8 февр. 2018 г.

"Наслаждение Катаевым - вечная весна"(С.Шаргунов). О книге С.Шаргунова "Катаев. Погоня за вечной весной"

Валентин Катаев - герой книги Сергея Шаргунова "Катаев. Погоня за вечной весной" (Москва: Молодая гвардия, 2017). Это первая наиболее полная биография писателя. В небольшом предисловии к исследованию жизни и творчества писателя Шаргунов пишет о том, что Катаев несправедливо недооценён. Поэтому, как пишет автор исследования, он предпринял попытку досконально воспроизвести жизненный и творческий путь писателя.

В книге "Катаев" переплелись сведения биографии писателя, приведённые в строгой хронологической последовательности, они даны на фоне исторических событий, охватывающих промежуток от конца 19 века до 1986-го года - года смерти Катаева. В исследовании Шаргунова читатель найдёт множество известных писательских имён, с которыми тесно общался Катаев или был просто знаком. Конечно же книга наполнена обширными цитатами из произведений Катаева, с указанием того, в связи с чем эти произведения были написаны и кто явился прототипом героев.
Родина Валентина Петровича Катаева - Одесса, дата рождения - 16 января 1897 год. Род Катаевых подробно описан в книге. Самый родной человек Валентина мама  Евгения Ивановна умерла от плеврита, когда мальчику было 6 лет.
Талант у мальчика проявился довольно рано, он заявил о себе как поэт в 13 лет, написал первое стихотворение, которое не пошло в "корзину", а было опубликовано в газете "Одесский вестник". Дальше - больше, за два года - 25 стихотворений.
В 1914-м году, в пору 17-летия Катаева произошло много событий мирового масштаба и тех, что лично касались начинающего литератора. Событие мирового значения - первая мировая война, а личные - знакомство с футуристами: Маяковским, Бурлюком и Каменским. Ещё одно важное для Катаева знакомство, оставившее глубокий след в его жизни и творчестве это встреча и общение с Иваном Буниным.
Более продолжительные встречи с Буниным относятся к 1917 году, когда Иван Алексеевич вместе с женой приехал в Одессу. Повод: быть подальше от новой революционной власти. Катаев приносил знаменитому писателю свои стихи и рассказы, которые, по большей части, вызывали одобрение мэтра. Чего не скажешь об отношении Бунина к политическим взглядам молодого друга, который метался между белыми и красными, успел поучаствовать на одной и другой стороне.
За время поисков себя и участия в разных политических лагерях Валентин Петрович и тифом переболел, и в тюрьме отсидел. В дальнейшем он не будет чужд политических реалий, отнесётся ко всему здраво, в рядах оппозиционеров замечен не будет. Как считал Катаев - всё во благо спокойного, плодотворного литературного творчества.
Там, где кипела литературная жизнь, можно было встретить Валентина Катаева. В Одессе возникает коллектив поэтов Юг Роста по типу Окон Роста и Катаев вместе с поэтом и другом Эдуардом Багрицким становятся активными участниками объединения.
В 1921 году в Харькове организуется Первый союз писателей и Катаев с Багрицким перебираются в Харьков. Не забудем, что это время страшного голода на Украине, но литературную жизнь это не останавливало.
Ключевое событие для молодого литератора произошло в 1922 году, в этот год Катаев переезжает в Москву, туда съезжались молодые литераторы, впоследствии ставшие знаменитыми, М.Булгаков, Н. Асеев и другие.  Не все сразу смогли заявить о себе, но Катаев быстро нашёл свою нишу - занялся агитками.
В книге, особенно в первой части, много места уделено знакомству и общению Валентина Петровича с другими писателями и поэтами. Знакомство и общение происходило в разные годы, среди такого рода знакомств  общение с В. Хлебниковым, М.Булгаковым. Катаев и Булгаков называли друг друга Мишунчик и Валюнчик. В пору их знакомства Булгаков жил со своей первой женой Татьяной Лаппой, выходившей его от морфинизма и тифа. Талант Булгакова не был по достоинству оценён Катаевым, он принимал Михаила Афанасьевича за фельетониста. Кумирами для Катаева были Бунин и Набоков.
Сам Катаев тоже не был чужд фельетонного творчества, этот жанр приносил деньги, а в газете "Гудок"(1924 год) их охотно печатали, с этой газетой сотрудничали М.Булгаков и Ю.Олеша. Днём Валентин Петрович стряпал фельетоны, а прозу писал по вечерам и ночам. Кстати, для Булгакова сотрудничество в "Гудке" тоже было тяжёлой повинностью.
