Муниципальное
образование «Город Ирбит» Восточного управленческого округа, в 175 км на
северо-восток от Екатеринбурга (по автодороге через Камышлов – 249 км, через
Артемовский – 212 км). Город был основан в 1631 году на правом берегу реки Ницы
при впадении в нее реки Ирбит. Через город проходит железнодорожная магистраль
Екатеринбург - Тавда - Устье-Аха. Население – 43320 человек.
Герб города: «Щит разделен на серебряную и червленую части. Вверху –
Андреевский крест; внизу – накрест золотая сабля, и поверх нее – крылатый
кадуцей (эмблема торговли). Ирбит первым из уральских городов получил Высочайше
утвержденный герб. Это произошло 22 января 1776 г. Текстовое описание того
времени: «Прямо стоящий щит, разрезанный поперек надвое, в верхней части в
серебряном поле голубой Андреевский крест, показующие непоколебимую верность
жителей города Ирбита к Ея Императорскому Величеству; в нижней части в красном
поле положенные на крест сабля и Меркуриев жезл золотые, означающие, первое,
поражение сим оружием злодеев, а второе упражнение в торговле жителей сего
места» Вероятный его составитель – князь М.М.Щербаков (Свердловская область:
Иллюстрированная краеведческая энциклопедия / Н.А.Рудквист, О.В.Задорина. –
Екатеринбург: Квист, 2009. – 456 с. – С. 126)
Основание
первого поселения на месте современного города относится к 1631 году, когда
вблизи устья реки Ирбеи (Ирбит), впадающей в Ницу, верхотурским слободчанином
Иваном Шипицыным (раньше ошибочно читалось – Спицыным) была заложена Ирбитская
(Ирбеевская) слобода в 33 двора. Новое поселение было призвано служить
пограничным форпостом и прививать в Зауралье земледелие.
Выгодное
положение слободы на торговом пути из европейской части России в Сибирь привело
к стихийному возникновению уже в 1634-1635 годы Торжка, а с 1738 года стала
проводиться ежегодная ярмарка, официально узаконенная Москвой в 1643 году.
После перемещения границ русского государства к югу торговый путь от Верхотурья
до Тюмени стал проходить вдоль Ницы и Туры, ярмарка приобрела всеуральское, а
затем и всероссийское значение, выполняя роль крупного перевалочного пункта
между Уралом и Сибирью, Европой и Азией. По аналогии с Петербургом Ирбит
называют «окном в Азию». Ирбитская ярмарка собиралась каждый год с конца января
до конца февраля и была зачинной, первой среди крупнейших.
В 1773 году ирбитское купечество успешно отразило нашествие войск
Емельяна Пугачёва, за что Указом императрицы Екатерины II от 3 февраля 1775
года «с особым удовольствием Ирбитская слобода учреждена городом» в составе
Тобольской губернии, а из государственной казны выделены значительные средства
на строительство монументальных каменных зданий Богоявленского собора (разрушен
в 1930-е годы) и острога. Почти одновременно с острогом было начато
строительство Сретенской церкви (построена в 1832 году).
11
февраля 1776 года Ирбит получил герб, используемый в настоящее время как герб
Муниципального образования город Ирбит. В 1781 году к городу был приписан
большой уезд и он вошёл в состав уездных городов Пермской губернии.
С 1821 года Ирбит застраивается по генеральному плану как
город-ярмарка с созданием единого архитектурного ансамбля. Ценной частью
историко-культурного наследия Ирбита является его архитектурно-градостроительное
наследие. Ярмарка сформировала исторический центр города – Гостиный двор,
бывшие торговые здания, Пассаж, Сретенская церковь, дома состоятельных горожан.
Главный
символ ярмарки – знаменитый ирбитский Пассаж. Здание Пассажа, построенное в
1864 году, первоначально предназначалось для театральных выступлений. Но из-за
отказа заказчика платить назначенную арендную плату, здание было передано
купечеству. В старину Пассаж называли Невским проспектом Ирбита.
Знаменитая
Ирбитская ярмарка просуществовала 279 лет,она заняла важное место в российской
торговле со странами Европы, не говоря уже о Персии, Бухаре, Китае. Санные
обозы, баржи и верблюжьи караваны везли в Ирбит и из Ирбита множество
разнообразных товаров: сибирскую пушнину кедровые орехи и ягоды, холст, хлеб,
ткани, металл и изделия из него. Продавались здесь и экзотические по тем
временам вещи – чай и сахар. О чае – особый рассказ. В Ирбите он появился с
1727 года, с началом торговых сношений с Китаем. Долгим был этот путь чая: от
Кяхты до Байкала – по реке Селенге, от Байкала – по Ангаре, Енисею, потом
сухопутьем до Оби. По Иртышу до Тобольска, по Тоболу и Туре до Туринска, а уже
оттуда – в Ирбит. К началу 19 века водный путь казался уже слишком долгим и
суровым (от Кяхты до Москвы – не менее 11 тысяч верст!), по суше обозы от Кяхты
тянулись по полгода…
С
замирением кочевников был открыт другой путь – через земли нынешнего
Казахстана, почти вдвое короче: от Петропавловска верблюды достигали китайской
границы всего за 50-60 дней. Перевозка чая значительно подешевела, в середине
19 столетия он составлял 95% китайского экспорта, причем основную долю забирала
Москва. Обильная чайная торговля открыла русской текстильной промышленности
широкий путь на восток: в Китай шли плотная шерстяная ткань, полусукно,
московские ситцы.
