Ирбит

Муниципальное образование «Город Ирбит» Восточного управленческого округа, в 175 км на северо-восток от Екатеринбурга (по автодороге через Камышлов – 249 км, через Артемовский – 212 км). Город был основан в 1631 году на правом берегу реки Ницы при впадении в нее реки Ирбит. Через город проходит железнодорожная магистраль Екатеринбург - Тавда - Устье-Аха. Население – 43320 человек.


Герб города: «Щит разделен на серебряную и червленую части. Вверху – Андреевский крест; внизу – накрест золотая сабля, и поверх нее – крылатый кадуцей (эмблема торговли). Ирбит первым из уральских городов получил Высочайше утвержденный герб. Это произошло 22 января 1776 г. Текстовое описание того времени: «Прямо стоящий щит, разрезанный поперек надвое, в верхней части в серебряном поле голубой Андреевский крест, показующие непоколебимую верность жителей города Ирбита к Ея Императорскому Величеству; в нижней части в красном поле положенные на крест сабля и Меркуриев жезл золотые, означающие, первое, поражение сим оружием злодеев, а второе упражнение в торговле жителей сего места» Вероятный его составитель – князь М.М.Щербаков (Свердловская область: Иллюстрированная краеведческая энциклопедия / Н.А.Рудквист, О.В.Задорина. – Екатеринбург: Квист, 2009. – 456 с. – С. 126)

