Предлагаем вашему вниманию обзор
литературно-художественных журналов «Новый мир», «Октябрь», «Урал» за 2013 год,
подготовленный Еленой Ефимовной Войтинской.
Давно мы не говорили о литературных журналах. А они
существуют и регулярно издаются, не смотря на периодически возникающие
разговоры о их скором закрытии.
Причины таких
разговоров в сложности финансирования и отсутствии мотивации: для чего они
вообще нужны. Сложность финансирования опустим, чтобы не влезать в дебри.
Начнем со второго вопроса.
Литературные журналы
– это важная часть литературной, культурной и общественной жизни. Они
определяют вектор развития современной литературы, открывают новые имена. В них
представлены все жанры: проза, поэзия, публицистика, мемуарная проза, эпистолярное
наследие.
Многие знаменитые
писатели, от Солженицына до Пелевина, стали известны благодаря журналам..
Раньше для автора было главным «пройти через журнал», подтвердить свой
профессиональный статус. Это сейчас им книга важна.
Предлагаю вместе пролистать
несколько журнальных изданий за нынешний год, посмотреть, кто пишет и о чём.
Начнём с журнала «Новый мир». В 2013 году издание отмечает
свой 100-летний юбилей. За это столетие издание пережило как взлёты, так и кризисные
ситуации. Временем расцвета можно считать 50-е – 60-е годы двадцатого
столетия, когда журнал возглавлял А.Т. Твардовский. Об этом легендарном времени
рассказал А.Солженицын в публицистическом произведении «Бодался теленок с
дубом». В этот период в журнале публиковались произведения Б.Можаева, Ю.
Казакова, Ю. Трифонова, стихи Е.Евтушенко, Р.Рождественского.
Сегодня, к
сожалению, на литературном горизонте не видно таких талантов, но интересные
авторы появляются. Назову несколько имён.
Роман Сенчин. В № 9
«Нового мира» опубликована его повесть
«Барби». Молодая семья собирается переезжать на новую квартиру. Они в процессе
сбора вещей, в том числе и игрушек дочери. Среди игрушек – кукла Барби, которая
наводит отца девочки на воспоминания о юности и молодых годах. Возникает целая история
жизни.
Р.Сенчин – как раз
тот писатель, который сделал литературную карьеру благодаря журналу. В
периодических изданиях были напечатаны его первые талантливые повести «Афинские
ночи», «Нубук», «Минус». Автор родом из сибирской провинции. Прошёл школу
жизни: служил в армии, работал грузчиком, монтажником. Приехав в Москву, с тем же упорством
провинциала, утверждался как литератор. Сегодня он известный прозаик, его книги
активно издаются.
Евгений Шкловский,
молодой, но уже завоевавший свое место в литературе, писатель. Коренной москвич, закончил МГУ, сначала
филологический факультет, затем журфак. Начинал со статей и рецензий,
сотрудничал с большим количеством печатных изданий. В 1989 году попробовал себя
как автор художественной прозы и опыт оказался удачным. В этом можно убедиться
на примере рассказа «Чужой»- Новый мир, №7. Герой рассказа приютил у себя
таджика, который попросил у него денег на улице. Ситуация прямо скажем
неординарная. Гость сделал ремонт квартиры и был только полезен для хозяина. Но
атмосфера ожидания не оставляет читателя, возвращает к названию произведения.
Конец рассказа загадочен, что характерно для творчества Е.Шкловского в целом.
Да и тема отношения к мигрантам очень уж живая, заставляет о многом задуматься.
Теперь о другой
загадке – исторической. «Тайна Чингисхана», публикация в № 7 «Нового мира».
Автор статьи историк С. Нефедов задается вопросом: «Как могло случиться такое?
Цивилизованные государства, обладающие могучими армиями, неприступными
крепостями могли пасть от нападения варварских племён, живущих на краю земли?»
Монголы с легкостью уничтожали армии могущественных империй, их военное
превосходство было колоссальным, но чем
оно объяснялось?
Учёный дает своё
видение проблемы, пытается раскрыть тайну древнего монгольского войска и делает
это довольно убедительно. Статья особенно актуальна для сегодняшнего дня, когда
создаётся новый учебник истории, в котором переосмысливаются многие исторические
явления.