Дореволюционный Ирбит, по словам одного из авторов XIX века:
«В обычное время представляет из себя самый обыкновенный, скромный, захолустный
уездный городок Российской империи. Зато в течение января и февраля месяца он
совершенно меняет свою физиономию и характер. Сюда стекаются десятки тысяч
народов, здесь можно бывает видеть представителей противоположных концов
восточного материка: западных европейцев – немцев, французов и англичан и
жителей Китая, Монголии, Персии. Сюда привозят товаров на сумму до 60 000 000
рублей. Словом, здесь происходит знаменитая Ирбитская ярмарка – каждогодний
обмен произведений Азии и Европы». Замечательный русский самородок Н. М.
Чукмалдин, первую половину своей жизни проведший в Сибири, писал: «Ирбитская ярмарка
по своим размерам тогда казалась такою колоссальною, что ярмарке этой наши
сибиряка только удивлялись, не находя ей меры для сравнения».
Развитие
торгового города напрямую зависело от оборотов ярмарки. В конце 19-го века с
пуском Транс-Сибирской железной дороги значение Ирбитской ярмарки, а вместе с
ней и Ирбита заметно снизилось. Если раньше в период работы ярмарки на
городских площадях Ирбита высились горы товаров, наподобие египетских пирамид,
то к порогу века двадцатого доставка существенно убавилась – лишь для населения
Урала. Весь остальной товар поезда мчали прямо к местам его потребления. Ирбит
был соединён железной дорогой с Екатеринбургом лишь в 1916 году.
Мировая
война начала XX века, последовавшие за ней революционные события окончательно
подорвали Ирбитскую ярмарку. Советская власть в Ирбите была установлена 28
января 1918 года. Дух частного предпринимательства резко противоречил идеологии
и укладу нового Советского государства: возродившись на время в годы нэпа, она
тихо умерла к концу двадцатых годов.
Второе рождение городу дала индустриализация. Советский Ирбит
стал значительным промышленным центром Зауралья. В городе развивалось
машиностроение, производство строительных материалов, фармацевтическая, легкая
и пищевая промышленность. В 1931 году вступил в строй диатомитовый комбинат, в
1932 – первый в стране завод по производству багеро-экскаваторных машин для
добычи торфа, который с 1939 года стал выпускать автотракторные прицепы. В годы
Великой отечественной войны в цехах пивзавода разместился эвакуированный из
Москвы в конце 1941 года мотоциклетный завод, в корпусах водочного завода –
Московский завод «Акрихим» - нынешний химико-фармацевтический завод, на базе
диатомитового комбината разместились самый крупный в стране Константиновский
стекольный и Ленинградский фарфоровый заводы – нынешний стекольный завод.
Мотоциклетный завод первоначально выпускал военные мотоциклы.
Разведывательный батальон прославленного Уральского добровольческого танкового
корпуса был оснащен ирбитскими машинами. За пятьдесят с небольшим лет с его
конвейера сошло свыше трех миллионов мотоциклов. Ирбитчане стали законодателями
в отечественном мотоспорте.
В
послевоенные годы кроме традиционных отраслей в городе получили развитие
металлообработка, производство строительных материалов, химическая и лёгкая
промышленность.
События
конца XX века закрыли промышленный этап в развитии города. Сегодня славу Ирбиту
создают труженики молочного и хлебопекарного заводов, на ирбитской земле
находятся лучшие в области и одни из лучших в России колхозов – «Урал» и
«Россия».
Ирбитчане
по праву гордятся богатой культурой своего города. В городе, где проживает чуть
более 40 тыс. населения, не только сохранен, но и функционирует один из
старейших театров Урала – Ирбитский драматический театр имени А.Н.Островского,
созданный в 1846 году. Сегодня в Ирбите работает и пользуется большой
популярностью филиал Свердловской государственной академической филармонии.
Уникальны музеи Ирбита. Музей графики - Ирбитский
государственный музей изобразительных искусств, какой имеется далеко не в
каждом областном городе располагает произведениями Дюрера и Ван Дейка, Рембрандта
и Гойи.. В год 375-летия Ирбита - в 2006 г. открылся музей Уральского
искусства.
