Книжный рынок постоянно
обновляется, и каждый раз его лидерами становятся произведения самых разных
писателей. Иногда настолько разных, что это дает повод поразмышлять о
читательских пристрастиях. Совсем недавно, например, лидерами продаж оказались
книги Захара Прилепина и Татьяны Устиновой.
Прилепин представил на суд читателей роман «Обитель»:М.: АСТ, 2014, у
Устиновой вышел в свет новый детектив «Сразу после сотворения мира»: М.: Эксмо,
2014. Думаю, что каждый новый детектив писательницы будет пользоваться успехом.
У Прилепина тоже нет недостатка в почитателях, но с армией любителей детективов
их число несравнимо. Не хочу заниматься
морализаторством и размышлять на тему, что читать, а что – нет. Подумалось о
другом: читатели Татьяны Устиновой вряд ли читают книги Прилепина, а, возможно,
и не подозревают о его существовании. А жаль!
Захар Прилепин написал, если
не самую главную, то значительнейшую книгу своей жизни. Его новый роман
«Обитель» возвращает нас к одной из драматичных страниц советского прошлого.
Время действия – конец 20-х годов прошлого века, место действия – Соловецкий
монастырь, превращённый в лагерь особого назначения. В художественной
литературе до «Обители» ничего об этом нет, только документальные тексты. В
одном из интервью Прилепин говорит: «То, что писали Солженицын и Шаламов – это
немного другое, там и контингент лагерей другой и время другое. А лагеря 20-х –
это «последний исход» Серебряного века. Туда попадали люди из элитарных
артистических салонов, поэты, духовенство. Они выпускали журнал, там было 2 театра,
3 оркестра».
В романе Захара Прилепина не
менее 30 персонажей, и это не безликая масса, за каждым своя история. О
контингенте Соловецкого лагеря писатель упомянул в цитируемом интервью, но уже
в ту пору среди заключённых находилось много чекистов, больше, чем, к примеру,
священников. Соловецкий лагерь – это некая прелюдия ГУЛАГа, первая попытка
выковать нового человека. Такого человека, который не отягощён лишними размышлениями,
всякого рода сомнениями. Его задача – выжить в предлагаемых обстоятельствах.
Соловецкий лагерь у Прилепина – это действительно ещё не ГУЛАГ, здесь
организован театр, есть библиотека. Но
уже существуют расстрелы, заключённые живут в холодных бараках, едят
баланду, их направляют на тяжёлую изматывающую работу.
Руководит перевоспитанием
заключённых в «Обители» Фёдор Эйхманис.
Он сделал серьёзную карьеру от чекиста до руководителя лагеря в Соловках.
Эйхманис верный солдат партии и готов выполнять любые её задания. В романе
фигура чекиста не лишена обаяния, и под это обаяние попадают даже заключённые.
Другой главный герой
произведения Артём Горяинов, он отбывает срок за убийство. Это здоровый,
сильный парень, готовый к самой разной тяжёлой работе. В своём лагерном поведении Артём балансирует
на грани, дерзит начальству, блатным. Но постепенно к нему приходит осознание,
что в заключении надо выживать всеми возможными способами. Когда в лагере
совершается очередной расстрел, при котором гибнет каждый десятый, Горяинов,
спасая свою жизнь, меняется местами с рядом стоящим человеком.
«Обитель» Прилепина книга
трагичная и жестокая, но и в ней есть место теме любви. Так получилось, что и
начальник лагеря Эйхманис, и заключённый Горяинов любят одну женщину –Галю, сотрудницу
информационно-следственного отдела Соловков. Галя отвечает Артёму взаимностью,
но истинные чувства она испытывает к Эйхманису. Начальник Соловецкого лагеря по
всем статьям превосходит заключённого Горяинова, такие как Эйхманис на данном
временном отрезке – победители. Другое дело, что в 30-е годы многие
начальники-чекисты будут расстреляны, но этого, конечно, нет в романе, об этом
мы узнаем позже.
Роман сложный,
многостраничный, притом, что охватывает небольшой временной отрезок – полгода,
но кажется, что за полугодом целая вечность. О стольких судьбах сумел
рассказать автор, попытался дать анализ явлению под названием лагерь особого
назначения. Удалось ли выковать в этой своеобразной тюремной лаборатории нового
человека? А, пожалуй, что отчасти и удалось,
идеологически правильно ориентированных, не отягощённых лишними
знаниями. Трудно сказать, как сам Прилепин относится к этому эксперименту, по
политическим взглядам он отнюдь не либерал, состоял в национал-большевистской
партии Эдуарда Лимонова.
