"Единственный наш долг перед историей – это постоянно её переписывать" О.Уайльд. Обзор книги Б.Акунина "История Российского государства: от истоков до монгольского нашествия".
Всё больше проникаюсь
уважением к людям, хорошо знающим историю, особенно отечественную. У меня в
этом смысле большие пробелы, пожалуй, не смогла бы чётко назвать правителей
России, кто за кем следовал. А между тем
знание истории очень важно для понимания многих процессов, происходящих
в современной жизни: политики,
экономики, права, культуры.
Что привело меня сегодня к
таким размышлениям?
Книга Б.Акунина "История Российского государства: от
истоков до монгольского нашествия. Часть Европы (М.: АСТ, 2014). На сегодняшний
день вышла в свет уже вторая книга: Ордынский период. Часть Азии. Берёзовская городская библиотека приобрела
пока первую. Почти уверена, познакомившись с ней, читатель непременно захочет
прочитать всю серию.
Вот что пишет сам автор о
своём труде: "Я пишу для людей, плохо знающих российскую историю и
желающих в ней разобраться. Всю жизнь я интересовался историей, получил
историческое образование, написал несколько десятков исторических романов и тем не менее однажды осознал, что мои
знания состоят из отдельных фрагментов".
Далее автор говорит о том,
что для реконструкции исторических событий, от которых нас отделяют века, надо
изучить десятки тысяч страниц.
Писателем была проделана
колоссальная работа по изучению исторического материала. Его первая книга начинается даже не с история,
а с предистории образования российского государства. К рассказу о рождении
непосредственно государства автор приступает на странице 75. До этого мы
узнаём, кто ранее населял российскую территорию: скифы, гунны, булгары, хазары и
другие народы. Читаешь и как-то приятно
сознавать, что не так уж плохо тебе рассказывали об истории в школе и
институте, многое в памяти восстанавливается.
А уж когда автор ведёт
рассказ о правителях древней Руси: Олеге, Игоре, Ольге, Владимире "Красно
Солнышко", вспоминаешь ещё активнее. Возможно, это происходит потому, что
Акунин в своей книге опирается не только на документальный материал, он
приводит множество легенд и сказаний, связанных с правлением того или иного князя.
Так, например, повествуя об Олеге, автор напоминает о предании, в котором некий
волхв предсказал Олегу гибель от его же коня. Коня Олег заменил, а по
прошествии четырёх лет, когда конь умер, приехал взглянуть на него. Вот тут-то
и выползла из черепа коня змея и укусила князя. Вместе с автором книги читатель
освежит в памяти и то, как расправились древляне с князем Игорем за его
неумеренную жадность при сборе дани. За Игоря отомстила древлянам его жена
Ольга. В то же время мудрая правительница извлекла опыт из недальновидного
правления супруга. Она, как пишет автор, "коренным образом изменила
систему сбора налогов".
Все предания и легенды,
вплетены в ткань повествования, но набраны в книге более мелким шрифтом, что не
всегда, на мой взгляд, комфортно для чтения.
Страницы, посвящённые великим
князьям: Олегу, Игорю, Ольге, Владимиру, Ярославу объединены в большую главу
"Единовластие". Желание единовластно владеть как можно большей
территорией проявилось у правителей Древней Руси уже в начале первого тысячелетия.
Этим были продиктованы бесконечные войны, в которых даже брат шёл на брата. Как
видим, с тех давних пор в истории мало что изменилось.
В книге автор последовательно
прослеживает образование государства Киевская Русь, его упрочение и расширение
границ, а затем закат, начавшийся в 1169 году.
Это произошло в том числе и потому, что потомки таких могущественных
князей как Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах не
обладали ни политической дальновидностью, ни авторитетом у поданных. Ослабляли
Киевскую Русь частые набеги половцев, но главной угрозой для Киева оказались княжества, расположенные
севернее. За доминирование на политической арене поочерёдно боролись
Владимиро-Суздальское княжество, Смоленское, и, наконец, Новгород, оказавшийся
"самым долговечным из русских государств периода раздробленности".
Новгородской республике Б.Акунин
посвящает в своей книге отдельную главу.
"История Российского
государства" Бориса Акунина не сводится к изложению исторических фактов,
это не учебник истории. Автор на протяжении всего текста даёт свой взгляд на
ход истории, анализ того, как вмешательство внешних обстоятельств
предопределило развитие Руси. В заключительной главе "Жизнь Древней
Руси" автор пишет: "До 1237 года Русь была хоть и отдалённой, но
органичной частью европейского мира. С монгольским вторжением история Руси
заканчивается. Больше страны с таким названием уже никогда не будет. Появится
великое княжество (потом царство) Московское, но это будет государство
сущностно иного цивилизационного типа: не европейского, а евроазиатского".
И далее: "В результате симбиоза цивилизаций многое было обретено, но
многое и безвозвратно утрачено".
В этой же главе "Жизнь
Древней Руси" читатель узнает, как жили люди, населявшие Русь, как
одевались, чем питались, как образовывались. Уже в первые столетия одевались на
Руси довольно богато и изыскано, это, конечно, было приоритетом зажиточного родовитого сословия. Питание было
разнообразным не только у знати, но и у простых людей: мясо, рыба, молочные
продукты. В целом автор делает вывод, что "в предмонгольскую эпоху русские не только лучше одевались, чем в
последующие столетия, но и сытнее питались".
Как развивалось русское
государство под властью Золотой Орды узнаем во второй книге Б.Акунина
"Часть Азии. Ордынский период".
"История Российского
государства" Б.Акунина неизменно занимает ведущие позиции в рейтинге
читательских интересов. У профессиональных критиков напротив много претензий к
книге. Приведу отрывок из наиболее резкой рецензии шеф-редактора журнала "Отечественные
записки" Никиты Соколова: "Новоявленная "История", титулом
претендующая на равенство с монументальными трудами Николая Карамзина и Сергея
Соловьёва, подносится публике под псевдонимом беллетриста-детективщика.
Относительно жанра сочинения возникают резонные сомнения. Сомнения, впрочем,
быстро рассеиваются: текст акунинской истории безусловно принадлежит
беллетристу. По существу это даже не связное повествование, а простое собрание
выписок, сгруппированных «по персоналиям» первых киевских князей. Прежде всего
— выписок из «Повести временных лет», которую автор отважно полагает
единственным письменным источником (капитальный пятитомный свод «Древняя Русь в
свете зарубежных источников», обнимающий византийские, арабские,
западноевропейские и скандинавские источники, совершенно напрасно не заслужил
внимания Акунина). Подробно выписанные баснословные предания из летописи далее
сопровождаются комментариями, а по существу — выписками же из весьма немногих
обзорных трудов историков первого ряда: Николая Карамзина, Василия Ключевского,
Сергея Соловьева и Георгия Вернадского".
Справедливости ради надо
отметить, что отрицательные рецензии уравновешиваются положительными. Борис
Акунин и не претендует на то, чтобы его работа рассматривалась как научный
труд, он скорее выступает как популяризатор. Массовый читатель вряд ли сегодня
обратится к трудам Карамзина и Соловьёва, а книги Акунина, автора давно
сделавшего себе имя, активно читают. На мой взгляд, лучше знакомиться с
историей по книгам талантливого автора, чем не делать этого ни в каком
варианте. Невольно вспоминается латинская поговорка "Feci quod potui,
faciant meliora potentes".
В русском переводе она звучит так: "Я сделал всё, что мог, кто
может, пусть сделает лучше".
Е. Е. Войтинская
Комментарии
Отправить комментарий