечно догадывается, что решение стать худруком далось не так уж легко.
Но Ширвиндт совсем не ставит цели грузить читателя своими рефлексиями. Недаром
в книге есть такая фраза: "Страшно попасть в разряд брюзжащих стариков". Таких можно сказать крылатых фраз в
воспоминаниях Ширвиндта немало. И очень много юмора, многие эпизоды книги
читать без смеха невозможно.
В книге очень много
юмора. Например, рассказ о появлении автора днем в своей коммунальной квартире
после ипподрома. Поход на бега, а это одно из многих увлечений Александра
Анатольевича, сопровождался принятием спиртного. Дома находились мать
Ширвиндта, жена, сломавшая ногу "в метаниях по работам, магазинам и
обменным бюро". И далее читаем: "Войдя осторожно в жильё (предварительно
приняв усталый вид), я не заметил на полу арбузной корки, и наступил на неё и,
проехав весь свободный от мебели метраж, плашмя приземлился у ног матери,
сидящей в кресле. "Тата! Всё! Он пьян! Это конец. Уже днём!" В иное
время я бы благородно вознегодовал, но, лёжа на полу на арбузной корке,
органики в себе для протеста не обнаружил...". Позднее волей счастливого
случая семья Ширвиндтов, в которой уже рос сын Миша, покинула коммунальную
квартиру и переехала в дом на Берсенёвской набережной, более известный как дом
на Набережной, в котором жили и живут по сей день очень известные люди.
В книге Александра
Анатольевича рассказ об актерской и преподавательской деятельности перемежается
рассказами о семье: жене, сыне, внуках, об увлечениях рыбалкой, лошадьми,
футболом. Никакой выверенной схемы повествования нет, в построении глав
юмористическая парадоксальность, в соответствии с заглавием книги. Первая глава
– от 80 до 40, а предпоследняя от 10 до 0. Не случайно 80, в прошлом году
Александр Анатольевич отметил именно этот юбилей, он называет себя в книге "красивым стариком",
но слово старик к нему никак не применимо. Его и сегодня интересует всё то, что
увлекало в жизни. К тому же у Ширвиндта очень много друзей, о которых он
вспоминает в книге. Последняя глава его воспоминаний называется "Восковые
фигуры моего мини-музея". В числе этих фигур все люди очень известные,
многие ушли из жизни, но многие, к счастью, живут и радуют своим талантом. Это
люди, которые дороги автору книги, и о них он ярко, лаконично пишет. В этих
мини-зарисовках юмор, что понятно, соседствует с грустью об ушедших. В рассказе
об Андрее Миронове Ширвиндт вспоминает спектакль "Женитьба Фигаро",
который в 1987 году театр Сатиры привёз в Ригу. Андрей Миронов в роли Фигаро
умер прямо в ходе спектакля буквально на руках у Ширвиндта, который играл графа
Альмавиву.
В мини-музее
Александра Анатольевича читатель встретится с М.Козаковым, М.Державиным,
А.Эфросом, М.Захаровым, А.Аркановым, Б.Окуджавой и многими другими.
Что ещё подкупает в
книге, кроме искромётного юмора (некоторые эпизоды вызывают не просто улыбку, а
смех), интереснейшие рассказы о театре и актёрах, о разнообразных увлечениях.
Среди увлечений давнее коллекционирование курительных трубок, Ширвиндт один из
обладателей огромной коллекции. Оказывается подобрать нужную, удобную трубку,
занятие не простое.
Так вот, кроме всего
перечисленного, очень подкупает умение автора трезво оценивать себя как
художника. Ширвиндт знает меру своего таланта, своих творческих возможностей и
не стремится представить себя выдающимся актёром и режиссёром. И это, возможно,
один из главных его талантов. Он органично живёт в окружающей жизни, в этом ему
помогает юмор, он у Ширвиндта очень высокого качества, без налёта пошлости. В
тексте автор приводит слова Марка Захарова: "Ширвиндт, наверное, всё-таки
не артист... Тем более не режиссёр. Если спросить, кто он такой, отвечу, что
профессия у него уникальная. Он-Ширвиндт".
Книга читается легко и
с удовольствием, к некоторым эпизодам хочется вернуться и перечитать. Есть
грустные места, связанные с бесконечным уходом друзей. Но автор не даёт
погрузиться в уныние, например, читаем. "Узнаваемость...Захожу как-то в
лифт, за мной вскакивает здоровенный детина. И говорит: "Можно я с вами
прокачусь. Вы знаете, моя бабушка была вашей поклонницей, правда, она умерла
восемь лет назад. И тёща моя вас любит, но она сейчас в реанимации...".
Многое хотелось
процитировать из книги умного, талантливого, позитивного человека – Александра
Анатольевича Ширвиндта. Но лучше её читать. Кстати, такая возможность есть,
совсем недавно книга пополнила фонд Центральной городской библиотеки.
Е. Е. Войтинская
Комментарии
Отправить комментарий