Основание первого поселения на месте современного города относится к 1631 году, когда вблизи устья реки Ирбеи (Ирбит), впадающей в Ницу, верхотурским слободчанином Иваном Шипицыным (раньше ошибочно читалось – Спицыным) была заложена Ирбитская (Ирбеевская) слобода в 33 двора. Новое поселение было призвано служить пограничным форпостом и прививать в Зауралье земледелие.
Выгодное положение слободы на торговом пути из европейской части России в Сибирь привело к стихийному возникновению уже в 1634-1635 годы Торжка, а с 1738 года стала проводиться ежегодная ярмарка, официально узаконенная Москвой в 1643 году. После перемещения границ русского государства к югу торговый путь от Верхотурья до Тюмени стал проходить вдоль Ницы и Туры, ярмарка приобрела всеуральское, а затем и всероссийское значение, выполняя роль крупного перевалочного пункта между Уралом и Сибирью, Европой и Азией. По аналогии с Петербургом Ирбит называют «окном в Азию». Ирбитская ярмарка собиралась каждый год с конца января до конца февраля и была зачинной, первой среди крупнейших.
В 1773 году ирбитское купечество успешно отразило нашествие войск Емельяна Пугачёва, за что Указом императрицы Екатерины II от 3 февраля 1775 года «с особым удовольствием Ирбитская слобода учреждена городом» в составе Тобольской губернии, а из государственной казны выделены значительные средства на строительство монументальных каменных зданий Богоявленского собора (разрушен в 1930-е годы) и острога. Почти одновременно с острогом было начато строительство Сретенской церкви (построена в 1832 году).
11 февраля 1776 года Ирбит получил герб, используемый в настоящее время как герб Муниципального образования город Ирбит. В 1781 году к городу был приписан большой уезд и он вошёл в состав уездных городов Пермской губернии.
С 1821 года Ирбит застраивается по генеральному плану как город-ярмарка с созданием единого архитектурного ансамбля. Ценной частью историко-культурного наследия Ирбита является его архитектурно-градостроительное наследие. Ярмарка сформировала исторический центр города – Гостиный двор, бывшие торговые здания, Пассаж, Сретенская церковь, дома состоятельных горожан.
Главный символ ярмарки – знаменитый ирбитский Пассаж. Здание Пассажа, построенное в 1864 году, первоначально предназначалось для театральных выступлений. Но из-за отказа заказчика платить назначенную арендную плату, здание было передано купечеству. В старину Пассаж называли Невским проспектом Ирбита.
Знаменитая Ирбитская ярмарка просуществовала 279 лет,она заняла важное место в российской торговле со странами Европы, не говоря уже о Персии, Бухаре, Китае. Санные обозы, баржи и верблюжьи караваны везли в Ирбит и из Ирбита множество разнообразных товаров: сибирскую пушнину кедровые орехи и ягоды, холст, хлеб, ткани, металл и изделия из него. Продавались здесь и экзотические по тем временам вещи – чай и сахар. О чае – особый рассказ. В Ирбите он появился с 1727 года, с началом торговых сношений с Китаем. Долгим был этот путь чая: от Кяхты до Байкала – по реке Селенге, от Байкала – по Ангаре, Енисею, потом сухопутьем до Оби. По Иртышу до Тобольска, по Тоболу и Туре до Туринска, а уже оттуда – в Ирбит. К началу 19 века водный путь казался уже слишком долгим и суровым (от Кяхты до Москвы – не менее 11 тысяч верст!), по суше обозы от Кяхты тянулись по полгода…
С замирением кочевников был открыт другой путь – через земли нынешнего Казахстана, почти вдвое короче: от Петропавловска верблюды достигали китайской границы всего за 50-60 дней. Перевозка чая значительно подешевела, в середине 19 столетия он составлял 95% китайского экспорта, причем основную долю забирала Москва. Обильная чайная торговля открыла русской текстильной промышленности широкий путь на восток: в Китай шли плотная шерстяная ткань, полусукно, московские ситцы.
Дореволюционный Ирбит, по словам одного из авторов XIX века: «В обычное время представляет из себя самый обыкновенный, скромный, захолустный уездный городок Российской империи. Зато в течение января и февраля месяца он совершенно меняет свою физиономию и характер. Сюда стекаются десятки тысяч народов, здесь можно бывает видеть представителей противоположных концов восточного материка: западных европейцев – немцев, французов и англичан и жителей Китая, Монголии, Персии. Сюда привозят товаров на сумму до 60 000 000 рублей. Словом, здесь происходит знаменитая Ирбитская ярмарка – каждогодний обмен произведений Азии и Европы». Замечательный русский самородок Н. М. Чукмалдин, первую половину своей жизни проведший в Сибири, писал: «Ирбитская ярмарка по своим размерам тогда казалась такою колоссальною, что ярмарке этой наши сибиряка только удивлялись, не находя ей меры для сравнения».
Развитие торгового города напрямую зависело от оборотов ярмарки. В конце 19-го века с пуском Транс-Сибирской железной дороги значение Ирбитской ярмарки, а вместе с ней и Ирбита заметно снизилось. Если раньше в период работы ярмарки на городских площадях Ирбита высились горы товаров, наподобие египетских пирамид, то к порогу века двадцатого доставка существенно убавилась – лишь для населения Урала. Весь остальной товар поезда мчали прямо к местам его потребления. Ирбит был соединён железной дорогой с Екатеринбургом лишь в 1916 году.
Мировая война начала XX века, последовавшие за ней революционные события окончательно подорвали Ирбитскую ярмарку. Советская власть в Ирбите была установлена 28 января 1918 года. Дух частного предпринимательства резко противоречил идеологии и укладу нового Советского государства: возродившись на время в годы нэпа, она тихо умерла к концу двадцатых годов.
Второе рождение городу дала индустриализация. Советский Ирбит стал значительным промышленным центром Зауралья. В городе развивалось машиностроение, производство строительных материалов, фармацевтическая, легкая и пищевая промышленность. В 1931 году вступил в строй диатомитовый комбинат, в 1932 – первый в стране завод по производству багеро-экскаваторных машин для добычи торфа, который с 1939 года стал выпускать автотракторные прицепы. В годы Великой отечественной войны в цехах пивзавода разместился эвакуированный из Москвы в конце 1941 года мотоциклетный завод, в корпусах водочного завода – Московский завод «Акрихим» - нынешний химико-фармацевтический завод, на базе диатомитового комбината разместились самый крупный в стране Константиновский стекольный и Ленинградский фарфоровый заводы – нынешний стекольный завод.
Мотоциклетный завод первоначально выпускал военные мотоциклы. Разведывательный батальон прославленного Уральского добровольческого танкового корпуса был оснащен ирбитскими машинами. За пятьдесят с небольшим лет с его конвейера сошло свыше трех миллионов мотоциклов. Ирбитчане стали законодателями в отечественном мотоспорте.
В послевоенные годы кроме традиционных отраслей в городе получили развитие металлообработка, производство строительных материалов, химическая и лёгкая промышленность.
События конца XX века закрыли промышленный этап в развитии города. Сегодня славу Ирбиту создают труженики молочного и хлебопекарного заводов, на ирбитской земле находятся лучшие в области и одни из лучших в России колхозов – «Урал» и «Россия».
Ирбитчане по праву гордятся богатой культурой своего города. В городе, где проживает чуть более 40 тыс. населения, не только сохранен, но и функционирует один из старейших театров Урала – Ирбитский драматический театр имени А.Н.Островского, созданный в 1846 году. Сегодня в Ирбите работает и пользуется большой популярностью филиал Свердловской государственной академической филармонии.
Уникальны музеи Ирбита. Музей графики - Ирбитский государственный музей изобразительных искусств, какой имеется далеко не в каждом областном городе располагает произведениями Дюрера и Ван Дейка, Рембрандта и Гойи.. В год 375-летия Ирбита - в 2006 г. открылся музей Уральского искусства.
Гордятся ирбитчане единственным в России музеем мотоциклов (Ирбитский государственный музей мотоциклов), где есть бесценные модели-раритеты отечественного и зарубежного мотоциклостроения. (в фондах собрано почти сто моделей отечественных и импортных машин). 
Одним из самых богатых провинциальных музеев области является Ирбитский историко-этнографический музей.
Танцевальные коллективы Ирбита добиваются званий лауреатов и победителей как на российских фестивалях и конкурсах, так и на международных. Не забывают в городе и спорт. С участием предприятий и предпринимателей восстановили лыжную базу, ранее принадлежавшую Ирбитскому мотоциклетному заводу. Мотоспортсмены на мотоциклах с коляской собирают на свои соревнования огромную аудиторию болельщиков. Десятки побед завоевали юные самбисты в областных, окружных и Российских соревнованиях.
В городе – 68 памятников градостроительства и архитектуры, 11 памятников истории. Историки и архитекторы утверждают, что кружевные кирпичные узоры старинных ирбитских зданий уникальны. Среди памятников истории и культуры преобладают каменные жилые купеческие дома, в городе сохранилось две церкви – кладбищенская Свято-Троицкая и Сретенская, «казённые» административные здания казначейства, уездной земской управы, почтово-телеграфная контора, земская аптека, здания мужской и женской гимназий, торговые здания (магазины и склады купцов Агафуровых, Зязина, Саввы Морозова). Производственная архитектура представлена комплексами винокуренного завода и мельницы купца Зязина.Два квартала в границах улиц Кирова-Ленина-К.Маркса-Революции и Володарского-Ленина-Красноармейская-Революции отнесены к заповедной зоне, где проектом охранных зон предусмотрено обеспечить музеефикацию образцов городской среды Ирбита и её комплексную реставрацию.
Все это позволяет говорить об Ирбите, как уникальном городе не только для Урала, но и для России. 

