Литературные странствия в разных жанрах Людмилы Петрушевской

Людмила Петрушевская в литературе с 1972 года, правда, её произведения долго не публиковались, слишком правдивой была действительность в её повестях и рассказах. Зато ближе к 90-м редкий литературный журнал обходился без произведений писательницы. Вот тут и проявилась многогранность таланта Людмилы Стефановны. Её перу принадлежат многочисленные рассказы, повести, пьесы, сказки. Ещё Петрушевская поёт и до недавнего времени выступала с концертами, но и это не всё, она незаурядный дизайнер, изобретает оригинальные женские шляпы.

Попробовала себя писательница и в жанре трэш, это были незабываемые "Песни восточных славян", кто не читал, обязательно найдите и прочитайте, при всей специфике жанра, почерк Людмилы Петрушевской узнаваем.
В последние годы писательница не так часто радует читателей своими произведениями.  И вот наконец, в нынешнем году вышла её книга повестей и рассказов "Странствия в сторону смерти". Москва: Издательство "Э", 2017. Жанр определить сложно, это микст бытовой прозы, детектива и сказки. Герои произведений книги находят выход из сложнейших, казалось бы безвыходных ситуаций, благодаря либо смекалке, либо, как вознаграждение за добрый, покладистый характер.
Роднит некоторые из рассказов со сказкой то, что герои в конце находят клад, который порой спасает их от нищеты. Тема клада присутствует уже в первом рассказе книги, название которого стало заглавием всей книги. Героиня рассказа Вера едет в Петербург, цель поездки - найти драгоценности, принадлежащие их семье. От семьи остались только Вера с матерью, до недавнего времени была жива сестра матери с причудливым именем Валеска, которая недавно скончалась, а драгоценности хранились как раз у неё, а вот где, было тайной.
По пути в Петербург с Верой случаются детективные истории: в такси, по дороге едет в аэропорт к ним подсаживается девушка, она дорого одета, а внешне очень взволнованна. Внезапно такси попадает в аварию, взрывается, таксист и неизвестная девушка погибают, в живых остаётся лишь Вера. Далее с ней случаются по-настоящему детективные события с арестом, заточением в неком глухом месте. Каким-то чудом, благодаря своей смекалке, Вере удаётся бежать и всё-таки добраться до Петербурга. В дом Валески она проникла с трудом, потому что та была очень предусмотрительная и осторожная дама и у неё имелась масса приспособлений для защиты от случайных визитёров. Вслед за Верой приехала её мать, они жили в доме родственницы инкогнито, не привлекая чужого внимания, тем более, что Вере необходимо было скрываться после побега.
После долгих и упорных поисков драгоценности они нашли, те хранились в пузырьках с лекарствами, их пришлось тщательно отмывать, зато в руках у матери с дочерью был большой капитал. Им пришлось опять же тайно уехать за границу, там тоже в их жизни произошло много событий, в том числе и рождение ребёнка у Веры. Семья вернётся в Россию, когда убедится, что это уже можно сделать. Вот такая полная приключений история.
Ситуация, связанная с кладом, воспроизводится также и в рассказе  "Мырка и её смех". Мырка - это детское прозвище героини рассказа, имелась ещё и старшая сестра с не менее странным прозвищем  Шуша. Автор решила обойтись прозвищами, без настоящих имен сестёр. Сёстры были полной противоположностью, Мырка сама доброта, Шуша напротив вечно шпиняла сестру, злилась на неё, а то и завидовала без причины.
Мырка, когда тяжело заболела бабушка, долго и кропотливо ухаживала за ней, после бабушкиной смерти Мырке досталась её квартира. Злости Шуши не было предела, сёстры не общались до болезни матери и тут уж старшая сестра призвала Мырку. В конце концов сёстры остались одни, Мырка вернулась к себе и умудрилась выйти замуж. Умудрилась в том смысле, что человек оказался непорядочный, он через некоторое время вернулся к первой жене. Коллизия состояла в том, что этот муж по имени Сергей Иванович уже был прописан у Мырки и потребовал свою часть. К счастью, к тому времени Сергей Иванович уже сам был риэлтером, совесть в нём всё-таки пробудилась и он сумел за сравнительно небольшую сумму купить Мырке однокомнатную квартиру. Но вскоре заболела Шуша, сестре пришлось за ней ухаживать, тут вмешался Сергей Иванович и из добрых чувств, продав квартиры сестёр, купил им общую, трёхкомнатную. Общее проживание обернулось адом "благодаря" невыносимому характеру старшей сестры, особенно ярко это проявилось, когда Мырке пришлось уйти на пенсию и целые дни сёстры были вместе. Мырка не опускала рук, искала работу и таковая нашлась, уход за старым человеком, который был безнадёжно болен. Старичок хорошо платил, а сиделка ухаживала на совесть, чуть ли на руках носила больного, развлекала его чтением книг, смешными рассказами из своей жизни. Как пишет Петрушевская "старичок впал в задумчивость" и попросил Мырку пригласить нотариуса. В результате квартира со всем имуществом была переписана на неё.
Казалось бы живи и радуйся, но о квартире был легкомысленно оповещён Сергей Иванович, который сразу предложил выгодно продать квартиру, выше её фактической стоимости. Деньги он будет переводить на сберкнижку Мырке и та сможет путешествовать вволю. Первый взнос поступил и был достаточно большой. Мырка не медля купила билет в страну с тёплым климатом, лишь бы подальше от Шуши. Первую неделю она блаженствовала, но взносов больше не поступало.
