Скорее всего многим заглавие текста
покажется странным. На то и писатель, чтобы созданное им читали. Это с одной
стороны, а с другой, мало ли книг пылятся на полках книжных магазинов и библиотек.
К
Дине Ильиничне Рубиной это ни в малой степени не относится.
Собственно напомнить об этой
известной писательнице я решила в связи с тем, что два её новых романа
стали лидерами продаж во многих книжных магазинах страны в марте – апреле 2014-го.
Это романы «Русская канарейка. Желтухин» и «Русская канарейка. Голос». Обе
книги вышли в 2014 году в издательстве «Эксмо». Это дилогия, в которой
повествуется о двух ветвях одного семейства. Одна ветвь одесская, активная,
музыкальная, вторая алма-атинская, по-восточному степенная, молчаливая. Семьи
живут параллельно, не взаимодействуют, да и не знают друг о друге, пока их
чудесным непостижимым образом не связывает кенарь Желтухин.
Неторопливое развитие сюжета первой части, в текст которой надо
вчитываться, перегруженной метафорами и эпитетами, готовит к более динамичной и
в чём-то детективной второй. Главный герой «Русской канарейки. Голос» Леон
Этингер из одесского семейства. Леон обладатель редчайшего в оперном мире
голоса – контр-тенор. Люди, имеющие такие голосовые данные, поют специальным
отрезком голосовых связок. По замыслу автора певец к тому же завербован спецслужбами, к певческой карьере
добавляется разведывательная. В сюжете вообще немало неожиданных поворотов.
Дина Рубина – автор, который всегда помнит о читателе, ей надо, чтобы книгу
не просто напечатали, но и покупали. Собственно, ничего здесь плохого нет,
писатель святым духом не питается. А.С. Пушкину принадлежит фраза: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Ни
в коей мере не сравниваю Рубину с Пушкиным, но в писательском таланте отказать
не могу.
Литературный дар проявился у Дины Ильиничны довольно рано. Достаточно
напомнить, что в 1971 году рассказ шестнадцатилетней ташкентской школьницы Дины
Рубиной опубликовал журнал «Юность» в рубрике «Зелёный портфель». Рассказ
назывался «Беспокойная натура». Затем
были семнадцать лет, отданных музыке, музыкальная школа, консерватория по
классу рояля, на этом настояли родители. Но литература всё равно взяла
своё. С начала 80-х Дина Ильинична
регулярно публикует свои произведения. Её книги читаемы, поэтому книжные
издательства охотно заключают с автором договоры.
Читатель у Рубиной самый разный: интеллектуальный и не особенно
взыскательный. Может быть потому, что писательница всегда думает о том, чтобы
произведение было сюжетным, чтобы присутствовала интрига, ну и, конечно,
тщательно работает над языком. Писатель в интервью всегда подчёркивает, что
главным учителем в овладении литературным языком для неё был А.П.Чехов.
Дина Рубина очень работоспособный литератор, как сама признается, за
письменным столом проводит до 17 часов в день. У неё есть круг читателей,
которые не пропускают ни одного её произведения, другим нравится далеко не всё.
Для меня наиболее близки рассказы Рубиной, ещё бы я назвала такие произведения
как: «На солнечной стороне
улицы»(«2006), «Белая голубка Кордовы»(2009), много юмора в романе «Вот идёт
Мессия»(1996). Этот юмор особенно ценен в произведении, где автор делится
впечатлениями об ассимиляции в другой стране. Для любого человека этот опыт не
прост и возможность с юмором оценить
ситуацию, конечно, спасает.
Семья Дины Ильиничны в начале 90-х эмигрировала в Израиль. Как объясняет
писательница, её произведения перестали принимать в редакциях журналов.
Возможно каких-то значимых причин не было, можно предположить, что в ту пору
появился тренд на другую литературу. Но решение об отъезде было принято
довольно быстро. В Израиле пришлось пройти через уборку квартир по найму,
работу корреспондента в редакции одной из газет.
Писательство Дина Рубина не оставляла и в ту пору. Энергии ей не занимать,
она и в Израиле предпринимала усилия по продвижению своих произведений. Ездила
по городкам страны, встречалась с русскоязычными читателями и находила отклик,
её постепенно узнавали как писателя.
В конце 90-х книги Рубиной стали возвращаться в Россию. В этих книгах много
личного опыта. В работе над словом, в выстраивании сюжета помогает её музыкальный слух, который слышит все обертоны,
все шероховатости текста. В романе «Белая голубка Кордовы» писатель
использовала свои познания в живописи, они от отца, известного художника и от мужа
– художника Бориса Карафелова, постоянного иллюстратора книг супруги.
Многие сюжеты неожиданно подбрасывает жизнь. Вот как, например, родился
замысел романа «Синдром Петрушки»(2010). Дина Ильинична, находясь в Москве,
случайно оказалась на репетиции в театре кукол, там работала её приятельница.
После репетиции один из актёров, которого коллеги звали Петрушкой, вызвался
подвести Рубину в гостиницу. По дороге он ей столько рассказал об истории куклы
Петрушки, что не продолжить эту тему было невозможно. Вернувшись в Израиль,
Дина Ильинична обложилась специальными справочниками и энциклопедиями по
кукольному фольклору, и начался творческий процесс. «Синдром Петрушки» – история жизни и любви
человека–кукольника, способного оживить неодушевлённое существо – куклу. В
романе смешение жанров: семейного детектива и психологической драмы. Он перенасыщен
различными событиями, задуман так, чтобы читатель постоянно находился в
ожидании, куда повернётся интрига.
Не обошёл вниманием Дину Рубину и кинематограф. По её произведениям
поставлены фильмы: «На Верхней Масловке», «На солнечной стороне улицы»,
«Любка», «Двойная фамилия». Уже известно, что по дилогии «Русская канарейка»
тоже будут ставить фильм, определены актёры на роль главных героев: Евгений
Миронов и Чулпан Хаматова. Роман недавно предъявлен читателю, а автор
обещает уже третью, заключительную
часть, в которой все сюжетные линии найдут своё завершение.
Надо сказать, что для библиотекарей Дина Рубина очень «удобный» писатель.
Её книги всегда можно предлагать читателю: литература, проверенная временем, к
тому же какое-нибудь из произведений отыщется на книжной полке. Не обязательно
рекомендовать самое последнее из написанного, можно начать с любого, вот хотя
бы с рассказов. Кстати, сборник «Окна»,
состоящий из девяти недавно написанных рассказов писательницы, оказался лидером
продаж в марте 2013 года.
Дина Ильинична Рубина писатель со счастливой творческой судьбой. В этом
успехе талант, огромная работоспособность и огромное желание быть
востребованной.
Е. Е. Войтинская
У Елены Ефимовны, как всегда, прекрасный обзор! Захотелось прочитать новые книги Д.И. Рубиной.
ОтветитьУдалить