Одна из лучших книг XXI века. О романе Александра Павловича Чудакова «Ложится мгла на старые ступени»
Журнал «Афиша» с помощью четырёх десятков писателей, критиков и журналистов
выбрал 100 лучших романов, написанных в новом столетии, в 21–м веке и вышедших
на русском языке. Когда просмотрела этот список, стала грустно, как много
непрочитанного. В этом огромном списке увидела книгу, о которой хотелось
сказать давно, порекомендовать тем, кто не успел прочитать. Произведение называется
«Ложится мгла на старые ступени», автор – Александр Павлович Чудаков.
Александр Павлович известный литературовед, исследователь творчества
А.П.Чехова. Работы Чудакова принесли ему признание не только в нашей стране, но
и далеко за её рубежами. Достаточно назвать монографии «Поэтика Чехова», «Мир
Чехова: возникновение и утверждение».
Александр Павлович Чудаков, приехав в юности в Москву из далёкого Щучинска
Казахской ССР, сразу же поступил в МГУ, не смотря на огромный конкурс. После
МГУ была аспирантура, работа в Институте мировой литературы, преподавание в
МГУ, в 1983 году защита докторской диссертации. Александр Павлович – учёный с мировым
именем, его блестящие лекции по истории русской литературы могли слышать не
только российские студенты, но и студенты европейских и американских
университетов. К сожалению, жизнь и творческая карьера Александра Павловича
трагически оборвались в октябре 2005 года.
К счастью, писатель успел написать, пожалуй, главную книгу своей жизни. Вначале
роман был опубликован в 2000 году в журнале «Знамя» в№№10, 11. Позднее, в 2012
году вышел книгой в издательстве «Время»
в количестве 5000 экземпляров и раскуплен в три рабочих дня. Феноменальный
случай.
Не очень люблю громкие эпитеты, но эту книгу я бы назвала гениальной.
Русское литературоведение в лице Белинского снабдило нас термином:
«энциклопедия русской жизни». Критик это определение адресовал пушкинскому
«Евгению Онегину», роману Чудакова оно тоже подходит. Панорама российской,
точнее советской истории проходит перед читателем. Многое мы узнаём и о жизни
царской России из рассказов деда и бабушки главного героя – Антона.
В романе много героев и событий, не смотря на то, что основной сюжет
произведения крутится вокруг маленького
городка Казахстана – Чебачинска. Здесь живёт
семья Антона, от лица которого ведётся повествование, это семья
по-настоящему интеллигентных русских людей. Особенную симпатию, а то и
восхищение, вызывают дед и бабушка: Леонид Львович и Ольга Петрова Саввины. Она
из дворян, выпускница Института благородных девиц, её муж из семьи священников.
Ольге Петровне довелось в молодые годы присутствовать на балу, который посетили
царь и императрица. Прошли десятилетия, но Ольга Петровна в точности помнила их
наряд и украшения. Она была носителем уникальных знаний о тончайших правилах
этикета, ловко управлялась с огромным количеством столовых предметов, которые
использовала даже в казахстанской провинции. В то же время Ольга Петровна
умела: шить, вязать, ювелирно класть заплаты, ухаживать за домашним скотом,
заниматься огородом, а готовила так, что ей не было равных.
Дед в свою очередь тоже обладал огромным количеством знаний, был первым, а
возможно, и главным учителем своего внука. В книге Леонид Львович занимает
центральное место, человек большой порядочности и воспитания, качеств, которые
сегодня, во многом утрачены. В то же время как и супруга дед не чуждался никакой
работы, мог и дом построить, и коня запречь. Эти мудрые люди вовремя поняли,
что в неспокойные советские годы надо уезжать из Москвы. Что они и сделали,
заменив столицу на Чебачинск.
О тех, кто не по своей воле оказался в глухой казахстанской провинции,
автор тоже пишет. Это и сосланные кулаки из Сальских степей, которые оказавшись
на казахстанском чернозёме с обилием соснового леса, обстроились добротными
пятистенками. В начале 30-х в Чебачинск начали поступать политические. А дальше
можно только перечислять. Дворяне, привлечённые по Шахтинскому делу, платоновскому,
делу славистов. Кроме этого вне группировок: музыканты, шахматисты, актёры,
журналисты и просто любители рассказывать анекдоты. С Дальнего Востока привезли
корейцев, перед войной латышей, поляков, немцев. В начале войны в курорт
Боровое, в восемнадцати километрах от Чебачинска, эвакуировали часть Академии наук.
Уже в годы войны выгрузили в голой степи чеченцев и ингушей, которые к местным
условиям не привыкли и не смирились. У местного населения было много конфликтов
с представителями этих национальностей.
Все социальные слои общества предстают перед читателем, когда он
погружается в текст романа. Чёткого сюжета в книге нет, это своего рода
калейдоскоп новелл. Новеллы, одна на другую нанизывает рассказчик – Антон
Стрёмухов. Это его воспоминания, в которых из мира детства он переносится в
юность, затем снова в детские годы, потом в зрелую самостоятельную жизнь. В
каждом периоде его воспоминания задерживаются на каком-то человеке или событии,
и следует интереснейший рассказ. Вот он вспоминает родительский дом, в котором
часто по вечерам пели, это были романсы, народные песни, совсем для
сегодняшнего уха неизвестные. В семье Антона много читали, а у него так и вовсе
была всепоглощающая жажда чтения, к тому же феноменальная память. Он помнил
огромное количество стихов и другого книжного текста.