Важной
отличительной чертой «Нового мира» является его информационная составляющая. На
протяжении ряда лет на страницах журнала публикуются рецензии, обзоры,
библиографические списки того наиболее значительного, что выходит в российских
издательствах.
Сегодня редколлегия журнала старается сохранять репутацию
ведущего периодического издания, публикует наиболее талантливые произведения,
открывает новые писательские имена. В «Октябре» наряду с художественной много
мемуарной прозы, эпистолярного наследия.
Не далее как в №8
журнала опубликованы письма Евгении Гинзбург и Павла Аксёнова сыну. Сын никто
иной как знаменитый писатель Василий Павлович Аксёнов. Письма периода 1955 – 1957 гг. То время,
когда Василий Аксёнов ещё не был не только известным, но и просто писателем. Он
только что закончил Ленинградский мединститут, слыл стилягой и мечтал
устроиться врачом на суда дальнего плавания.
Его мать, которая
после освобождения из сталинских лагерей, жила в Магадане, ждала как праздника
письма от сына. Но не обходилось и без разочарований. Вот её реакция на снимок,
присланный Василием: «Жуткая физиономия с всклокоченной шевелюрой. Канадский
кок, висящие чуть не до пола модные плечи. На фоне этого заграничного шика
явственно проступает неряшливость всего облика».
Письма Е.Гинзбург
очень содержательны, не лишены юмора. Читая их трудно поверить, что они
адресованы будущему знаменитому писателю.
В разделе
мемуарной прозы – главы из книги художника Бориса Мессерера «Промельк Беллы». –
Октябрь, №№ 1,2,4,5. Белла – знаменитая поэтесса Белла Ахмадулина. Она была
супругой Мессерера, вместе они прожили 36 лет. В 2010 году Белла Ахатовна ушла
из жизни.
В главах,
опубликованных в журнале много строк, посвященных ей, её таланту. Книга в целом
наполнена воспоминаниями о людях, с
которыми дружили эти два незаурядных человека. В ближний круг Мессерера и
Ахмадулиной входили В.Высоцкий,
Б.Окуджава. Е.Евтушенко.
Много страниц
посвящено отцу автора – знаменитому танцовщику Асафу Мессереру. Он ставил
балеты во многих странах мира, работал с великими танцовщиками среди которых – Майя
Плисецкая.
Самые тёплые
слова хочется сказать о нашем региональном издании – журнале «Урал». Его
учредитель – Правительство Свердловской области.
В непростой экономической ситуации выжили далеко не все
провинциальные литературные журналы. Тем приятнее, что «Урал» остался на плаву.
В редакционной коллегии ежемесячника молодые талантливые писатели, публицисты,
литературные критики. Возглавляет журнал драматург Олег Богаев, его пьесы идут
не только на сценах отечественных театров, но и многих стран мира.
У этих молодых и
талантливых ребят, создающих журнал, очень хороший литературный вкус и чутьё на
качественную прозу и публицистику. Поэтому почти любую из журнальных книжек
«Урала» можно читать от начала и до конца, от «корки до корки». Конечно, бывают
и неудачи, но это скорее случайность. Издатели не замыкаются только на
уральских авторах. В «Урале» можно встретить талантливых представителей
писательского цеха всей страны.
От рассуждений –
к живому примеру. Вот несколько последних журнальных книжек.
В сентябрьском и
октябрьском номерах опубликован роман
московской писательницы Екатерины Дмитриевой «Пусть ищут её корабли». Название
романтическое, но за ним скрывается вполне реальная драматическая история
молодого музыканта. К сожалению, драматизм связан не с творческой профессией
героя, а с его болезнью. Произведение построено как дневник главного героя,
у которого с большим опозданием
диагностировали тяжёлую болезнь.
В этом
импровизированном дневнике 18-летний парень рассказывает о всех этапах
пребывания в клинике, о врачах и пациентах. В том числе и о том, можно ли
надеяться на излечение, не имея за душой энной денежной суммы. О том, как
меняется отношение к жизни человека, оказавшегося в критической ситуации. Не
смотря на весь драматизм, роман читается легко, в нём много юмора и полезных
советов, ведь никто и ни от чего, к сожалению, не застрахован.
