В прошлом году издательство АСТ выпустило книгу писательницы Людмилы
Стефановны Петрушевской "Как много знают женщины". С недавних пор эта
книга пополнила фонд нашей Центральной
городской библиотеки. Книга вышла к юбилею, 75-летию, автора. Издание
представляет собой сборник повестей, рассказов, сказок, пьес, вошёл в сборник и
знаменитый роман - "Время ночь". На обложке книги фотография Людмилы
Стефановны. Надо сказать, авторы редко помещают свои фото на обложки книг, а
Петрушевская предстала перед нами такой, какая она сегодня, немолодая, с
открытым умным взглядом больших проницательных глаз.
В сборник 2013-го года вошла повесть "Свой круг", именно с неё и
ряда рассказов, опубликованных в 1989 году в журнале "Новый мир",
началось знакомство многих читателей с творчеством Людмилы Петрушевской.
Интрига в том, что в конце журнальной публикации повести "Свой круг"
стояла дата 1969 год. Это значит, что произведение пролежало в
"столе" ровно 20 лет. Людмилу Стефановну постигла участь многих
писателей, творчество которых не укладывалось в существующие литературные и
идеологические нормы. Повесть настолько про сегодняшнее время, что
провидческому дару писательницы приходится только удивляться. 20 лет назад тоже
существовал круг людей, которые были сосредоточены только на своих проблемах, а
что там за стенами их квартир, не всё ли равно. Один и тот же круг людей
собирается строго по пятницам и обсуждает сугубо свои очень личные дела. Кто кого привёл в компанию, кто с кем
расстался или сошёлся. Одна фраза, обронённая в ходе застолья, могла
обыгрываться весь вечер. Эти никчемные разговоры сопровождались большим
количеством спиртного.
Повествование ведётся от лица героини повести. Она говорит о себе, что
очень умна и на всё происходящее с этим "своим кругом" смотрит как бы
со стороны. В ходе рассказа о всех хитросплетениях отношений этой пьющей
компании, она произносит одну из ключевых фраз повести.
"Десять ли лет прошло в этих
пятницах, пятнадцать ли,
прокатились чешские, польские, китайские, румынские
или югославские события, прошли такие-то процессы, затем процессы
над теми, кто протестовал
в связи с
результатами первых процессов,
затем процессы над
теми, кто собирал деньги в
пользу семей сидящих в лагерях, - все это пролетело мимо".
Лейтмотив повести ещё и в том, что людей, о которых ведётся рассказ, кроме
пятничных застолий ничего не связывает. Когда героиня узнаёт о смертельной
болезни, она не думает о том, как ей по дружески договориться со "своим
кругом", чтобы они опекали её сына-подростка. Она понимает, что это не
сработает. Она разыгрывает безобразную историю: предъявляет документы об
определении сына в интернат, на глазах компании до крови бьёт ребёнка. Людям, знакомым между собой долгие годы, не
дано совершить простой человеческий поступок. Они способны на него только
в ситуации экстрима: оградить ребёнка от
агрессивной матери и чувствовать, что идут на некий подвиг.
Уже в далёком 1969 году, когда была написана повесть и ряд рассказов,
Петрушевская выработала свой неповторимый стиль письма. Точнее, она его не
вырабатывала как-то искусственно, он ей дан талантом. Собственно, все рассказы
и повести писательницы - это череда человеческих, в основном, женских судеб.
Они очень понятны читателю, потому что они про жизнь, с её бесконечными
проблемами, неурядицами в семье, нехваткой денег, болезнями. Петрушевская не
боится об этом писать, не боится показаться неинтересной, не выдумывает
глянцевых ходульных героев. Её персонажи похожи на наших знакомых, на соседей
или коллег.
Очень точно в своё время дал определение творчеству писательницы
литературовед М.Липовецкий: "Большинство рассказов Петрушевской было
написано в 70-е годы. Но, видно, Людмила Петрушевская действительно опередила
время, если её рассказы так значимо вписались в литературную эволюцию 80-х и
90-х. Для этого Петрушевская не делала попыток писать в какой-то
сверхсовременной манере, не вводила в свои рассказы "новых русских", киллеров,
её герой всё тот же обычный человек, как определяли в русской литературе XIX
века "маленький человек" ".
