Борис Рыжий "Поэт свердловских улиц"

Узнавать что-то новое интересно всегда, вот и мне повезло услышать это имя из прямого эфира Николая Коляды со своими поклонниками. Коляда рассказывал о работе редактором в журнале "Урал", об отборе рукописей для печати и рассказал о Борисе, как он неистово критиковал авторов, называя их бездарями, браковал каждое стихотворение или рассказ. Человек он был сложный, нетерпимый. Но как сказал драматург, стихи его были замечательные. 
Узнав все это, я захотела почитать и послушать стихи задиры-поэта.
                             * * * 
Мальчишкой в серой кепочке остаться,
самим собой, короче говоря.
Меж правдою и вымыслом слоняться
по облетевшим листьям сентября.
Скамейку выбирая, по аллеям
шататься, ту, которой навсегда
мы прошлое и будущее склеим.
Уйдём – вернёмся именно сюда.
Как я любил унылые картины,
посмертные осенние штрихи,
где в синих лужах ягоды рябины,
и с середины пишутся стихи.

Поэт хорошо писал о любви, нежно и трогательно. Я чувствую, что это было искренне: о городских улицах, которые им исхожены вдоль и поперек, о пацанских приключениях которые, мне кажется, часто сопровождали его. 
Стихи замечательные, их можно читать долго, не отрываясь, наслаждаясь рифмой, рисуя в воображении картинки, о которых пишет поэт. 

                 * * *
Над домами, домами, домами
голубые висят облака –
вот они и останутся с нами
на века, на века, на века.
Только пар, только белое в синем
над громадами каменных плит…
Никогда, никогда мы не сгинем,
мы прочней и нежней, чем гранит.
Пусть разрушатся наши скорлупы,
геометрия жизни земной, –
оглянись, поцелуй меня в губы,
дай мне руку, останься со мной.
А когда мы друг друга покинем,
ты на крыльях своих унеси
только пар, только белое в синем,
голубое и белое в си…

Я привыкла к тому, что пишу о поэтах, у которых жизнь коротка. Так и с Рыжим: жена, сын и хорошие стихи, пиши и радуйся сам и радуй людей. Но нет, поэт решил уйти, в 26 лет, на балконе в своей квартире накинул петлю и... 

Пускай тогда, когда затылком стукну
по днищу гроба, в подземелье рухну,
заплаканные свердловчане пусть
нарядят механическую куклу
в мое шмотье, придав движеньям грусть.

За свою жизнь Борис Рыжий написал более 1300 стихов, впервые они были напечатаны в 1992 году. Он успел стать победителем литературной премии "Антибукер" в номинации "Незнакомка", а также обладателем премии "Северная Пальмира" – посмертно. 

Комментарии