Новая встреча с Алексеем Ивановым. Взгляд на творчество писателя.

С библиотечных полок исчезли книги писателя  Алексея Иванова. Всё вполне объяснимо, народ посмотрел фильм «Географ глобус пропил». Фильм уже получил несколько международных премий и сделал рекламу книге.
Но было бы несправедливым сказать, что кинематограф открыл писателя  Алексея Иванова.
Уже в конце 80 –х в журнале «Уральский следопыт» публиковались его фантастические повести и рассказы. Они имели читательское признание, автор удостоился премии в номинации: жанр фантастики. Казалось бы, самое время закреплять успех, но Иванов на какое-то время замолчал.
Лишь в 1992 году выходит его роман «Общага – на-крови», а в 1995 «Географ глобус пропил». Ни в первом, ни во втором произведениях уже нет никакого намёка на фантастику. Герои романов живут в современных реалиях, знакомых  писателю.
Алексей Иванов окончил в 1996 году Уральский Государственный университет по специальности история искусств. Во время учёбы в полной мере познал жизнь общежития. В «Общаге – на-крови» эта жизнь описана в самом неприглядном виде. Здесь и пьянки, и разборки, но и мир молодости, о котором всегда вспоминается с ностальгией.
После университета Иванов возвращается в Пермь. Работает учителем. Неизвестно, воспроизвёл ли он свой педагогический опыт в романе «Географ глобус пропил», но книга –подлинный срез реальной школьной жизни. Ученики в романе мягко говоря не особенно хотят учиться, панибратски общаются с учителем, играют в карты, некоторые пьют, и отнюдь не чай.
Главный герой – учитель Виктор Служкин тоже не образец педагога. Он и в школу пошёл от безнадёги где-либо в другом месте устроиться. Служкин человек пьющий, плохо знает предмет, отношения с классом не выстраиваются. Постоянные препирательства, игра в карты с учениками на спор. В походе, куда он ведёт учеников, напивается. В семье у Служкина тоже странные незадавшиеся отношения с женой.
Вот только клеймо на этом пьющем человеке, учителе-неудачнике ставить не хочется. Это прекрасно сыграл в фильме Константин Хабенский. Служкин – интеллигент, который в самых принципиальных вопросах остаётся человеком, живёт так, как подсказывает ему совесть.
Прошло 8 лет с тех пор, как роман Иванова опубликован, но все поднятые в нём проблемы актуальны и сегодня. Книга имела читательский успех и, казалось бы, писатель мог и дальше разрабатывать эту тему, но Алексей Викторович  увлёкся краеведением. Дело в том, что он некоторое время работал гидом – проводником в туристической фирме, показывал туристам красоты Пермского края. История Урала захватила Иванова. В результате  под пером писателя  рождаются многостраничные романы.  «Сердце Пармы»(2003 год) – роман о покорении  в 15 веке Великой Перми Москвой. В 2005 году в издательстве «Азбука-классика» выходит роман  «Золото бунта», в котором отражена история Урала в 18 веке. Обе книги сразу нашли своего читателя и были доброжелательно встречены критикой.
Интерес к произведениям  подогревался жанром: читатель любит читать историческую прозу. Сыграло свою роль и ожидание читателем романа, а это были романы в полном смысле слова.
 В книгах реальные события переплетены с вымыслом, населены фольклорными, сказочными образами, персонажами коми-пермяцкого фольклора. Но плотное погружение писателя в древность имело и свою негативную сторону. Экзотический мир требовал экзотического языка. Иванов буквально наводнил произведения словами, давно вышедшими из употребления. Через этот лексический лес надо было ещё продраться. Это ставили в вину автору.
          Тем не менее оба романа стали весьма заметным событием в литературной жизни и были включены в список на получение премии Букера, но не вошли даже в лонг-лист. Столичная литературная  тусовка не приняла Иванова, он обиделся и на какое-то время замолчал.
        В 2007 году  в издательстве Азбука-классика, которое издает практически все книги писателя, выходит его роман «Блуда и МУДО».

