9 июл. 2018 г.

Это русская сторонка, Это Родина моя!.. (Ф. Савинов, слова из песни)


Елена Долгопят, о книгах которой мы будем говорить сегодня, по основной специальности не имеет отношения к литературе. Однако, её рассказы, а пишет Долгопят в этом жанре, талантливы, необычны, очень реалистичны и в тоже время в одних есть элемент фантастики, в других силён детективный элемент, есть и перенесение классического произведения на современную почву (рассказ "Потерпевший"). 

Объединяет рассказы то, что все без исключения они, несомненно, вызовут читательский интерес необычными, увлекательными сюжетами, порой удивляешься, насколько богата фантазия писателя. По многим рассказам вполне можно ставить фильмы, видимо, не случайно второе образование у Елены Долгопят - сценарный факультет ВГИКа. По первому высшему образованию она программист, окончила в 1986 году Московский институт инженеров транспорта.
Ещё несколько слов о рассказах: они читаются очень легко, не смотря на то, что многие весьма драматичны. Лёгкость восприятия произведений Елены Долгопят достигается, не в последнюю очередь, очень хорошим литературным языком. Увлекательный сюжет и хороший литературный язык - вот залог успеха любого прозаического произведения.
Хочется представить в обзоре ряд рассказов из двух сборников писательницы, вышедших совсем недавно. Это книги Елены Долгопят "Родина". - Москва: РИПОЛ классик, 2017 и "Русское". - Москва: Флюид ФриФлай, 2018.
Начнём с рассказа "Потерпевший", он создан по мотивам повести Н.Гоголя "Шинель". Одно из любимых высказываний литераторов, когда они говорят о творчестве, всем хорошо знакомо: "Все мы вышли из гоголевской "Шинели" ". Елена Долгопят  рассказом "Потерпевший" как будто подхватывает это высказывание, ставшее мемом,  рассказ "Потерпевший" открывает сборник "Родина".
Главный герой рассказа "Потерпевший" ретушер фотоателье по фамилии Андреев, его имя автор не приводит. С ним происходит то же самое, что и с героем повести "Шинель". Андреев скромный, незаметный человек более 10 лет носит зимой фронтовую шинель. Он участник Великой Отечественной прошёл войну, как говорят, от звонка до звонка. Он и на фронте был таким же незаметным, особых наград не заслужил, после войны жил в маленькой комнате коммунальной квартиры. Шинель долго служила Андрееву, но ничто не вечно, даже мастер по пошиву одежды и сосед Андреева по коммуналке  Василий Иванович отказался её чинить. Тогда скромный ретушер собрал все свои средства, на которые Василий Иванович купил добротную ткань, подклад и сшил соседу в долг замечательное пальто, оно сидело на Андрееве, как влитое. На работе сотрудники наперебой восхищались обновой, заставляли коллегу бесконечно примерять пальто, а в конце рабочего дня всем коллективом пальто "обмыли".
Возвращался Андреев после застолья поздно, когда метро уже было закрыто, на подходе к дому на него напали, и очнулся бедный ретушер уже без пальто. Рассказ и начинается с появления Андреева, совершенно раздавленного своим горем, в отделении милиции. Отчаяние бедного, маленького человека так точно передано писателем, что невозможно им не проникнуться.
Дежурный посоветовал Андрееву написать заявление о краже и тот пишет подробнейшую исповедь, рассказывающую не только о краже, но и воспроизводит всю его скромную, немудрёную жизнь.  До дома Андреев добирался в ватнике, выданном участковым. Этот ватник имел ужасный вид, но выхода не было, на улице стоял холодный март.
Со дня кражи начались каждодневные походы ретушера в отделение милиции. Он тихо дожидался своей очереди с тем, чтобы сообщить следователю, к которому попало его заявление, новые подробности. Подробности заключались в следующем: то потерпевший вспоминал, что в кармане пальто лежал носовой платок, то уточнял, что средняя пуговица была пришита крепче остальных или уточнял, что в кармане пальто он оставил трамвайный билет.
В четвёртый приход Андреева следователь по имени Игорь Петрович наорал на него, после чего Андреев рухнул замертво. А теперь вспомним Гоголя, в его повести призрак умершего Башмачкина начал преследовать ночных прохожих. Эту ситуацию в другом, приближенном к сегодняшнему дню варианте описывает Елена Долгопят. После смерти Андреева следователю Игорю Петровичу начал он являться как живой. Он ждал следователя то у калитки дачи, то у подъезда дома или вдруг тихо заходил в рабочий кабинет Игоря Петровича и вспоминал очередную подробность ограбления. Андреев или точнее его призрак мог встречать следователя после работы, они неспешно шли, Игорь Петрович рассказывал собеседнику о своей жизни, тот иногда поддерживал беседу какой-либо репликой. Читатель таким неординарным образом знакомится и с жизнью следователя.
