Об этой книге много говорили ещё до её появления в продаже. Ожидания были вполне понятны: книга о столице Урала, автор свой, уральский,
к тому же талантливый и известный. Книга Алексея Иванова
«Ёбург» (Москва:АСТ,2014) оказалась очень своевременной. В ней нашла отражение
новейшая история Екатеринбурга. Эту историю воспроизвёл не историк, а писатель
и подошёл к этому творчески.
Иванов сломал привычную структуру повествования о
городе. Мы все знаем, что таковая существует: географическое положение,
экономика, социальная сфера и т.д. У Иванова мозаика тем. Например, в разделе
«Град оглашённый» глава о Росселе и его походе в губернаторы соседствует с
зарисовкой, посвящённой драматургу Николаю Коляде. В этом же разделе за
рассказом об избрании Аркадия Чернецкого мэром Екатеринбурга (1995 год) следует главка «Шпана сатаны» о банде братьев
Коротковых. Никуда не денешься, и крупные политики, и бандиты в данном временном отрезке, середине 90-х,
оказались знаковыми фигурами. Только одни созидали, а другие уничтожали.
Кстати, о фигурах политиков в изложении Алексея Иванова. Россель и Чернецкий
представлены очень ярко. Особенно, на мой взгляд, точен портрет Росселя,
политика умного, харизматичного, смелого. Чернецкий, в интерпретации Иванова,
политик, определивший стратегию
развития бизнеса в городе: «бизнес честно вытаскивал Ёбург из ямы, в которую
улетела вся страна». Иванов так характеризует эти две фигуры: «Губернатор
Россель, экстраверт, олицетворял дерзкие амбиции Ёбурга, а мэр Чернецкий,
интроверт, олицетворял здравый эгоизм Ёбурга».
Сегодня 90-е годы в истории нашей страны называют всё больше лихими. Екатеринбург этого времени для
Иванова город созидания, активного строительства домов и административных
зданий, появления новых творческих имён. Без лихости и бандитизма, конечно, тоже
не обошлось. Все крупные криминальные группировки того времени писатель в своей
книге запечатлел. В главе «Город Ё» читаем об ОПГ «Уралмаш» под
предводительством Александра Хабарова. И тут же эта мрачная страница в истории
города соседствует в книге с рассказом о двух творческих личностях: скульпторе
– монументалисте Константине Грюнберге и художнике – примитивисте, уличном
творце Старике Букашкине (Евгении Малахине). Такие вот совершенно параллельные
миры, объединённые историческим отрезком времени.
Людям искусства и литературы,
имеющим отношение к городу, писатель посвятил так много страниц, что трудно
припомнить, кого из 90-х, начала
двухтысячных он забыл. Писатели от В.Крапивина до О.Славниковой, все известные рок-группы, художники,
скульпторы. Некоторым посвящены отдельные статьи, как например, статья «Не
пережить потерю», посвящение поэту Борису Рыжему. «Для гармонического поэта
эпоха перемен выглядела как торжество отчуждения. Отчуждения от семей, от
друзей и любимых, от города и от правды, в конце концов – от самой жизни».
Череда портретов творческих людей сопровождается точными и лаконичными характеристиками автора
книги. Среди этих зарисовок хочется упомянуть ту, что посвящена художнику
Александру Шабурову. Почему выбрала её, ведь в «Ёбурге» рассказано и о
Э.Неизвестном, и о М.Брусиловском и о других знаменитостях? Шабуров наш,
березовчанин. Более того, мне и ряду моих коллег он знаком, его сестра работала
в Березовской городской библиотеке. В этом мальчике, которого мы знали, никак
не угадывалась будущая знаменитость. Но случилось так, что Александр попал со
своими творческими изысками в тренд. Он из фотографа областного морга стал
знаменитостью. О художниках – акционистах заговорили гораздо позже, Шабуров
предвосхитил их массовое появление. Самыми скандальными оказались такие его арт-акции,
как лечение больного зуба под прицелом фотокамер и организация собственных
похорон в день 33-летия. «Шабуров собственную жизнь переформатировал в
каскад арт-атракционов. Он ничего не
стеснялся, его ничего не смущало». Из Екатеринбурга уехал в Москву, там вместе
с художником В.Мисиным создал арт-группу «Синие носы». Дальше – больше, группа
выставляла свой видеоарт по всему миру, от Берлина до Нью-Йорка. «Время было
такое. Каждый становился тем, кем смел».
