Всегда современная Людмила Петрушевская

В прошлом году издательство АСТ выпустило книгу писательницы Людмилы Стефановны Петрушевской "Как много знают женщины". С недавних пор эта книга пополнила фонд  нашей Центральной городской библиотеки. Книга вышла к юбилею, 75-летию, автора. Издание представляет собой сборник повестей, рассказов, сказок, пьес, вошёл в сборник и знаменитый роман - "Время ночь". На обложке книги фотография Людмилы Стефановны. Надо сказать, авторы редко помещают свои фото на обложки книг, а Петрушевская предстала перед нами такой, какая она сегодня, немолодая, с открытым умным взглядом больших проницательных глаз.

В сборник 2013-го года вошла повесть "Свой круг", именно с неё и ряда рассказов, опубликованных в 1989 году в журнале "Новый мир", началось знакомство многих читателей с творчеством Людмилы Петрушевской. Интрига в том, что в конце журнальной публикации повести "Свой круг" стояла дата 1969 год. Это значит, что произведение пролежало в "столе" ровно 20 лет. Людмилу Стефановну постигла участь многих писателей, творчество которых не укладывалось в существующие литературные и идеологические нормы. Повесть настолько про сегодняшнее время, что провидческому дару писательницы приходится только удивляться. 20 лет назад тоже существовал круг людей, которые были сосредоточены только на своих проблемах, а что там за стенами их квартир, не всё ли равно. Один и тот же круг людей собирается строго по пятницам и обсуждает сугубо свои очень личные дела.  Кто кого привёл в компанию, кто с кем расстался или сошёлся. Одна фраза, обронённая в ходе застолья, могла обыгрываться весь вечер. Эти никчемные разговоры сопровождались большим количеством спиртного.
Повествование ведётся от лица героини повести. Она говорит о себе, что очень умна и на всё происходящее с этим "своим кругом" смотрит как бы со стороны. В ходе рассказа о всех хитросплетениях отношений этой пьющей компании, она произносит одну из ключевых фраз повести.  
"Десять ли лет прошло  в  этих  пятницах,  пятнадцать  ли,  прокатились  чешские, польские, китайские,  румынские  или югославские  события,  прошли такие-то процессы, затем процессы над  теми, кто  протестовал  в  связи  с  результатами первых процессов,  затем  процессы  над  теми, кто  собирал деньги  в  пользу семей сидящих  в  лагерях, - все это  пролетело мимо".
Лейтмотив повести ещё и в том, что людей, о которых ведётся рассказ, кроме пятничных застолий ничего не связывает. Когда героиня узнаёт о смертельной болезни, она не думает о том, как ей по дружески договориться со "своим кругом", чтобы они опекали её сына-подростка. Она понимает, что это не сработает. Она разыгрывает безобразную историю: предъявляет документы об определении сына в интернат, на глазах компании до крови бьёт ребёнка.  Людям, знакомым между собой долгие годы, не дано совершить простой человеческий поступок. Они способны на него только в  ситуации экстрима: оградить ребёнка от агрессивной матери и чувствовать, что идут на некий  подвиг.
Уже в далёком 1969 году, когда была написана повесть и ряд рассказов, Петрушевская выработала свой неповторимый стиль письма. Точнее, она его не вырабатывала как-то искусственно, он ей дан талантом. Собственно, все рассказы и повести писательницы - это череда человеческих, в основном, женских судеб. Они очень понятны читателю, потому что они про жизнь, с её бесконечными проблемами, неурядицами в семье, нехваткой денег, болезнями. Петрушевская не боится об этом писать, не боится показаться неинтересной, не выдумывает глянцевых ходульных героев. Её персонажи похожи на наших знакомых, на соседей или коллег.
Очень точно в своё время дал определение творчеству писательницы литературовед М.Липовецкий: "Большинство рассказов Петрушевской было написано в 70-е годы. Но, видно, Людмила Петрушевская действительно опередила время, если её рассказы так значимо вписались в литературную эволюцию 80-х и 90-х. Для этого Петрушевская не делала попыток писать в какой-то сверхсовременной манере, не вводила в свои рассказы "новых русских", киллеров, её герой всё тот же обычный человек, как определяли в русской литературе XIX века "маленький человек" ".
