Драматург жизни. О писателе и драматурге Александре Володине

Есть фильмы, которые можно пересматривать огромное количество раз. Для меня одним из таких  стал фильм режиссёра Н.Михалкова "Пять вечеров". Недавно его повторял телеканал "Культура", основой для создания фильма стала пьеса Александра Володина "Пять вечеров".
Александр Володин один из лучших российских, а возможно и мировых драматургов. 10 февраля 2015 года ему могло бы исполнится 96 лет, но Александр Моисеевич ушёл из жизни уже 14 лет назад – 14 декабря 2001 года. Очень небольшое количество участников Великой Отечественной живут долго, а Александр Моисеевич прошёл ту страшную войну. Был связистом, сапёром, участвовал в боях на Западном фронте, позже на Белорусском, дважды ранен, награждён орденами и медалями.

Родился будущий драматург в Минске, но с пяти лет жил в Москве, воспитывался у дяди, так как его мать рано умерла. Дядя оказался достаточно жестоким человеком, время от времени выгонял Александра из дома. Александр Моисеевич вспоминает, что в классе даже складывались ему на ботинки, девочки покупали ему билеты в кино. Это, естественно очень угнетало парня, он рос взрывным, учителям приходилось с ним нелегко. В шестом классе даже исключили из пионеров.
Театром увлёкся уже в школе, но по её окончании поступил в Московский авиационный институт, через полгода бросил. В 1939 году поступил на театроведческий факультет ГИТИСа, через полгода получил повестку в армию.
Александр Наумович вспоминал: "Война для нас началась совершенно неожиданно. Моя рота смотрела кино в доме Красной Армии. Я отбился, чтоб полтора часа побродить по городу одному. К концу сеанса вернулся к своим и вижу такую картину. Солдаты-мальчики, возбужденные, выскакивают из клуба: "Ты что, не слышал! Объявили войну. Какое счастье! Свобода! Повоюем недельки две и победим. А там и дембель". Мы шли по городу, пели, смеялись, а женщины плакали нам вслед. Очень скоро мы поняли, до чего же были глупы и благостны, в считанные дни пришло горькое осознание беды, отрезвление".
Убитые остались там,
А мы, пока еще живые,
Все допиваем фронтовые,
Навек законные сто грамм.
После войны перед Володиным встал вопрос: восстанавливаться ли в ГИТИСе, решил поступать  в институт кинематографии. На экзамене, по воспоминаниям Володина, еле-еле  написал страничку и сдал ее. Через несколько дней слышу: "Какой-то солдатик, по фамилии Лифшиц, написал потрясающий рассказ, всего на одной страничке".  Лившиц подлинная фамилия Александра Моисеевича, просто в силу обстоятельств, касающихся национального вопроса в СССР, творческим людям приходилось пользоваться псевдонимами.  Драматург в одном из интервью сам объяснил появление псевдонима: "В альманахе "Молодой Ленинград" приняли мой первый рассказ. Я, воодушевленный новостью, пришел в издательство со своим шестилетним сыном Володей. Редактор, смущаясь, заговорила о моей неподходящей фамилии. И предложила мне стать Володиным, в честь моего сына. И я им стал".
Как драматург Володин дебютировал в 1955 году пьесой "Фабричная девчонка", следующей пьесой стали "Пять вечеров"(1959 год). Пьесу первым  поставил режиссёр Г.Товсоногов в Ленинградском  Большом драматическом театре. Спектакль БДТ оказался событием в театральной жизни, посмотреть его в Ленинград ехали люди из других городов. Позднее постановку "Пяти вечеров" осуществил О.Ефремов в театре "Современник", пьесу он поставил как сказку. Это вызвало полное неприятие у драматурга, Володин заявил, что не писал такой пошлятины.
Среди знаменитых пьес Александра Моисеевича нельзя не назвать такие как "Моя старшая сестра" гениально поставленной Г.Товстоноговым  с Татьяной Дорониной в главной роли. Пьеса "Дульсинея Тобосская" (1971) долго и с успехом шла в театре имени Маяковского, режиссёр А.Гончаров, в главной роли Т.Доронина. Пьесы "С любимыми не расставайтесь", "Дочки-матери", "Ящерица" вошли в репертуар многих театров.
Володина  часто не удовлетворяли сценические интерпретации его пьес, но будучи не конфликтным человеком, он предпочёл просто оставить театр. Больше всего сожалел об этом Г.А.Товстоногов. В своей книге "О профессии режиссёра" (М.: ВТО,1965) Георгий Александрович  по поводу Володина написал: "Вместо того, чтобы способствовать совершенствованию Володина как драматурга, мы сделали всё, чтобы он просто ушёл".
С середины 60-х Александр Володин в кинематографе. Назову лишь самые известные фильмы, снятые по его сценариям: "Звонят, откройте дверь", "Похождения зубного врача", "Пять вечеров", "Осенний марафон", "Дочки-матери", "С любимыми не расставайтесь". Герои фильмов, снятых по сценариям драматурга, обычные, простые люди. Как  говорил сам Александр Моисеевич, они чем-то похожи на него. Фильм "Осенний марафон" вообще автобиографичный. Как признавался в одном из интервью А.Володин: "Андрей Бузыкин – это я. Как и мой герой, я не мог сказать жене, что люблю другую женщину..."
Говоря о творчестве Александра Володина, нельзя не отметить одно важное обстоятельство. Пройдя страшную войну, автор в своих пьесах не упоминает о ней. Многие его ровесники-литераторы в раннем возрасте, как и Володин, ушедшие на фронт, посвятили теме войны большую часть своих книг. Это такие писатели как В.Быков, В.Астафьев, Ю.Бондарев, Г.Бакланов. Володин от этой темы ушёл, но уйти, не значит забыть. Иногда отголоски войны прорываются в воспоминаниях о прошлой жизни володинских героев, а иногда даже в одной фразе. Героиня пьесы "Пять вечеров" Тамара говорит любимому человеку, с которым её разлучила война, а встретились они случайно  через много лет: "Саша, всё у нас с тобой будет хорошо. Только бы не было войны". Кто бы мог подумать, что через 46 лет создания пьесы эти слова будут так актуальны.

Е.Е. Войтинская

Комментарии