В центре сюжета провинциальный город Ковязин, в котором всё серо и скучно. Жителей города интересуют преимущественно две вещи: секс и деньги. Главные развлечения – поход в баню или в ресторан. В числе действующих лиц чиновник от образования Манжетов, который планирует преобразовать МУДО(Муниципальное учреждение дополнительного образования)  в Антикризисный подростковый центр. В этот центр Манжетов хочет пристроить своих любовниц. А уж кому из подростков и чем они помогут вопрос десятый.
Роман изобилует антигероями, чего стоит такой персонаж как мент-сутенёр. Даже самый симпатичный из всех лиц, населяющих роман, талантливый художник Моржов, старается не особенно выделяться. Он матерится, пьёт, кодируется, снова пьёт, ломает дурака перед начальством.
В романе вообще много ненормативной лексики, много сексуальных сцен. Это вызвало волну критики как со стороны литературоведов, так и читателей. Но натурализм повествования сочетался с неприглядной правдой действительности.
Казалось бы почему писателю не взять на себя роль современного Салтыкова-Щедрина, не продолжить обличать в книгах пороки общества. Но Алексей Иванов вновь погрузился в историческое прошлое.
2008 и 2009 годы ознаменовались сотрудничеством с известными и талантливыми людьми. В 2008 году режиссёр Павел Лунгин поставил по сценарию Алексея Иванова фильм «Царь». Время правления Ивана Грозного (16 век). В центре картины история противостояния царя Ивана и митрополита Московского Филиппа. Грозного в фильме потрясающе сыграл Пётр Мамонов, Филиппа столь же блистательно Олег Янковский.
В последствии свой сценарий Иванов переработал в роман «Летоисчисление от Иоанна».
В 2009 году писатель в тандеме с тележурналистом Леонидом Парфёновым, у которого чутьё на всё интересное и талантливое, создают 4-х серийный телевизионный фильм «Хребет России».
В основу легла одноимённая книга Алексея Иванова. В центре событий – покорение и освоение в 15-19 вв. русскими Урала и Сибири. За один год тележурналист и писатель приняли участие в 8 экспедициях, преодолели 20 тысяч километров, посетили огромное количество городов и посёлков Урала.
И наконец  2013 год. Совместная работа с режиссёром А. Велединским и продюсером В.Тодоровским над фильмом «Географ глобус пропил». Фильм  стал настоящим кинематографическим событием.
Писателю везёт на  содружество с талантливыми людьми. Но и режиссёрам везёт на прекрасный драматургический материал.
Алексей Иванов  в постоянном творческом поиске. Пишет в разных жанрах, синтезирует их. Два последних романа «Псоглавцы»(2011 г.) и «Комьюнити»(2012 г.) написаны в жанре дэнжерологии. Жанр – изобретение писателя. Дэнжерология – синтез эзотерики, культурологии, истории, социологии и других дисциплин. Дэнжерологи – люди, охотящиеся за смертельно опасными артефактами.
Реакция читающей публики на эти произведения оказалась неоднозначной. Впрочем, полярные точки зрения на книги Алексея Иванова присутствуют всегда. Но никто не подвергает сомнению тот факт, что Иванов писатель очень одаренный, уже сказавший свое слово в литературе. В его активе множество литературных премий.
Алексей Викторович Иванов продолжает жить и работать в Перми. Так что по месту проживания он провинциальный писатель, хотя давно перерос эта рамки.
В Москву он не стремится, а наоборот устаёт от неё. В родной Перми ему комфортнее, здесь та среда, в которой создаются новые произведения. К тому же, писатель продолжает исследовать родной край и это отражается в его документальных очерках и рассказах.
Алексею Иванову всего 42 года, он талантлив, многогранен и энергичен. Какие ещё творческие изобретения и находки он нам уготовил, покажет время.
                                                  Е. Е. Войтинская

Комментарии

  1. Как бы хотелось,чтобы подобная информация чаще встречалась на этом сайте.Елена истинный мастер своего дела!Молодец,поздравляем!
    Читатели.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с вами! Елена Ефимовна пишет замечательные обзоры и обещала почаще нас радовать. Следите за нашими новостями!

      Удалить
  2. А я "Географа" уже давно прочитала-перечитала, а вот экранизации ещё не видела.
    В людях, которые меня окружают, и книга, и фильм вызывают эмоции самого широко спектра: от восторга до негодования. Значит, задело...

    Читала и другие произведения Иванова. А вот то, что "Царь" снят по его сценарию - не знала. Хотя фильм смотрела. Очень тяжелый. Впрочем, разве о том времени можно было снять "легкий фильм" ?!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Действительно "Географ" вызвал бурю разнообразных эмоций! Уж очень много там актуальных проблем!

      Удалить

Отправить комментарий