В сборник "Как много знают женщины" вошли рассказы, написанные в разные годы. Многие из них знакомы, но это не умаляет желания их перечитать. Каждое из произведений оставляет после его прочтения некий эмоциональный фон, настроение, послевкусие.  Оптимистичных повестей и рассказов у Петрушевской почти нет, нет притянутого искусственно счастливого финала, да его и не ждёшь, потому что очень правдиво.
В сборник, как уже упоминалось,  включён роман "Время ночь". Героиня, от лица которой ведётся повествование, очень немолодая женщина, воспитывающая внука. Он не сирота, его мать - Алёна, молодая, здоровая женщина, но она как-то мало задумывается о завтрашнем дне, да и вообще о чём-либо. Следом за сыном родила дочку, уже от другого мужчины. Жилья нет, денег нет, Но это для неё не препятствие для того, чтобы родить третьего. Её брат - Андрей в молодости связался с сомнительной компанией, попал в тюрьму. Есть ещё бабушка Алёны и Андрея, мать немолодой героини. Бабушка находится в психбольнице, наступает срок, когда её в этом учреждении держать больше не могут. Как всем этим людям разместиться в небольшой московской квартире? Эти проблемы ложатся на плечи матери семейства, воспитавшей эгоистичных, безалаберных детей. Таким же растёт и старший внук  Тёма - истеричный, "без тормозов" ребёнок. Единственное финансовое подспорье героини - возможность выступать перед аудиторией со своими рассказами, она писательница. Когда задумываешься, кто из героев романа вызывает сочувствие, то как-то получается, что никто. Каждый из них внёс свою лепту в ход событий. Горькая, незамысловатая история рассказана Петрушевской так, что вырастает чуть ли не в шекспировскую драму.
В книгу вошли сказки и похожие на страшные сказки-притчи "Песни восточных славян". Эти "Песни..." я не один раз перечитывала и всем советую. Они воспринимаются не как авторские, а как фольклорные. У каждой "песни" фольклорный зачин: "жила одна женщина", "одному полковнику во время войны жена прислала письмо" или "один молодой человек Олег остался без отца и матери". А дальше раскручивается загадочная, порой страшная история.
В Людмиле Петрушевской явно присутствует некий интерес  к мистическому, к тому, что не объяснить обычным ходом вещей. Об этом свидетельствуют рассказы из цикла "Где я была", некоторые из них включены в обсуждаемую нами книгу. Но это не просто мистика, в каждом из  рассказов цикла несколько смыслов, в том числе и философский. Особенно силён мотив зыбкой грани между здоровьем и болезнью, жизнью и смертью.
Сказки, опубликованные в сборнике, это лишь малая часть написанного Петрушевской. В одном из интервью она говорит, что каждый вечер перед сном рассказывала своим внукам сказки собственного сочинения. Их у Людмилы Стефановны так много, что куда Шахерезаде до неё. Завершают книгу пьесы, в том числе очень известные: "Чинзано", "Квартира Коломбины", "Он в Аргентине".
В заключение, немного фактов из биографии Людмилы Стефановны. Окончила факультет журналистики МГУ, работала в нескольких  редакциях газет. С 1973 года занимается исключительно литературным творчеством. По её повестям и рассказам поставлены фильмы, по сказкам - мультфильмы, в том числе и знаменитая "Сказка сказок"(реж. Норштейн).
Людмила Стефановна пишет картины, устраивает авторские выставки. Ещё она выдумывает фасоны шляп и воплощает в жизнь придуманное. В молодости она обучалась вокалу, готовилась стать оперной певицей, литературное творчество взяло верх. Но давняя мечта петь всё-таки осуществилась. Петрушевская создала маленький театр "Кабаре одного автора". Исполняет со своим оркестром лучшие песни XX века, многие в собственном переводе.
Людмила Стефановна мама троих детей: двух сыновей и дочери, которые успешно реализовались в жизни.
Писатель и публицист Д.Быков после присуждения Нобелевской премии за 2013 год выразил сожаление, что она не досталась Петрушевской, а она была в числе номинантов. И тут же добавил, что не сомневается, что писательница эту премию получит. От всей души хочется присоединиться к этому пожеланию.

Е. Е. Войтинская 

Комментарии