В 1923 году в Москву приезжают И.Ильф и Е.Петров. Евгений Петров - родной брат Валентина Катаева, псевдоним оказался вынужденной мерой после того, как Евгений серьёзно занялся литературным творчеством. До занятий литературой Евгений Петрович 3 года прослужил в одесском уголовном розыске, больше не выдержал.
Катаев решил испытать брата на литературном поприще, поручил ему написать главу к своему рассказу "Повелитель железа". Затем из-под пера Петрова вышел рассказ "Гусь и украденные доски", дебют оказался удачным и Евгений Петров, с лёгкой руки брата, вошёл в литературу. У его брата, Валентина Катаева, была своя успешная карьера, а Евгений стал соавтором и другом Ильи Ильфа. Забегая вперёд надо сказать, что идею романа "12 стульев" подарил Ильфу и Петрову именно Катаев. Он предложил соавторам развить тему своей повести "Растратчики"(1926 год) с движущимся героем плутовского склада, который путешествуя, создаёт сюжет и множит вокруг себя галерею современных типажей.
Катаев дал задание и уехал отдыхать на Зелёный Мыс под Батумом. Сначала Ильф и Петров бомбили его телеграммами с разными вопросами по тексту произведения, но Валентин Петрович не отвечал. По приезду он выслушал первые главы романа и быстро понял, что книге уготована мировая слава. Катаев благородно отказался от соавторства, единственным условием являлось то, что в книге должно содержаться посвящение автору идеи. Условие было соблюдено, на титульном листе значится - "Посвящается В.П.Катаеву".
В 1923 году в жизни Валентина Катаева произошло значимое событие - женитьба на художнице Анне Коваленко. Это был уже второй брак в биографии Валентина Петровича. Первый случился в 1921 году, избранницей молодого литератора стала одесситка Людмила Гершуни, брак просуществовал меньше года.
С Анной Коваленко, которая тоже была родом из Одессы, всё складывалось счастливо, хотя друзья считали, что женился Катаев в отместку на отказ родственницы Булгакова - Лёли. Шаргунов в главе, посвящённой женитьбе Катаева, приводит целую серию писем Валентина Петровича жене и тёще, тёще он расхваливал кулинарные способности избранницы. У Анны Коваленко было прозвище Муха за её, как считалось, неуживчивый колючий характер. Муж тоже частенько в обращении к жене употреблял прозвище. Второй брак, как и первый, просуществовал недолго, супруги расстались в 1930-м году и, как пишет автор книги, "расставались тяжело".
Далее в своём исследовании С.Шаргунов продолжает перечень наиболее значимых знакомств своего героя с другими литераторами. Этому посвящены отдельные главы книги, скорее не главы, а главки, из которых  читателю трудно составить представление о характере взаимоотношений.
В отношении к Илье Эренбургу можно сделать вывод, что движущим чувством у Катаева была зависть к писателю. Эренбург уже в 20-е годы был известен за границей, например, в Берлине в этот период вышло много его книг. Шаргунов пишет о "злой зависти" Катаева. Это отразилось в романе Валентина Петровича "Остров Эрендорф".
К Алексею Толстому, вернувшемуся в Россию в 1923 году, тоже существовала зависть, зависть к роскошному барскому образу жизни Толстого, хотя Катаев к этому времени был вполне обеспеченным человеком. Но в первый период знакомства отношения между Толстым и Катаевым были вполне дружеские, в дальнейшем писатели не были так близки.
Катаев - Маяковский. Маяковский и Бунин, эти два человека повлияли на творчество и личность Катаева. Правда при Бунине упоминать имя Маяковского было невозможно. Катаев же испытывал огромный интерес к Маяковскому, начиная с 1914 года.
Постоянное общение Катаева с Маяковским относится к середине 20-х годов. Катаеву удалось изменить отношение поэта в лучшую сторону к Э.Багрицкому и Ю.Олеше. Сблизила Маяковского и Катаева прежде всего страсть к игре: билиард, карты. Шаргунов подробно описывает историю общения знаменитых литераторов, вплоть до смерти Владимира Маяковского.
К 1929 году необходимо было выбирать: с кем вы, мастера культуры. В этом году утверждён план первой пятилетки. Для писателей главным героем, первым читателем и цензором становится рабочий. Валентин Катаев вливается в общий хор прославления советского государства и пролетария - гегемона. В 1929 году посетил артель в Нижневолжском крае, как результат поездки явилась пьеса "Авангард". Валентин Катаев в это время тесно общается с поэтом Демьяном Бедным.
