На мой взгляд, журнал «Современная библиотека»,
является одним из наиболее читаемых среди библиотечных работников. «Современная
библиотека» – научно-практический журнал об актуальных проблемах развития
библиотечно-информационных и образовательных учреждений, о внедрении современных
информационных и телекоммукационных технологий в библиотеках, школах,
информационных и культурных центрах, о чтении, книгах.
Хочется обратить внимание на цикл статей
Екатерины Александровны Васильковой, медиаменеджера журнала «Современная
библиотека» «Библиотеки в соцсетях. Как создать сообщество библиотеки
ВКонтакте.» (2014.№№3,4).
Автор говорит о том, что «ВКонтакте» 8417
сообществ и надо учесть то, что читатели очень редко ищут библиотеки в
социальных сетях, скорее библиотеки находятся в постоянном поиске читателей.
Для этого рекламируют свои виртуальные площадки везде, где только можно, но
рекламировать надо так, чтобы на тебя обратили внимание. А начать нужно с
названия группы. Называть группу своим собственным именем эффективно только для
известных брендов, таких как «Ленинка» (Российская государственная библиотека),
«Историчка» (Государственная публичная историческая библиотека России). И уж,
что категорически неприемлемо, так это использовать для этих целей аббревиатуры
– всевозможные МБУКи, ОУНБы и ЦСОБы – непонятные для большинства
сооружения из букв.
В качестве примера, как лучше «обозвать» свою
группу, автор приводит название группы «ВКонтакте» известной нам библиотеки
Челябинской области из города Озерска. Она называется «Краеведческая копилка Озёрска»
(http://vk.com/club38572418). Вместе с
библиотекарями, на страничке этой группы, своими знаниями о городе, фотографиями,
ссылками делятся и его жители, и на взгляд автора, такая группа может
заинтересовать жителя не только города Озерска, но и других посетителей
соцсетей. Приведены еще интересные примеры нескольких библиотек, представляющих
свою группу «ВКонтакте». Эти библиотеки поставили задачу не просто
транслировать свои пресс-релизы, а нашли объединяющие темы, ради которых и будут
заглядывать на их странички пользователи сети «ВКонтакте». По сути, они представляют
собой виртуальные клубы краеведческого, литературного, образовательного,
досугового характера.
В качестве примера можно привести описание группы
Липецкой областной детской библиотеки (http://vk.com/club65818764):
«Всем-всем-всем читающим, играющим и озорничающим
независимо от возраста, занятия… и вообще независимо ни от чего! Липецкая
областная детская библиотека создала эту группу специально для того, чтобы вы
были в курсе последних событий, прошедших или только планируемых в нашей
библиотеке, книжных новинках, интересных встречах, конкурсах, акциях и
праздниках, а ещё для того, чтобы общаться, обмениваться мнениями, дружить,
заряжаться позитивом и делиться им с окружающими».
Лицо группы – аватарка, вместе с названием
группы видят в своих новостных лентах пользователи Cети. Поэтому очень важно,
чтобы картинка была заметной и узнаваемой. Чаще всего на этом месте оказывается
логотип библиотеки, что вполне оправдано, если группа продвигает только свои
услуги. Другое дело, если тема сообщества шире, или у библиотеки несколько
групп, как, например, у Российской государственной библиотеки для молодёжи:
Центр комиксов и визуальной культуры, информационно-ресурсный центр, нотно-музыкальный
отдел, зал редкой книги, центр психологической поддержки, закрытая группа
Совета молодёжи. Желательно, чтобы аватарка была эксклюзивная, а не просто
взятая на просторах Интернета. Далее необходимо оформить фотоальбомы, загрузить
видео, другие документы, возможно, отдельно следует сформулировать «Правила
поведения» в вашей группе, написать первое эмоциональное сообщение-приветствие,
начать ещё несколько важных тем, организовать актуальный опрос, словом,
«накрыть стол».
Статья Е.А. Васильковой на практике поможет
библиотекарю правильно и интересно создать группу в соцсетях и узнать как и чем
живут большие и маленькие библиотеки нашей страны.
В рубрике «События» своими впечатлениями о
прошедшей «Библионочи -2014» делятся авторы статей Александра Леонидовна
Вахрушева «Время по Гринвичу» измерялось в «Тургеневке» и Александра
Константиновна Конакова «Хронос. Игры со временем» (2014.№4).
««Библионочь» в Библиотеке-читальне им. И.С.
