Однажды в пионерском лагере... О новом романе Алексея Иванова "Пищеблок"


Книга Алексея Иванова "Пищеблок" (Москва: Издательство АСТ, 2019) написана в непривычном для писателя жанре - мистического триллера. В то же время произведение вполне можно отнести к жанру бытового романа, более того  указан год описываемых событий - 1980-й. Именно летом этого года по версии книги происходили необычные события в пионерском лагере  "Буревестник", расположившемся на берегу Волги.

 1980-й год - это советский период в жизни страны. Алексей Иванов уже на первый раз обращается к советскому времени. В одном из своих последних романов - "Ненастье" автор главными героями сделал молодых людей, бывших участников афганской войны и, с присущим ему талантом, показал, как надломлена психика людей, вернувшихся из этой мясорубки.
Вернёмся к роману "Пищеблок", итак 80-й год, в Москве проходят летние Олимпийские игры, спортсмены всего мира соревнуются в силе и выносливости. В провинции жизнь идёт своим чередом, здесь Олимпийские игры люди могут смотреть только по телевизору. Лето - это ещё и время летних каникул, время отдыха детей в пионерских лагерях, одна из существенных примет советского времени.
Вот и герой книги Валерка Лагунов прибыл на речном трамвайчике с группой других ребят в лагерь "Буревестник". Среди пассажиров трамвайчика были и будущие вожатые пионеров. Одним из вожатых  оказался Игорь Корзухин, студент  филологического факультета  Куйбышевского университета. Работа в пионерском лагере засчитывалась за учебную практику. Для Игоря работа вожатым была неплохим вариантом, время он планировал провести с пользой - познакомиться с симпатичной вожатой, что впоследствии  и осуществил.
На первый взгляд "Буревестник" был обычным пионерским лагерем, в котором всё происходило по расписанию: утренняя побудка, линейка с подъёмом флага, обязательные занятия в кружках, в свободное время - отдых на берегу Волги и, конечно, приём пищи по расписанию. Постепенно выясняется, что в Буревестнике" происходят странные события. Более того, ходили слухи, что в лагере орудуют вампиры. Особенно жуткая легенда распространялась по поводу фигуры пионера с пионеркой, расположенной у входа в пионерский лагерь.  Со временем на постаменте осталась одна пионерка, а фигуру пионера повредили отдыхающие ребята. Тогда пионерка стала мстить, ночью она спускалась на землю и искала обидчиков.
Вовке Лагунову, к его ужасу, довелось убедиться в существовании вампиров. В одну из ночей Вовка стал тайным свидетелем, как мальчик из их комнаты питается кровью выбранной им жертвы. Пытается он проделать это и с Вовкой, но тот не спал и, замирая от ужаса, с головой укрылся простынёй.
Днём всё происходило как обычно - унылый чёткий распорядок дня, а ночью творились зловещие "чудеса".  Лагунов внимательно следил за происходящим в лагере, он постепенно научился отличать вампиров от обычных ребят. Вампиры подавляли волю других и окружающие им беспрекословно подчинялись. Вампиры всегда носили красные пионерские галстуки, тогда как другие надевали их только на утреннюю линейку.
Своими страшными наблюдениями Вовка поделился с вожатым отряда Игорем Корзухиным. Тот отнёсся к словам Лагунова как к фантазиям, но вскоре случай заставил его изменить своё мнение. Немного отвлекаясь от истории с вампирами, надо сказать, что жизнь в лагере "Буревестник" ничем не отличалась от других пионерлагерей. Между ребятами - девчонками и мальчишками возникали романтические отношения. Если у пионеров это происходило на уровне симпатии, то у вожатых возникали порой более серьёзные отношения. Игорь Корзухин влюбился в вожатую Веронику Несветову, она отвечала ему взаимностью. Но в одну из ночей Вероника влезла через окно в комнату Игоря с явными вампирскими намерениями, изо рта у неё торчали клыки. Здесь, конечно, вспоминаешь сцену из "Мастера и Маргариты" Михаила Булгакова, когда вампирша Гела лезет в комнату служащего варьете Варенухи. Днём  Вероника вновь обрела прежний облик, была милой, очаровательной девушкой. Тут уж Игорю невозможно было не поверить в рассказ Логинова.
