Дни культуры России: Разговоры о частушках

В мартовские дни центральная городская библиотека проводит Дни культуры России. Это комплекс мероприятий, которые знакомят пользователей с традициями русской народной культуры. Темы самые разнообразные: живопись, декоративно-прикладное творчество, пение, танец.
Предлагаем вспомнить частушку, как изюминку русской народной культуры.

На страницах газеты «Березовский рабочий» в 1997 году была опубликована интересная заметка С. Коркодинова «Березовские напевочки». Напоминаем Вам содержание данной статьи:
«Ты лети, моя частушка,
Между небом и землей,
Заливайся, балалайка,
Над уральской стороной!
Ну кто из нас с вами не знает, что они такое, эти немудрящие народные четверостишья? Конечно, частушки – это про любовь, частушки – это про измену, это ревность и страдание. Народная припевка никогда не врет, в ней нет ни капельки фальши, в ней все естественно, все от души. Да еще с каким юморком!
Милый мой, картовна шаньга,
Шаньга не помазана,
Ты скажи, картовна шаньга,
Чем ты не уважена?
Для меня частушки – память о моей юности, память о золотом уральском городке, у которого такое русское и светлое название – Березовский.
Именно здесь много лет назад я записал на нотной бумаге музыку и слова вроде бы незатейливых березовских припевок. Их чаще пели девчата, натуры более чувствительные и нежные, не правда ли? Недаром девушки своих любимых называют в частушках необыкновенно ласково и задушевно. В одних частушках – это боля, духаня, миленок, в других – синонимы этих слов: матаня, дроля, ухажорчик, залеточка, капароля, зазноба, забава, симпатя, розочка, прихехеня, ягодиночка.
Ягодиночка на льдиночке
Покачивается.
Ягодиночка не любит,
Отворачивается.
Иногда в четырех строчках, если хотите, – целая человеческая судьба:
Завлекали глазки кари,
Карие-лукавые
Уголечки дула я –
Кого любила дура я?
Березовский в старину был очень бойким местом в России. Чтобы попытать счастья – найти здесь заветный желтый самородок, – люди приходили отовсюду. Приходили со своими песнями, со своими частушками. Потому, надо полагать, так разнообразны эти простенькие березовские напевы.
Однажды, в те самые годы, встретил я Павла Петровича Бажова. Мы с ним были хорошо знакомы. Потолковали о том, о сем, потом я начал про частушки: он знал, что я их собираю. Спрашиваю его:
– Как вы думаете, почему частушки не рассказывают, не декламируют, как стихотворения?
Он улыбнулся и говорит:
– Частушку надо петь. Слова у нее самые простецкие, но, когда они вместе с напевом, – вот тут появляется на свет уже настоящая частушка. Частушка живет в музыке…
Сегодня я предлагаю вам несколько березовских припевок, которые на досуге кое-кто может и промурлыкать. Некоторые из них кому-то, возможно, знакомы, но тут уж ничего не поделаешь: частушки – создания подвижные, как птицы перелетные.
Скоро, скоро ли зима,
Скоро ли вечерочки?
Заиграют кавалеры,
Запоют девчоночки.

Говорила маменьке:
- Ты купи мне валенки,
Чтоб тепло было сидеть
С милым на завалинке.

Проводил меня до дому
И сказал: «Последний раз».
Пала в горенке на коечку,
Ревела целый час.

У миленка поговорка:
«Ничего подобного!»
Где уж мне его любить
Такого благородного.

Я миленочка любила,
А подружкам хаяла,
Хаяла, вертелася –
Самой гулять хотелося.

Мне не жалко полушалка
Жалко – треплется кайма.
Я сама тебя любили,
Я и бросила сама.

Ты не бегай у ворот,
Не маши картузиком,
Я с тобой гулять не буду,
С таким карапузиком.

У меня залеток много,
Думашь, только ты один?
Два в Рязани, два в Казани
Да в Березовском один».
                                                                     С. Коркодинов. 
                                                                     г. Екатеринбург


Если вы знаете другие частушки, пишите и приносите в библиотеку. Мы будем рады их опубликовать.

Комментарии