Прошло время, в одну из операций  милиция накрыла банду грабителей, операцией руководил следователь Игорь Петрович. На главаре банды было надето пальто в точности совпадающее с описанием Андреева. Носовой платок и трамвайный билет лежали в карманах пальто. Следователь отнёс пальто портному Василию Ивановичу, тот залатал след от пули, жена вывела пятна крови. Следователь забрал  пальто домой и ждал прихода Андреева, но тот больше не появился. Этим заканчивается рассказ, в которой бытовая трагедия маленького человека реализуется в виде  вымысла, как и у Гоголя. Конечно, не пытаюсь сравнивать Елену Долгопят с Гоголем, но её рассказ глубоко западает в душу. Прочитала его дважды, второй раз он произвёл ещё большее впечатление. Судьба  маленького  тихого Андреева перерастает в большую человеческую драму, о которой невозможно не думать.
Рассказ "Машина" кардинально отличается от предыдущего, в нём нет никакого драматизма, он загадочен, в него привнесён элемент фантастики. Рассказ небольшой, но запоминающийся, его главные действующие лица - Нина Петровна и... машина. Сюжет незамысловат:  некая Нина Петровна  опоздала к автобусу, который шёл в её направлении. Нина Петровна пытается остановить попутную машину, но они пролетают мимо, а час уже поздний. Вдруг рядом с женщиной останавливается машина с разными фарами, одна с белым другая с жёлтым светом. Когда Нина Петровна заглянула внутрь, то обнаружила, что шофёра нет. Нина Петровна отпрянула, но машина не двигалась с места. Женщина всё-таки рискнула сесть в машину и даже сказала, куда ей надо ехать, и машина двинулась с места. Постепенно Нина Петровна адаптировалась, согрелась, сняла платок, расстегнула пальто, её ещё смущало, что нет шофёра, но женщина решила, что это одно из достижений современных технологий. Нина Петровна не сомневалась, что где-то сидит оператор и управляет машиной. Пассажирка даже рассказала несуществующему собеседнику, почему опоздала на автобус, более того поделилась жизненными проблемами. Наконец, доехали до посёлка, где проживала Нина Петровна, она назвала улицу, номер дома, подъезд. Машина всё выполнила в точности, пассажирка поблагодарила и, не зная как расплатиться, оставила 200 рублей на сидении.
Нина Петровна, оказавшись дома, тут же всё рассказала сыну, тот, естественно, не поверил. А с машиной и дальше происходили чудеса. На окраине посёлка она заглохла - закончился бензин. На другой день её обнаружил мальчик, мальчик оказался смышленым, деньги забрал, а о находке сообщил деду. Дед машину привёл в порядок, ездил на ней по посёлку, дальше было нельзя при отсутствии документов на машину. Когда дед умер, машина несколько месяцев  простояла в гараже, родственники деда ждали полгода, необходимых для вступления  в права наследства, после чего можно продать дом и решить, как распорядиться машиной. Но машина не стала ждать полгода: "несколько тычков, и проржавевшие гвозди выскочили из трухлявого дерева, дверь распахнулась, и машина выехала на раскисшую дорогу".
Автор так и не раскрыла загадки, что кроется за этим чудом техники, но от нераскрытой тайны  рассказ становится ещё более притягательным.
В рассказе "Следы" нет фантастики, но загадка присутствует,  она детективного свойства. Правда, детектив присутствует в рассказе как бы на втором плане, а основу сюжета составляет повествование о жизни директора московского кинотеатра, кинокритика  Константина Алексеевича. Главный герой рассказа - известный кинокритик, в 90-е годы в самый разгар приватизации Константин Алексеевич приобрёл в собственность один из кинотеатров Москвы. В кинотеатре стараниями директора всегда был достойный репертуар фильмов, работало небольшое  уютное кафе, так что концы с концами удавалось сводить.
По поводу личной жизни героя:  жена Константина Алексеевича несколько лет назад умерла, вместе с ним жила дочь, которая не баловала отца вниманием, к тому же дочь ждала ребёнка, но об отце ребёнка история умалчивала.
Константина Алексеевича читатель рассказа застаёт в неприятной ситуации, по окончании недавнего дневного киносеанса в зале была обнаружена мёртвая женщина. Самый драматичный момент заключался в том, что женщина была убита, об этом свидетельствовал кровоподтёк на шеё, как от сильного удара. В день убийства директор задержался на работе, он писал статью для одного зарубежного издания. Устав от работы, спустился в кафе перекусить и обнаружил, что некоторые его сотрудники тоже ещё не ушли. Они беседовали, в том числе обсуждали убийство. Как выяснилось, шофёр кинотеатра был на киносеансе, в ходе которого произошёл трагический случай. Шофёр, его имя Николай, оказался фанатом фильма и уже не один раз смотрел его. Он запомнил убитую, так как она во время просмотра ленты громко кашляла.
Москва большой город, но слухи в столице разлетаются молниеносно. На другой день после происшествия директору кинотеатра начали звонить знакомые, в том числе и режиссёры с вопросом о произошедшем. Один из режиссёров, который на днях должен был в кинотеатре Константина Алексеевича представлять свой фильм, отказался это делать. Его аргумент: нельзя устраивать премьеру в месте, где совершено убийство, это может негативно отразиться на фильме. Директору кинотеатра пришлось срочно искать замену, для него это был форс-мажор, так как премьера уже была разрекламирована.
