Годы жизни: 1920-1990. Будущий советский
ас Григорий Речкалов родился 9 февраля 1920 года в деревне Худяково Ирбитского
уезда, в обычной крестьянской семье. Главу семейства звали Андреем Алексеевичем
(1896 - 1944 гг) – Мать Григория – Татьяна Петровна (1898 - 1974 гг), была
простой уральской крестьянкой.
Надо сказать, что личность Григория Речкалова
еще ждет своего биографа – до сегодняшнего дня многие факты из жизни дважды
Героя неизвестны.
Учиться Григорий начал в Зайковской школе, а когда семья
переехала из Ирбитского района в Бобровку, продолжил учебу в школе поселка
Большой Исток. Самостоятельную трудовую жизнь он начал в четырнадцать лет. Живя
в Бобровке, устроился электромонтером на мельзавод ╧ 4, а затем перебравшись в Свердловск,
пошел учиться в фабзавуч Верх-Исетского завода. Есть сведения, что парень
собирался стать металлургом, но попал в кружок планеристов, где и проводил все
свободное от работы время. Затем поступил в Свердловский аэроклуб.
В конце 1937 года по комсомольской
путевке Речкалов был направлен в военную школу летчиков в Перми, которую и
закончил в 1939 году.
После распределения Речкалов в звании
младшего лейтенанта был направлен для прохождения службы в 55-й истребительный
авиаполк. Эта истребительная часть, расположенная в Кировограде (Украинская
ССР), в то время только формировалась, и Речкалов является одним из немногих
старожилов полка, начавших в нем службу и прошедших в его составе через всю
войну. В то время 55-й ИАП был укомплектован самолетами И-15 бис, УТИ-4 и И-16
и входил в состав 1-й скоростной бомбардировочной бригады Киевского особого военного
округа (КОВО). В январе 1940 года 55-й ИАП был переведен в состав 43-й
истребительной бригады ВВС Одесского военного округа, а с апреля вошел в состав
20-й смешанной авиационной дивизии ВВС Одесского военного округа (4-я ВА).
Принимал участие в "освободительном" походе в Бессарабию и Молдавию и
к 22 июня 1941 года дислоцировался на аэродроме совхоза "Красный
Маяк", в селе Семеновка, на окраине города Бельцы.
22 июня 1941 года Григорий вернулся в
расположение полка из Одессы, где врачебно-летная комиссия списала его с летной
работы. В полку к тому времени уже были первые жертвы, вовсю кипела боевая
работа. Доложив о прибытии в часть и списании, он тут же получил свое первое
боевое задание - на своей "Чайке" отвезти документы в соседнюю часть.
На заключение ВЛК о негодности младшего лейтенанта Речкалова к летной работе
начальник штаба полка майор Матвеев даже не обратил внимания. Было не до того.
Таким неожиданным образом разрешилась для летчика тяжелая задача, которой он
терзался по пути в полк - как жить дальше. Ответ пришел сам собой - летать и
воевать. В первом же вылете он встретился с врагом, уцелел и еще выручил
товарища.
В последующем в летную судьбу Речкалова
еще не раз будет вмешиваться случай, предоставляя ему возможность вернуться в
небо. Но рассказать здесь обо всех эпизодах из жизни одного из самых известных
в мире летчиков-истребителей невозможно. Скажем только, что через месяц после
начала войны, уже имея на своем счету три сбитых самолета, Речкалов раненым
привел свой И-16 на аэродром, тут же был отправлен в госпиталь, где перенес
сложную операцию на правой ноге. В апреле 1942 года, сбежав из запасного
авиаполка, где переучивался на Як-1, он вернулся в родной, уже 16-й ГИАП. И
вновь приступил к своей основной работе - защищать Родину.
С этого момента начинается новый этап в
боевой карьере пилота с позывным "РГА". Впереди у него - переучивание
на истребитель "Аэрокобра", грозное небо Кубани, первая Золотая
Звезда Героя, бои под Яссами, вторая звезда и, наконец, небо Берлина. Было
также и противостояние с Покрышкиным, получившее неожиданное развитие уже после
войны, о чем раньше предпочитали не говорить вслух.
Прославленный РГА (именно таким был
позывной летчика в воздухе, он даже стоял вместо бортового номера на его
"Кобре") завещал, чтобы его похоронили на Урале, рядом с матерью, на
кладбище Бобровки, ныне поселка Бобровский Сысертского городского округа. На
обычном поселковом кладбище один из лучших истребителей России покоится под
скромным памятником прямо у дороги.
Обзор подготовила библиотекарь
абонемента АрхиповаН.Б.
Комментарии
Отправить комментарий