Тургенева г. Москвы прошла уже третий
раз и была посвящена перекрёстному Году
культуры России и Великобритании. Программа «Время по Гринвичу» включала самые разнообразные
формы интеллектуального досуга. В этот раз нам удалось максимально насытить
событие книжными историями, что, собственно, так и должно быть. И народ проголосовал
«ногами» за высокий интеллектуальный уровень и изысканную программу. Гости
библиотеки отправляются в путешествие сквозь время и пространство по туманному
Альбиону. От пиратских войн Елизаветы I и «Короля Лира» У. Шекспира до Уинстона
Черчилля и «Шерлока Холмса» Артура Конана Дойла.»,- рассказывает заместитель
директора по связям с общественностью Библиотеки-читальни им. И.С.Тургенева
г.Москвы А.Л.Вахрушева.
Продолжает разговор о «Библионочи»
ответственный секретарь журнала «Современная библиотека» А.К.Конакова
посетившая Первую библиотеку городских историй Центрального округа города
Москвы. Не сторонней наблюдательницей, а активной участницей этого мероприятия
стала автор статьи. Поиграла в настольные игры, познакомилась с выставками,
побывала в импровизированном кинотеатре и поучаствовала в мастер-классе по
технике декупажа. Очень увлекла викторина «Найди время в книге».
Тем временем в читальном зале начался еще один мастер-класс
Кирилла Гопиуса под названием «StoryTelling: как рассказывать интересные
истории и увлечь аудиторию», рассказывает участница «Библионочи».
Вместе с Кириллом выступала Хельга Патаки –
сказочница, музыкант, экскурсовод, режиссёр. Истории Кирилла и Хельги заставляли
о многом задуматься, вспомнить что-то своё, личное. Порой от этих историй
щемило сердце… Настроение помогали создавать слайды с фотографиями и
репродукциями, которые использовал Кирилл, гитарные аккорды и нежный
аккомпанемент на дудочке в исполнении Хельги. При этом приглашённые гости не только
озвучивали свои истории, но и объясняли зрителям, что такое сторителлинг, зачем
нужно рассказывать истории со смыслом и как научиться это делать.
«А далее в программе снова были игры,
кинопоказы и общение под чашечку горячего кофе… Как мне потом рассказали,
последние гости разошлись далеко за полночь», – на такой оптимистичной ноте
заканчивает свой рассказ об увиденном и услышанном Александра Константиновна.
«Живая библиотека» знакомит со спортом», статья
Ларисы Петровны Ульюковой, заведующей отделом периодических изданий Государственной
универсальной научной библиотеки Красноярского края, в 4-м номере журнала вышла
в рубрике «Галерея». Статья рассказывает о той работе, которая была проведена в
преддверии Сочинской Олимпиады и о тех событиях, когда наши знаменитые
спортсмены, возвращаясь домой, на родину, были с честью встречены в родных
местах. Так Красноярск встречал своих олимпийских героев и в стенах библиотеки. Эти встречи носили
живой характер, общение, вопросы, которые задавали подростки своим кумирам,
раздаваемые автографы, музыка и песни звучали на этой встрече. Живой интерес
вызывали выставки, на которых были представлены настоящие Олимпийские награды,
спортивные значки, вымпелы и даже факел Олимпийского огня и, конечно, книги о
спорте. Такие встречи приобщают детей и подростков к спорту, организуют их,
помогают найти свое место в жизни.
Проект «Живая библиотека» дал читателям возможность пообщаться с известными
красноярскими спортсменами, с которыми в обычной жизни они бы вряд ли
встретились.
Журнал «Современная библиотека» на своих страницах печатает много интересных
материалов, которые могут быть использованы в работе больших и маленьких
библиотек. Новости из разных уголков нашей страны, новые технологии,
используемые в работе, практические советы, интересные идеи, конкурсы – все это
на практике поможет в работе как молодому библиотекарю так и специалисту со
стажем.
Рудяк
И.А.
В официальной группе журнала «Современная библиотека» социальной сети «ВКонтакте» блокируют подписчиков за высказывание мнении, при этом причину блокировки не указывают. Кроме того, в данной группе отсутствуют определённые правила или условия для подписчиков, которые бы регулировали права администрации группы, позволяя блокировать читателей за высказывание мнений. По сути, если подписчик высказывает своё мнение, он ничего не нарушает. Хочу напомнить, что существует Закон о свободном высказывании мнений, который регулируется Конституцией РФ – Права и свобода человека. Статья 29 п. 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова; п. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Поэтому ставлю 1 звезду, потому что разочарован в действиях администрации группы, а именно ущемление прав читателей, которые имеют право высказывать свое мнение.
ОтветитьУдалить