В сборник "Как много знают женщины" вошли рассказы, написанные в
разные годы. Многие из них знакомы, но это не умаляет желания их перечитать.
Каждое из произведений оставляет после его прочтения некий эмоциональный фон,
настроение, послевкусие. Оптимистичных
повестей и рассказов у Петрушевской почти нет, нет притянутого искусственно
счастливого финала, да его и не ждёшь, потому что очень правдиво.
В сборник, как уже упоминалось,
включён роман "Время ночь". Героиня, от лица которой ведётся
повествование, очень немолодая женщина, воспитывающая внука. Он не сирота, его
мать - Алёна, молодая, здоровая женщина, но она как-то мало задумывается о
завтрашнем дне, да и вообще о чём-либо. Следом за сыном родила дочку, уже от
другого мужчины. Жилья нет, денег нет, Но это для неё не препятствие для того,
чтобы родить третьего. Её брат - Андрей в молодости связался с сомнительной
компанией, попал в тюрьму. Есть ещё бабушка Алёны и Андрея, мать немолодой
героини. Бабушка находится в психбольнице, наступает срок, когда её в этом
учреждении держать больше не могут. Как всем этим людям разместиться в
небольшой московской квартире? Эти проблемы ложатся на плечи матери семейства,
воспитавшей эгоистичных, безалаберных детей. Таким же растёт и старший
внук Тёма - истеричный, "без
тормозов" ребёнок. Единственное финансовое подспорье героини - возможность
выступать перед аудиторией со своими рассказами, она писательница. Когда задумываешься,
кто из героев романа вызывает сочувствие, то как-то получается, что никто.
Каждый из них внёс свою лепту в ход событий. Горькая, незамысловатая история
рассказана Петрушевской так, что вырастает чуть ли не в шекспировскую драму.
В книгу вошли сказки и похожие на страшные сказки-притчи "Песни
восточных славян". Эти "Песни..." я не один раз перечитывала и
всем советую. Они воспринимаются не как авторские, а как фольклорные. У каждой
"песни" фольклорный зачин: "жила одна женщина",
"одному полковнику во время войны жена прислала письмо" или
"один молодой человек Олег остался без отца и матери". А дальше
раскручивается загадочная, порой страшная история.
В Людмиле Петрушевской явно присутствует некий интерес к мистическому, к тому, что не объяснить обычным
ходом вещей. Об этом свидетельствуют рассказы из цикла "Где я была",
некоторые из них включены в обсуждаемую нами книгу. Но это не просто мистика, в
каждом из рассказов цикла несколько
смыслов, в том числе и философский. Особенно силён мотив зыбкой грани между
здоровьем и болезнью, жизнью и смертью.
Сказки, опубликованные в сборнике, это лишь малая часть написанного
Петрушевской. В одном из интервью она говорит, что каждый вечер перед сном
рассказывала своим внукам сказки собственного сочинения. Их у Людмилы
Стефановны так много, что куда Шахерезаде до неё. Завершают книгу пьесы, в том
числе очень известные: "Чинзано", "Квартира Коломбины",
"Он в Аргентине".
В заключение, немного фактов из биографии Людмилы Стефановны. Окончила
факультет журналистики МГУ, работала в нескольких редакциях газет. С 1973 года занимается
исключительно литературным творчеством. По её повестям и рассказам поставлены
фильмы, по сказкам - мультфильмы, в том числе и знаменитая "Сказка
сказок"(реж. Норштейн).
Людмила Стефановна пишет картины, устраивает авторские выставки. Ещё она
выдумывает фасоны шляп и воплощает в жизнь придуманное. В молодости она
обучалась вокалу, готовилась стать оперной певицей, литературное творчество
взяло верх. Но давняя мечта петь всё-таки осуществилась. Петрушевская создала
маленький театр "Кабаре одного автора". Исполняет со своим оркестром
лучшие песни XX века, многие в собственном переводе.
Людмила Стефановна мама троих детей: двух сыновей и дочери, которые успешно
реализовались в жизни.
Писатель и публицист Д.Быков после присуждения Нобелевской премии за 2013
год выразил сожаление, что она не досталась Петрушевской, а она была в числе
номинантов. И тут же добавил, что не сомневается, что писательница эту премию
получит. От всей души хочется присоединиться к этому пожеланию.
Е. Е. Войтинская
Комментарии
Отправить комментарий