Конечно, были минуты отчаяния, ведь даже последнюю заначку на обратный билет у неё украли, жила она в каморке с кроватью и стулом, ходила по мусоркам. Как-то ей попалась старая, но интересная кукла, в одежде, на голове шляпка. Мырка решила её отмыть, сняла шляпку, а вслед отпала голова, в зияющем отверстии женщина обнаружила ворох старых газет, а в них драгоценные вещи. Даже продав одну только золотую цепь Мырка приоделась, купила билет в Москву и подарки, не забыла, добрая душа, и Сергея Ивановича. Доброта человеческая была вознаграждена. Рассказ назван "Мыркин смех" потому, что когда выпадали светлые минуты и рядом были весёлые остроумные люди Мыркин смех звенел как колокольчик. Видимо, этим природным даром и даром доброты она была одарена от рождения. А это огромное благо!
Ещё один рассказ, связанный если и не с кладом, но всё же со случайным обнаружением большого количества денег. Рассказ называется "Строгая бабушка". Строгая - это ещё мягко сказано, судя по содержанию рассказа, бабушка была настоящей ведьмой. Она держала в "чёрном" теле своих дочь и внучку. Заставила их сдать в найм свою квартиру и перебраться к ней, а ежемесячный доход от квартиры клала в банк. Банк в один непрекрасный день прогорел и деньги вкладчиков пропали. Тут для дочери и внучки вовсе начался ад, бабка считала каждую копейку, устраивала истерики, внучку так и вовсе заставила отращивать косу, чтобы потом отрезать и продать. Мотив - за волосы дают хорошие деньги. В один из дней она до полусмерти избила дочь, наверное, и внучке бы не поздоровилось, но в момент готовящейся расправы в комнате упала полка и высыпалась куча долларов.
Финал: бабулю разбил инсульт, она впала в детство и стала доброй старушкой, а её родные начали практически новую спокойную жизнь, да ещё и выкупили отца семейства из рабства, куда его успела запихнуть предприимчивая старуха.
Вот такой финал, сказочный. Конечно, ситуация в рассказе доведена до гротеска, но нечто подобное, возможно, менее жуткое, бывает и в жизни. Рассказ, как и предыдущие, написан так, что читая не оторвёшься.
Попробовала себя Петрушевская на страницах книги в жанре детектива, рассказ "Конфеты с ликёром", главное действующее лицо - серийный убийца. Думаю, пересказывать сюжет не стоит,  в нём от сказки ничего нет, к счастью,  убийцу всё-таки разоблачают. Страшно ещё и то, что это чудовище имело жену и детей.
Есть в книге "Странствия в сторону смерти" типично бытовая проза, пример тому  рассказ "Дорога Д". Сюжет таков: молодой человек, наделённый недугом - заболеванием кожи, вынужден был носить в любую погоду одежду, скрывающую руки и  шею. Неудивительно, что он предпочитал одиночество, к тому же он с какой-то брезгливостью относился к своей матери, к тому что дома она неопрятно одета. Он мечтал вырваться из привычного круга. От своей коллеги он однажды услышал про удивительную страну, где практически не бывает холодно, где люди дружелюбны, всегда чисто одеты, а прожить там можно на совсем маленькую сумму денег. Тогда Д (полного имени героя в рассказе нет) предпринял всё возможное, с помощью знакомого риэлтера, чтобы продать двухкомнатную квартиру. Мать поселил в приличную однокомнатную, свою, в удалённом районе Москвы, где находился чадящий на весь район завод, тут же сдал двум предприимчивым дамам, которые сделали из заброшенной квартиры "конфетку" и приспособили её под офис.
Да тут же умчался в далёкую тёплую страну, всё там было так, как рассказала коллега: море солнца и фруктов, океан, чисто одетые, доброжелательные люди, жили они бедно, но это их не смущало. Д тоже погрузился в эту нирвану, принял местную веру. Постепенно кожа его очистилась, волосы посветлели, он сблизился с местным храмом. В Россию он приехал ненадолго, чтобы получить очередные деньги за аренду и уехал, не позвонив и не встретившись с матерью, а она не знала его нового номера телефона.
В тёплой стране он вновь прожил продолжительное время, но всё чаще его начали посещать мысли о матери. Возможно, сказалось влияние его духовных наставников, возможно, пробудилась совесть, но в один из дней он купил билет на рейс в Москву. В Москве он пришёл по адресу, где должна была проживать его мать, но дверь открыли незнакомые люди и сказали, что таковой здесь отродясь не бывало. Через риэлтера Карину  Д с трудом выяснил (так получилось. оправдывалась Карина), что его мать живёт в сарае у Раисы Ивановны, уборщицы в офисе, где работал Д. Мужчина с трудом разыскал нужный посёлок и дом, семья Раисы Ивановны сидела на веранде за столом, обедала, Раиса с мужем были уже пьяненькие.
"Мама, закутанная в ватное одеяло, сидела в крытом дворе. На печурке варилась картошка. Лицо у мамы было тёмное, обтянутое, глаза ввалились. Она смотрела куда-то, ничего не видя...
Увидев сына, она заплакала от счастья. Протянула к нему свои грязные, худые руки, встала. Тут же села".
На этой щемящей ноте заканчивается рассказ и комментировать здесь, пожалуй, нечего.
Почти все рассказы книги читаются с неослабевающим интересом. Откровенно плохих нет, Петрушевская верна своему языку и стилю. Чьих либо комментариев к книге пока нет, нашла один, где автор обвиняется в излишней жестокости. Но добренькой и слащавой проза Людмилы Стефановны никогда не была, особой жестокости я не заметила, а вот то, что в рассказах есть то, что открывает возможность к размышлению, это точно. Признаюсь, дважды перечитала книгу, что со мной случается крайне редко.
Вам тоже желаю нескучного чтения.

Е. Е. Войтинская   

Комментарии