Вскоре наступили совсем жёсткие времена, кинотеатр приносил всё меньше прибыли, на текущий ремонт не было средств. К Константину Алексеевичу всё чаще поступали предложения от бизнеса продать здание для целей далёких от искусства. В результате Константин Алексеевич передал здание в собственность Союза кинематографистов.
Вновь прошли годы, и в рассказе мы находим Константина Алексеевича на улицах Москвы в качестве приезжего, он давно не был в городе и для него интересны все изменения, произошедшие в столице.  С некоторых пор  бывший директор жил и работал в США,  с ним же переехала дочь. Константин Алексеевич зашёл в кинотеатр, купил билет и неожиданно увлёкся фильмом. Вдруг в кармане зазвонил мобильник, Константину Алексеевичу всё никак не удавалось его отключить, вдруг кто-то железной хваткой схватил за плёчо, встряхнул. Когда включили свет, Константин Алексеевич узнал того, кто с такой силой встряхнул его. Это был бывший шофёр кинотеатра Николай, оба они обрадовались встрече. Николай рассказал о бывших сотрудниках кинотеатра, сам он занимался бизнесом.
Уже дома Константин Алексеевич, принимая душ, обнаружил на плече пятна, ощутил боль. Вспомнил железную хватку Николая и тут его осенило: это же бывший шофёр убил женщину во время киносеанса. Она кашляла, мешала смотреть любимый фильм и Николай вырубил её одним ударом. Не трудно было догадаться, каким бизнесом занимался Николай - единоборства. Константин Алексеевич не удержался и позвонил бывшему шофёру, изложил свою версию, Николай не отрицал, только уточнил, его бизнес - обучение урокам самообороны.
Вот такая история с детективной подоплёкой, читается, как и предыдущие рассказы, на одном дыхании.
Рамки обзора ограничены, но все рассказы сборников "Родина" и "Русское" настолько увлекательны, хорошо написаны, а  многие загадочны, что можно представлять любой. Скажу ещё об одном, это рассказ "Отпуск". В нём нет ни элементов фантастики, ни детективной составляющей, рассказ "Отпуск"  как нельзя точно отражает ситуацию наших дней. В этом сегодняшнем человек настолько изматывается, опустошается на работе, что часто нет сил предпринять отпускное путешествие. Героиня рассказа, которая просто именуется "она" (герои без имени нередко встречаются в рассказах Елены Долгопят) под утро возвращается с работы. Она решила завершить все дела, чтобы в отпуске ничто не беспокоило. Дома она поливает цветы и вот прекрасное авторское сравнение: "она сама была сухой землёй, постепенно насыщающейся". Женщина сразу легла спать, спала не менее 12-ти часов, а потом её окутала приятная истома. Она приняла душ, нажарила картошки - её раздразнил запах еды, проникающий от соседей. На следующий день женщина хотела спуститься за почтой, сходить в магазин за продуктами, но поняла, что сил на это нет, никого не хотелось видеть. Весь отпуск героиня рассказа провела безвыходно дома, доела все небольшие запасы еды, что-либо делать дома тоже не было сил. Она отключила стационарный и мобильный телефоны, домофон, старалась больше лежать.
Так прошёл отпуск, в первый рабочий день встала ровно в семь утра, ничего не нашла из еды кроме завалявшейся конфеты. Легко  позавтракать после добровольного голодания пришлось в близлежащем кафе, на работе сказала, что отдыхала в маленькой стране Южной Америки. Коротко описала сам отдых, отель, в котором жила, фотографии  взяла из Интернета.
Прочитала рассказ и подумала: как лаконично можно описать процесс хронической усталости человека, находящегося на ненормированной работе. За этим небольшим сюжетом вырастает очень большая проблема современного общества.
"Родина» — своеобразная карта страны, только не карта городов, деревень, поселков (в книге не так-то и много конкретных названий: Москва, Ленинград, Горький, Муром — пожалуй, и все), а карта ощущений, эмоций и чувств, история жизни самых разных людей.
Так увлеклась рассказом о книге "Родина", что на анализ сборника "Русское" уже не остаётся места. Скажу только, что книга вобрала в себя значительно меньше рассказов, чем сборник "Родина", но рассказы тоже очень талантливы и прекрасно читаются. Особенно могу порекомендовать рассказы "Русское", "Машинист", "Книга", "День рождения".
О сборнике "Русское" очень точно сказал писатель и литературный критик Леонид Юзефович: "В рассказах Елены Долгопят мистическое сочетается с реальным, современное - с историческим, а глубокий психологизм классической литературы - с изысканностью литературы модернистской. Там, где пересекаются вселенные Чехова, Набокова и Борхеса, - рождаются эти удивительные, ни на что и ни на кого не похожие рассказы. Эти неяркие, но остро трогающие сердце истории на редкость долго живут в памяти". 
Е. Е. Войтинская

Комментариев нет:

Отправить комментарий