В1931 году Катаев и Бедный отправились на Магнитку, Катаев пробыл на Магнитострое  без малого год. Итогом поездки стало рождение знаменитого произведения "Время, вперёд!". В книге отразился один день безумной жизни Магнитостроя. Название для романа Катаеву ещё при своей жизни подарил Маяковский.
Произведение "Время, вперёд!" построено буквально по принципу кино: минимум диалогов, резкая смена кадров, всё сжато в жёсткие временные рамки. Как мы знаем, в 1965 году роман был экранизирован режиссёром М. Швейцером. Автор книги "Катаев" подробно рассказывает о произведении, его персонажах, прототипах персонажей и о том, как сложилась их дальнейшая судьба.
Книга С.Шаргунова, как уже упоминалось, строго хронологически воспроизводит биографию Катаева.
1931 год - Валентин Катаев участник печально известной поездки писателей во главе с М.Горьким на Белморканал.
17 августа 1934 года Катаев - участник первого Всесоюзного съезда писателей. На этом съезде впервые прозвучал афоризм "писатели - инженеры человеческих душ".
Сам съезд протекал в торжественной атмосфере, выступало множество известных писателей. Но у съезда были и печальные последствия. Из 101 члена правления, избранных на съезде оказались репрессированными 33 человека, а из 597 делегатов репрессированы 180.  
1935-й - знаменательное событие в жизни Валентина Петровича,  женитьба на красавице Эстер Бреннер, на момент женитьбы Катаеву было 38 лет, Эстер - 21 год. Этот брак окажется крепким, на всю жизнь. 20 апреля 1936 года - рождение дочки Евгении, в качестве подарка Валентин Петрович преподнёс жене "синенький фордик"(выражение Катаева). Через два года 3 мая 1938 года родился сын Павел.
1936 год Валентином Катаевым написана легендарная повесть "Белеет парус одинокий". По словам писателя  "захотелось скрестить сюжетность Пинкертона с художественностью Бунина". Как пишет Шаргунов: "Катаев с лёту стал классиком детско-юношеской литературы".
Особенно хорош стиль произведения. Критика заговорила о новом Катаеве, он снова всех удивил, сделал смелое движение в сторону реабилитации классики.
Ю.Олеша: "Белеет парус одинокий" - хорошо. Катаев пишет лучше меня".
И.Бабель: "Книга Катаева сделала очень много, чтобы вернуть советскую литературу к великим традициям мировой литературы".
Повесть была издана в год 40-летия Валентина Петровича,  "Белый парус", как пишет С.Шаргунов, вступал в пределы 1937-го года.
Большой террор не обошёл стороной многих талантливейших писателей. Среди них  О. Мандельштам, общению Катаева и Мандельштама, преклонению Катаева перед стихами поэта, посвящена глава книги. Сгинули в горниле 1937-го года писатель И.Бабель, журналист М.Кольцов. Автор книги "Катаев", считает, что писателя тоже готовили для большого процесса, но беда обошла стороной. Как пишет Шаргунов: "Катаеву помогала изначальная положительная заряженность".
Более того, 31 января 1939-го года Валентина Петровича наградили высшим орденом славы - орденом Ленина. "Почувствовав себя в фаворе, он стал щедрее хвалить власть". В 1940-м году Катаев получил дачу в писательском Переделкине, дом, который прежде принадлежал И. Эренбург, для Катаева это был некий реванш за былую зависть. Как будто диссонансом к благополучию Катаева в книге следует глава "Смерть Булгакова". Михаил Булгаков умер 10 марта 1940 года.
Шестая часть книги посвящена периоду Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг. Здесь воспроизведены и выезды Катаева на фронт, и трагическая гибель его младшего брата Евгения Петрова (не дожил до сорокалетия). В конце войны, в 1945 году Валентин Петрович пишет знаменитую повесть "Сын полка".
Седьмая, предпоследняя часть книги начинается с главы "Перемены". 5 марта 1953 года - дата смерти Сталина. Для Валентина Катаева в связи с уходом Сталина мало что изменилось в плане его положения в литературе. Он в числе наиболее значимых и материально обеспеченных писателей, а вот  отношение собратьев по перу самое разное, у К.Чуковского дружеское, а у А. Рыбакова отчуждённое.
В 1954 году Валентина Петровича назначили главным редактором журнала "Юность". При нём состоялись литературные дебюты впоследствии знаменитых писателей и поэтов: А.Гладилина, А.Кузнецова, А.Приставкина, поэтов Р.Казаковой, А.Вознесенского, Б.Ахмадулиной и многих других. В "Юности" Катаев опубликовал продолжение "Паруса", роман "Хуторок в степи"(1956 год).