Гордятся
ирбитчане единственным в России музеем мотоциклов (Ирбитский государственный
музей мотоциклов), где есть бесценные модели-раритеты отечественного и
зарубежного мотоциклостроения. (в фондах собрано почти сто моделей
отечественных и импортных машин).
Одним
из самых богатых провинциальных музеев области является Ирбитский
историко-этнографический музей.
Танцевальные
коллективы Ирбита добиваются званий лауреатов и победителей как на российских
фестивалях и конкурсах, так и на международных. Не забывают в городе и спорт. С
участием предприятий и предпринимателей восстановили лыжную базу, ранее
принадлежавшую Ирбитскому мотоциклетному заводу. Мотоспортсмены на мотоциклах с
коляской собирают на свои соревнования огромную аудиторию болельщиков. Десятки
побед завоевали юные самбисты в областных, окружных и Российских соревнованиях.
В
городе – 68 памятников градостроительства и архитектуры, 11 памятников истории.
Историки и архитекторы утверждают, что кружевные кирпичные узоры старинных ирбитских
зданий уникальны. Среди памятников истории и культуры преобладают каменные
жилые купеческие дома, в городе сохранилось две церкви – кладбищенская
Свято-Троицкая и Сретенская, «казённые» административные здания казначейства,
уездной земской управы, почтово-телеграфная контора, земская аптека, здания
мужской и женской гимназий, торговые здания (магазины и склады купцов
Агафуровых, Зязина, Саввы Морозова). Производственная архитектура представлена
комплексами винокуренного завода и мельницы купца Зязина.Два квартала в
границах улиц Кирова-Ленина-К.Маркса-Революции и
Володарского-Ленина-Красноармейская-Революции отнесены к заповедной зоне, где
проектом охранных зон предусмотрено обеспечить музеефикацию образцов городской
среды Ирбита и её комплексную реставрацию.
Все
это позволяет говорить об Ирбите, как уникальном городе не только для Урала, но
и для России.
О
наших коллегах
Наверное, каждый ирбитчанин знает двухэтажный особняк купца
Дмитрия Зязина, расположенный по адресу: Орджоникидзе, 32. В этом особняке
находится Центральная городская библиотека им.Д.Н.Мамина-Сибиряка, одна из
старейших библиотек области. Год рождения библиотеки – 1889. В этот год, желая
удовлетворить потребность населения уезда в чтении, земство открывает
библиотеку в помещении управы. На день открытия библиотека имела всего 675
томов. Первым библиотекарем был по совместительству земский почтовик И.С.
Бобров.
В
1919 году Ирбитская земская библиотека была включена в сеть Главполитпросвета
Народного комиссариата просвещения. В не вошли книги из библиотек всех бывших
учебных заведений города (мужской и женской гимназий, городского училища),
Ирбитского городского общества, а также национализированные библиотеки богатых
ирбитских купцов и дворян. 14 января 1954 года Указом Президиума Верховного
Совета РСФСР библиотеке было присвоено имя Д.Н.Мамина-Сибиряка.
В
1980 году на базе Ирбитской центральной городской библиотеки создается
Центральная библиотечная система.
Центральная
городская библиотека сегодня – это не только библиотека с богатейшими книжными
фондами, традициями, но и библиотека с успехом осваивающая современные
информационные технологии. Сегодня основными функциями библиотеки являются
образовательная, информационная. Востребованы интернет-услуги,
ксерокопирование. Ирбитчане гордятся своей «Маминкой», которая в 2009 году
отметила свой юбилей – 120-летие.
Сайт
библиотечной системы г.Ирбит http://www.biblio-irbit.ru/
Источники:
История
// Город Ирбит: информационный портал [электронный ресурс] Режим доступа http://www.irbit.info/history/
История
города // Официальный информационный интернет-портал «Администрация
муниципального образования город Ирбит» [электронный ресурс] Режим доступа http://www.moirbit.ru/about/1
Рыжков,
Алексей. 7 уральских городов. – Екатеринбург: Уральское литературное агентство,
2009. – 32 с.
Рычков,
А. 12 путешествий по Среднему Уралу. – Реж: изд-во турфирмы «Малыш и Карлсон»,
2006. – 52 с.: ил.
Свердловская
область: иллюстрированная краеведческая энциклопедия / Н.А.Рундквист,
О.В.Задорина. – Екатеринбург: Квист, 2009. – 456 с.
Смирных
А.И. Под знаком Меркурия, или на орбитах Ирбита // Уездные столицы:
Культурно-исторические очерки / колл. авт. – Екатеринбург: Сократ, 2002. – 368
с.: ил. – С. 5-78
Комментарии
Отправить комментарий