Сюжет о художнике Шабурове каким-то странным образом заставляет вернуться к
заглавию книги. Всё, о чём рассказал писатель,
могло происходить именно в Ёбурге. В городе 90-х, где одни люди
возвышались, а другие уходили в небытие, в городе, где экспериментировали
писатели, художники, тележурналисты – сюжет о Павле Шеремете. В Ёбурге
происходила борьба политиков, бизнеса, криминала, где шли выборы во власть на
всех уровнях. Автор пишет: «Даже на слух энергичное и краткое название Ёбург
как-то соответствует сути того Екатеринбурга – города лихого и безбашенного,
стихийно мощного, склонного к резким поворотам и крутым решениям». В
подзаголовок своей книги писатель вынес слова «Город храбрых. Сделано в
девяностые». Все герои «Ёбурга» сильные личности, знаковые фигуры. Например,
Евгению Ройзману посвящены даже две статьи. В одной рассказано о работе
Ройзмана в фонде «Город без наркотиков». Иванов пишет: «Родители рыдали от
бессилия в офисе Фонда: примите, ради Бога, спасите, спасите. И Ройзман
отвечал: ладно, берём. Все, кто не сбежал, вышли людьми. И больше половины не
скололись по новой». Во второй статье прослежена биография Евгения Ройзмана,
сегодняшнего мэра Екатеринбурга.
К самым значительным личностям, повлиявшим на развитие Екатеринбурга не
разово, а на всём протяжении новейшей истории города и страны в целом, Иванов
неоднократно обращается в ходе
повествования. Это уже упоминавшийся Ройзман, политики Россель,
Чернецкий, политик и бизнесмен Баков, драматург Коляда и другие знаковые
фигуры. При знакомстве с оценкой
Иванова тех или иных людей и
событий наибольшее впечатление производят
психологическая точность, глубина анализа и умение формулировать. В
процессе чтения книги я смотрела на всё описываемое глазами автора и
практически во всём с ним соглашалась. В тексте Иванова присутствует некое
обаяние, возникает эффект причастности читателя к описанным событиям, ведь мы
являемся их современниками.
Ближе к концу книги автор трансформирует Ёбург в Екатеринбург. «Всё
проходит, и Ёбург в прошлом. Бурного Ёбурга уже нет, есть богатый и престижный
мегаполис Екатеринбург». Город осваивается в новом тысячелетии. Как пишет
А.Иванов: «Ёбург почувствовал себя комфортно примерно в 2006 году». Тем не
менее, глава, посвящённая двухтысячным в истории города, начинается так: «В
2007 году Екатеринбург покинул Владислав Петрович Крапивин, Командор. Он прожил
тут полвека, но как-то так случилось, что город забыл своего почётного
гражданина». Вернулся писатель в 2013 –
м. Завоевания, потери, значительные
события Екатеринбурга начала нового века обозначены в главе. Отношение автора
ко всему происходящему тоже можно уловить, каждый читатель поймёт это
по-своему. Определённая ностальгия по ушедшим 90-м у автора есть, своеобразным
гимном этому времени звучат слова в эпилоге. «В «лихие девяностые» в любых
свистоплясках Ёбург не терял ни амбиций, ни идеализма. А потому в те непростые
годы Ёбург дал собственные ответы на все обжигающие вопросы эпохи. Это самое
главное: он дал все ответы на все вопросы».
Несколько слов о книге и её авторе. «Ёбург» читается очень легко, но за
этой лёгкостью огромная работа, которую проделал Алексей Иванов. Он пишет о
реальных событиях и вполне реальных людях, большинство из которых живы и
статусны. Поэтому надо было писать так, как всё было на самом деле, а для этого
изучить и переработать массу документов и свидетельств. В результате получился
документ эпохи, написанный талантливой рукой. Перечитала свои впечатления о
книге и поняла, что не сказала и трети того главного, чего заслуживает книга.
Приглашаю посетителей нашего блога к её обсуждению.
Комментарии
Отправить комментарий