Книгу нельзя назвать автобиографической, но многое в ней связано с тем, что
происходило в жизни автора. Многие страницы романа посвящены школьным товарищам
и педагогам. Учитель немецкого был родом из Германии и, чтобы привить ученикам
любовь к языку, разучил с ними гимн СССР по-немецки. Ученики так вошли во вкус,
что начинали и заканчивали урок гимном, а могли начать петь и в его середине.
Бедный Роберт Васильич уже не знал, как этому противостоять, но отменить гимн
было бы антисоветским поступком.
Математику преподавала Ольга Алоизиевна, начинавшая с Лившицем и Ландау, но
в 1934 –м попавшая в высыльную волну. Это она была автором математических
олимпиад. В быту об Ольге Алоизиевне было известно, что утром она ела манную кашу
на воде, а вечером – кислое молоко с сухарём. Ходила в одном и том же пальто.
Когда в 60-е годы она умерла, на книжке у неё оказалось 75 тысяч, которые она
завещала местному детдому.
В период школьного детства главного героя романа много разговоров велось о
шпионах. Мальчишки в классе Антона страстно мечтали обнаружить хотя бы одного.
На эту роль идеально подходил учитель физики Баранов, живший до Чебачинска в
Харбине. Он был очень импозантен, носил серую тройку японского шевиота. Антон и
его друзья установили за физиком непрерывную слежку. В последствии выяснилось,
что он таки был завербован разведкой, только не зарубежной, а советской.
У Чудакова масса таких историй, интереснейших, пронизанных юмором. Каждый
педагог был фигурой, со своей незаурядной биографией. Так, английскому Антон
учился у мадам Вильсон, которая была знакома с писательницей Лилиан Войнич.
Много в книге историй о Великой Отечественной. Они рассказаны автором не
пафосно, а представлены от лица чебачинцев – участников войны. Жители городка,
где практически все знали друг друга, собирались у одного из домов и до ночи
вспоминали. Это и личный опыт, и своё понимание общеизвестных событий.
Поверьте, истории необычные, есть смешные, а есть страшные.
Из войны автор снова возвращается в современность. Чего стоит вставная
новелла о дяде Василии Илларионовиче. Василий Илларионович работал на
золотодобывающих рудниках и обладал уникальным чутьем на месторождения золота.
Правда, перед тем как проявить в очередной раз свой талант, он прочитывал массу
литературы, но каждый раз разведку золота обставлял театрально. Он работал на
двух рудниках, получал огромные по тем временам деньги и мог, приезжая в
Москву, в несколько вечеров их потратить. Как это происходило в одном из
ресторанов Москвы колоритно рассказывается в романе. Вот маленькая деталь: по
заказу дяди оркестр весь вечер играл танго «Брызги шампанского».
Есть в книге рассказы очевидцев о всемирно известном Вольфе Мессинге и его
фантастических по непостижимости опытах. И сюжет о известном только герою
романа графе Шереметьеве. Граф был из знаменитых Шереметевых, но
предусмотрительно вставил в фамилию мягкий знак, чтобы уцелеть при советской
власти. На его ужинах собирались такие же бывшие как он «осколки» царской
России. Только на этих приватных собраниях гости могли быть сами собой.
Говорили о политике, литературе, философии, за каждым чувствовалась порода.
Когда читаешь книгу, возникает некое ностальгическое чувство по многому
безвозвратно ушедшему. Об этом говорит в романе и сам автор, вспоминая,
например, чтения вслух в доме родителей Диккенса, Толстого, Чехова. Александр
Павлович пишет: «Когда у Антона подросла дочка, он пытался устроить такие же
семейные чтения, и позже – когда появилась внучка. Но не получилось ни тогда,
ни потом – что-то ушло безвозвратно, и нельзя было повторить даже такую простую
вещь».
В завершении книги две главы посвящены родителям главного героя, они так и
называются: «Мама», «Отец». Родители были педагогами, с ними связано столько
светлых воспоминаний, что не вызывает сомнений, Чудаков пишет о своих
родителях. В целом, потому как автор пишет об отчем доме, становится понятно,
какое огромное значение в формировании человека имеет семья. Книга вообще несёт
большой нравственный воспитательный заряд, это не в словах, в общей атмосфере
романа. Возможно, поэтому автор определил жанр книги как роман – идиллия. Что
ещё очень важно, книга написана прекрасным русским языком, так сейчас пишут
очень редко. Да и если подумать, по – иному и не мог написать человек, столько
лет посвятивший изучению творчества А.Чехова и выросший в образованной семье.
О талантливой книге писать сложно, пересказать невозможно, да и не нужно.
Анализировать тоже сложно, она вся соткана из человеческих историй и судеб, за
которыми история страны. Книгу просто надо читать.
В 2011 году роман – идиллия «Ложится мгла на старые ступени» был удостоен
премии «Русский Букер десятилетия».
Войтинская Е. Е.
Благодаря обзорам Елены Ефимовны, открываешь для себя новые книги!
ОтветитьУдалитьЭто очень здорово! Следите за новыми обзорами Елены Ефимовны!
Удалить