В том же 1956 году Б.Пастернак закончил роман "Доктор Живаго", широко известна кампания по травле писателя и его произведения, Валентин Катаев был в этом ряду. Его возмущало то, что роман "Доктор Живаго" автор переправил за границу. Своё отношение к Пастернаку, как и ко многим другим писателям и поэтам, Катаев высказал в произведении "Алмазный мой венец".
30 мая 1960-го года в поселке Переделкино Борис Пастернак умер, травля писателя сыграла не последнюю роль в его смерти. Диссонансом этой смерти звучит глава "Катаев и Хрущёв", в которой глава государства явно благоволит к писателю. Был, правда, небольшой провал в карьере Катаева, его не утвердили в должности главного редактора "Литературной газеты", в знак протеста писатель покинул пост главного редактора "Юности". В остальном, писательская и финансовая карьера Катаева была более чем благополучной, о чём красноречиво рассказывается в главе книги: "Катаев был в апофеозе швыряния денег". В этой же главе Шаргунов представляет читателю и другую ипостась писателя, подписывающего в числе прочих литераторов письмо Брежневу(1966 год) о "недопустимости каких-либо оправданий Сталина".
Последняя глава названа довольно символично: "Писать так хочется, ни с чем не считаясь...", это слова самого В.Катаева. Все произведения, о которых говорится в главе свидетельство того, что только в последний период жизни писатель смог сказать всё или почти всё о чём раньше приходилось молчать. Все предыдущие годы над Катаевым, как и над другими писателями, висел дамоклов меч репрессий. С 1965 по 1980-й годы Валентином Петровичем написаны такие произведения как "Святой колодец", "Трава забвения", "Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона", "Алмазный мой венец". Поколение 70-80-х именно по этим произведениям узнало писателя Валентина Катаева, узнало и восхитилось им. Сергей Шаргунов характеризует каждое из упомянутых произведений.
Почти все произведения 70-80-х публиковались первоначально в журнале "Новый мир", руководимый в ту пору А. Твардовским. Это получилось как-то само собой, не смотря на то, что Катаев в этот журнал отдавать свои произведения не хотел, сказывалась давняя распря с Твардовским.
Кстати, первые страницы повести "Святой колодец" Катаев читал А.Гладилину и В.Аксёнову, приехавшим навестить его на даче в Переделкино. Это двое из молодых талантов, которых Катаев взял под своё крыло в журнале "Юность".
Литературный критик Н.Иванова в своё время написала: "То, что сделал в "Юности" Катаев  для Аксёнова, Гладилина, Искандера, Рассадина и других, Твардовский не сделал бы ни за что. Потому что они были ему социально (и культурно) чужие".
В то же время Валентин Катаев всегда был чужд оппозиционному движению как в политике, так и в литературе. Поэтому, как и в случае с Пастернаком, он не поддержал решение А.Солженицына печатать произведения на Западе - глава книги "Катаев и Солженицын". Так что при всей неординарности и смелости произведений последнего периода жизни Валентина Петровича, его никак не ждала судьба А.Галича, вынужденного покинуть страну или Л.Чуковской, исключённой в 1974 году из Союза писателей. Как пишет С.Шаргунов: "Запреты, гонения, изгнания... И роль Валентина Катаева. Разная, двоящаяся, мерцающая...".
Пересказывать огромное кропотливое исследование Сергея Шаргунова, посвящённое крупнейшему художнику слова в российской литературе, дело неблагодарное. Хорошо, что оно появилось, но исследование не лишено недостатков: затянутость изложения,  нехватка яркости, интриги, особенно там, где автор исследования пишет об отношении Катаева с другими писателями. Но главной цели исследователь, на мой взгляд, достиг, показав, что при всей конъюнктурности и лояльности к власти главным для Катаева была литература, служение ей. Он многим поступался ради возможности писать очередное произведение.
Не случайно, последняя глава книги "Когда я буду умирать..." начинается фразой: "Проза Катаева - одно из оправданий его жизни...".
Валентин Петрович Катаев ушёл из жизни в 89 лет, это случилось 12 апреля 1986 года. Он оставил после себя огромное книжное наследие, среди его произведений есть, возможно, более и менее талантливые, плохих нет. От себя советую прочитать хотя бы несколько произведений позднего Катаева, вы удивитесь, насколько они современны, написаны прекрасным языком.
Автору исследования С.Шаргунову можно быть благодарным уже за то, что он напомнил читателю о почти забытом писателе большого таланта.
Книга С.Шаргунова "Катаев. В поисках вечной весны" получила вторую премию в конкурсе "Большая книга".

Е. Е. Войтинская

Комментариев нет:

Отправить комментарий