Игорь и Вовка решили объединиться в борьбе с вампирами. Совершенно случайно выяснилось, что о существовании этой "нечистой силы" знает посудомойка пищеблока баба Нюра. Вампиров она называет пиявцами, а их жертв тушками, из её рассказа выясняется, что она сама была в роли пиявицы, но отмолила у бога возвращение к нормальной жизни. Спасение у неё случилось в связи со смертью предводителя - главного вампира, так как она и другие была для главного злодея донором. История, рассказанная бабой Нюрой,  оказалась долгой и таинственной. Одним из главных и удручающих факторов истории являлось то, что люди, обращённые в пиявцев через год умирают.
Для Вовки и Игоря было ясно одно - надо спасать людей, уничтожать стратилата, именно так называла Нюра главного вампира. Пока они вычисляли стратилата, в лагере происходили самые разные события. В целом жизнь пионерского лагеря описана Ивановым довольно живо и достоверно, здесь и общение между ребятами - ссоры и дружбы, специфический ребячий лексикон, взаимоотношения между вожатыми, часто очень свободные, не уверена, что в советское время это имело место, хотя вполне возможно.  Конечно, писатель  показывает всю заорганизованность пионерской жизни, это очень чётко понимают ребята, один из них так и говорит: "это же всё игра, а не на самом деле". За взаимоотношениями как пионеров, так и их вожатых довольно интересно следить, конечно, благодаря писательскому мастерству Алексея Иванова.
Ситуацию с вампирами или пиявцами писатель тоже изобразил мастерски, когда читаешь сцены, где пиявцы представлены в действии, становится жутковато. Кульминации сюжет достигает в тот момент, когда Вовка и Игорь узнают - кто тот самый стратилат. Для читателя это разоблачение не явится полной неожиданностью, но писателю всё-таки удаётся поддерживать интригу. Догадываться, конечно, можно, но нельзя сказать, что ответ лежит на поверхности. Теперь перед Логиновым и Корзухиным стоит главная задача - уничтожить стратилата и спасти "заразившихся" вампиризмом. Подготовка к операции уничтожения злой силы была продумана основательно. Так получилось из-за сбоев и непредвиденных ситуаций, что в борьбе со стратилатом главный удар пришёлся на Вовку. За его борьбой с главным вампиром следишь с замиранием сердца, это сражение описано Алексеем Ивановым очень впечатляюще. У стратилата было одно уязвимое место, о котором рассказывала баба Нюра, и Вовка в пылу борьбы об этом, к счастью, вспомнил. По законам жанра добро одерживает победу, но полного хэппи энда не происходит. Страдательной стороной во всей этой драматичной истории оказался Вова Лагунов, стратилат передал ему свою убийственную кровь. В полном унынии он возвращается с ребятами домой, теперь уже красный галстук на нём, остальные излечились. Своим горем Вова делится с вожатым Игорем Корзухиным и они принимают решение, что вместе будут бороться за излечение Вовки. Мы - читатели тоже хотим верить в это.
Думаю, те кто знаком с творчеством Алексея Иванова после прочтения поймут, что роман не о шабаше вампиров. Писатель, конечно, не впал в мистику, вампиры - это символ, символ зла, направленного против всего, что зло не приемлет. Главным желанием вампиров является необходимость утвердиться, властвовать, подавлять волю других. В этом контексте название произведения "Пищеблок" тоже несёт двойную нагрузку. История, рассказанная автором помещена в контекст советского времени. Дальше уже воля читателя - проводить ли какие-то аналогии с сегодняшним днём. Алексей Иванов создает широкое поле для размышлений, додумываний  читателем сюжета.
Литературный язык романа, как почти всегда у Иванова, ярок и талантлив. Книга невелика по объёму, читается легко и быстро. Если вы обратитесь к отзывам по поводу романа, то они полярные, кто -то крайне разочарован, кто-то в восторге. На мой взгляд, это не лучшее произведение Алексея Иванова, но, думаю, читать его надо по ряду причин.
- Алексей Иванов уральский писатель, не соблазнившийся столицей. Он верен своему краю, много писал об Урале, к тому же Иванов один из ведущих писателей России и каждое его новое произведение вызывает особый интерес;
- в романе органично переплелись две сюжетные линии - бытовая и мистическая;
- роман из числа тех, которые хочется домысливать, искать потаённый смысл, обсуждать с теми, кто прочёл
Книга будет интересна как взрослой читательской аудитории, так  и детям - подросткам.
Е. Е. Войтинская

Комментарии