При чтении книги меньше всего
думаешь о политических воззрениях автора, собственно, они никак и не
обозначены. Талантливо и правдиво Прилепин рассказал об истоках той системы, в
которой человек оказался винтиком безжалостного механизма. Рассказал талантливо
и мощно, изучив перед созданием романа большое количество архивных документов,
воспоминания лагерников.
Литературные критики
практически единодушны в оценке «Обители». Приведу несколько откликов на роман.
Лев Пригов: «Прилепин
заставляет вспомнить, в чём заключается мастерство художественного слова. Это
не когда приятно сделали тебе. Это когда тебя заставили поверить».
Лев Данилкин: «Поразительно,
сколько силы было в руке, которая делала этот 700-страничный текст, сколько
умного, красивого и подлинного в нём».
Галина Юзефович: «Новый роман
Прилепина «Обитель» перемещает его в главные писатели современности».
Скажу от себя, всегда
приятно, когда талантливый писатель не разочаровывает. То, что Захар Прилепин
талантлив, можно было понять по его ранним рассказам, потом был сильнейший
роман «Санькя». «Патологии» на меня большого впечатления не произвели, больше
потряс чеченский цикл Аркадия Бабченко. Попытка Прилепина рассказать биографию
Леонида Леонова, вышедшую в серии ЖЗЛ («Леонид Леонов:Игра его была огромна»)
тоже не показалась удачной. И вот
появилась «Обитель», роман, потрясающий по своей безжалостной правде, роман, которым
Прилепин подтвердил свой писательский дар.
Теперь пора сказать о книге
Т.Устиновой. Это очередной детектив, которые автор сочиняет с 1998 года. После
«Обители» Прилепина, полной драматического накала, почему бы и не отдохнуть за
чтением детектива. Тем более что Татьяна Устинова одна из лучших в этом жанре.
Писатель и публицист Дмитрий Быков так отозвался о её творчестве: «У Устиновой
всегда выигрывает самый непосредственный и самый не рефлексирующий человек. Вот
почему её так приятно читать. Она безупречно пишет и думает по - русски».
Пересказывать сюжет новой
книги писательницы не имеет смысла, как можно пересказать детектив? Как всегда
в центре – убийство. Разнообразие вносит колорит места – действие происходит в
деревне Остров, Тверской губернии. Но действие могло происходить в каком-либо
другом месте, содержание книги от этого никак бы не пострадало и не выиграло. В
2014 году Т.Устинова успела выпустить не менее 8 книг. Как можно сохранить
качество текста, при таком потоке? Прилепин
писал свой роман 4 года, а, по словам Устиновой, на создание очередного
детектива у неё уходит в среднем 3 месяца. Ни в коей мере не хочу «бросить камень»
в адрес тех, кто пишет детективы, любовные романы, но чересчур много их
появляется в последнее время. За именами не успеваешь следить.
На полках библиотек, не
говоря про книжные магазины, этой литературы тоже предостаточно. Книжным
магазинам важно продать, а мы, библиотекари, могли бы что-то изменить в существующем
порядке вещей, в читательских предпочтениях. О вкусах не спорят, но корректировать
их, наверное, можно. Чтобы на пять условных Устиновых приходился один Прилепин.
Находясь в окружении книг,
мы, думается, недостаточно говорим о чтении. Не оправдываем надежды
Н.Некрасова, высказанные им в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Эх!Эх! Придет ли времечко
Когда(приди желанное!)
Дадут понять крестьянину,
Что рознь портрет портретику,
Что книга книге рознь?
Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого-
Белинского и Гоголя
С базара понесёт?
Хотелось бы в заключение
сказать что-то оптимистичное. Хорошо, что читающих людей всё-таки немало. А вот
как влиять на их вкусы при огромных тиражах детективов и в разы меньших, так называемой,
интеллектуальной прозы, не знаю? Наверное, самый простой рецепт - читать самим
и предлагать хорошую литературу читателю, сегодня именуемому пользователем.
Только важно, чтобы хорошая книга в нужный момент оказалась под руками, а это
не всегда бывает при вышеупомянутых тиражах.
P.S. Взяла на абонементе
нашей библиотеки книгу Устиновой «На одном дыхании», 2010-го года издания. Все
лирические отступления пропустила, показались безвкусными, а сюжет где-то с
середины увлёк. Но как это далёко от классического детектива!
А что порадовало? Посмотрела
читательские отзывы на «Обитель» З.Прилепина, они замечательные, и как люди
формулируют свои мысли! На книгу Т.Устиновой тоже восторженные отзывы, что
ожидаемо. Вопрос: спорить ли о вкусах,
остаётся открытым.
Е. Е. Войтинская
Комментарии
Отправить комментарий