«Урал» очень
многоплановый журнал. В нём представлены все литературные жанры: проза,
публицистика, поэзия, литературная критика, даже детская литература.
В ряду
публицистических публикаций можно выделить материал старейшего автора журнала,
прозаика, очеркиста Владимира Турунтаева. В №№ 9, 10 опубликовано его
журналистское расследование «Ностальгия по осенним дождям». В центре
расследования – печальное состояние нашего сельского хозяйства. Это не общие
рассуждения, а личный опыт и наблюдения публициста. Он провёл две невероятно
тяжёлые уборочные страды в комбайновом отряде самого обычного колхоза Талицкого района, мог оценить каждого
конкретного работника. Его главный вывод: «При всём энтузиазме и трудолюбии
коэффициент полезного действия людей чрезвычайно мал». Причина – низкая
производительность труда. По мнению автора – это было и остаётся самой жгучей
проблемой нашего сельского хозяйства.
Драматургия в
«Урале» 2013 представлена знаковыми именами. В №7 «Урала» опубликована пьеса
Нины Садур «Фалалей». В творчестве писательницы и драматурга реальность
соседствует с мистикой, что нашло яркое подтверждение в опубликованном произведении.
Не обошлось и без
мэтра уральский да и российской драматургии Николая Коляды. Его пьеса «Носатый» стала изюминкой седьмого
номера журнала. Действующие лица – два немолодых человека Ада Николаевна и Пётр
Ильич. Героиня, не смотря на свой возраст, живёт в виртуальной реальности. По
ночам общается с френдами, обсуждает с ними все свои проблемы. Так получилось, что в её неустроенной жизни
ей больше не к кому обратиться за советом.
Её муж, 65-летний
Пётр Ильич, вернулся домой после пятнадцатилетнего тюремного заключения.
Интрига пьесы крутится вокруг сомнений героини, а её ли это муж. Для сомнений
есть все основания, прежде всего внешние несовпадения. Одно из них: прежний был
носатым, а у этого нос обычный.
Пьеса гротесковая,
в диалогах героев много смешного, на грани фола. Но как всегда у Коляды пьеса
заставляет задуматься о нашей жизни, часто без цели и смысла. За юмористическим
и смешным проступает человеческая драма.
Жанровое
разнообразие «Урала» дополняет детская литература. Вот уже 3 года в издании
существует «Детская». Это не комната, а рубрика, в которой публикуются лучшие
произведения современной литературы для детей и подростков.
В июньском номере
можно прочитать рассказы-сказки Светланы Лавровой «Про Фросю». Светлана Лаврова
не профессиональный писатель, она медик, в свое время окончила Свердловский
медицинский институт. Работает в сложнейшей медицинской отрасли –
нейрофизиологии. Писательство – это и хобби для Светланы Аркадьевны, и вторая профессия.
На ее счету более 70 детских книг, каждая из которых несет позитивную
энергетику. Сказки, в которых часто присутствует уральский колорит, с
удовольствием читают всей семьёй. Писательница – лауреат премий «Заветная
мечта», «Книгуру».
Молодые писатели
А. Жвалевский и Е. Пастернак из Белоруссии. Но и они попали в поле зрения
редколлегии «Урала». Да и как иначе, не далее как в нынешнем году они стали
лауреатами Международной детской литературной премии имени Владислава
Крапивина. Писатели пишут свои произведения вместе, и им это прекрасно удается,
их адресат – подростковая аудитория.
Особенной популярностью пользуются книги – «Время всегда хорошее» и «Я хочу в
школу!» В октябрьском номере «Урала» публикуется повесть этого талантливого
дуэта - «52 февраля».
Редколлегия
«Урала» в постоянном творческом поиске. Журнал как некий маяк, высвечивающий лучшее
из того, что появляется на литературном горизонте.
Мы, читатели литературных журналов, будь то «Новый мир»,
«Октябрь», «Урал» или другой ежемесячник, всегда в ожидании очередного номера.
Ведь это так интригующе, взять в руки новую журнальную книжку и посмотреть: что
же там, под знакомой обложкой.
Прекрасный профессиональный обзор, читается на одном дыхании. Ждём следующего обзора.
ОтветитьУдалитьКак всегда, у Елены Ефимовны, очень содержательный обзор.
ОтветитьУдалить