О наших коллегах
Наверное, каждый ирбитчанин знает двухэтажный особняк купца Дмитрия Зязина, расположенный по адресу: Орджоникидзе, 32. В этом особняке находится Центральная городская библиотека им.Д.Н.Мамина-Сибиряка, одна из старейших библиотек области. Год рождения библиотеки – 1889. В этот год, желая удовлетворить потребность населения уезда в чтении, земство открывает библиотеку в помещении управы. На день открытия библиотека имела всего 675 томов. Первым библиотекарем был по совместительству земский почтовик И.С. Бобров.
В 1919 году Ирбитская земская библиотека была включена в сеть Главполитпросвета Народного комиссариата просвещения. В не вошли книги из библиотек всех бывших учебных заведений города (мужской и женской гимназий, городского училища), Ирбитского городского общества, а также национализированные библиотеки богатых ирбитских купцов и дворян. 14 января 1954 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР библиотеке было присвоено имя Д.Н.Мамина-Сибиряка. 
В 1980 году на базе Ирбитской центральной городской библиотеки создается Центральная библиотечная система. 
Центральная городская библиотека сегодня – это не только библиотека с богатейшими книжными фондами, традициями, но и библиотека с успехом осваивающая современные информационные технологии. Сегодня основными функциями библиотеки являются образовательная, информационная. Востребованы интернет-услуги, ксерокопирование. Ирбитчане гордятся своей «Маминкой», которая в 2009 году отметила свой юбилей – 120-летие.
Сайт библиотечной системы г.Ирбит  http://www.biblio-irbit.ru/

Источники:
История // Город Ирбит: информационный портал [электронный ресурс] Режим доступа http://www.irbit.info/history/
История города // Официальный информационный интернет-портал «Администрация муниципального образования город Ирбит» [электронный ресурс] Режим доступа http://www.moirbit.ru/about/1
Рыжков, Алексей. 7 уральских городов. – Екатеринбург: Уральское литературное агентство, 2009. – 32 с.
Рычков, А. 12 путешествий по Среднему Уралу. – Реж: изд-во турфирмы «Малыш и Карлсон», 2006. – 52 с.: ил.
Свердловская область: иллюстрированная краеведческая энциклопедия / Н.А.Рундквист, О.В.Задорина. – Екатеринбург: Квист, 2009. – 456 с.
Смирных А.И. Под знаком Меркурия, или на орбитах Ирбита // Уездные столицы: Культурно-исторические очерки / колл. авт. – Екатеринбург: Сократ, 2002. – 368 с.: ил. – С. 5-78


Комментарии