22 сент. 2016 г.

О краеведческом проекте Алексея Иванова

Осень подарила литераторам и близким к литературе жителям Свердловской области общение с известным человеком. Писателя Алексея Иванова пригласил на творческую встречу Форум молодых библиотекарей России. Встреча прошла 15 сентября в здании Ельцин- центра в формате вопрос-ответ.

А. Иванов - известный российский писатель, автор романов «Псоглавцы», «Географ глобус пропил», «Золото бунта», «Сердце Пармы», «Общага-на-крови», «Ёбург», «Message Чусовая», «Хребет России» и др. Алексею Иванову удается быть интересным разным возрастным категориям читателей. Как объяснил сам автор, все дело в исторической, познавательной тематике его произведений. Глубокие исследования, погружение в тему и верность классическим литературным традициям позволяет Алексею Иванову создавать захватывающие литературные шедевры. Последний роман «Тобол» выйдет осенью 2016. Роман был написан на основе сценария (созданного А. Ивановым) к одноименному фильму о Сибири.
Алексей Иванов в течение последних десяти лет не участвовал в литературных конкурсах. Роман «Ненастье» был выдвинут на национальную премию «Книга года-2015». И победил: произведение признано «Прозой года».
Недавний краеведческий проект «Хребет России» вылился в два продукта: фильм в соавторстве с Леонидом Парфеновым и книгу «Хребет России» Герои/Заводы/Мастера/Матрица. Книга была издана в 2011 году. Это книга-фотоальбом, книга-путешествие, книга-путеводитель, книга-экспедиция, книга-расследование. Представляет 100 увлекательных очерков и около 600 фотографий систематизированных в пять глав.
Рассказывает об Уральском регионе: истории, природе, инфраструктуре отдельных территорий, промышленности, достопримечательностях, людях …
Литературные критики назвали книгу портретом Урала, выполненным в стиле постмодернизма. «Постмодернизм в литературе» впервые появился в 1971 году в США. Считается, что это - литературное направление, пришедшее на смену модерну и отличающееся от него не столько оригинальностью, сколько разнообразием элементов, цитатностью, погруженностью в культуру, отражающее сложность, хаотичность, децентрированность современного мира.
Книга непростая: поражает обилием фото, емким, переполненным историческими фактами, текстом, разнообразием названий, историй, былин и прочего сопутствующего фотографиям материала. Своеобразный исторический экскурс, интересный и завлекательный. Насыщенная событиями и людьми история, богатая природа, мощная промышленность подчеркивают величие уральского края. Автор убедительно доказал, что во главе всех ценностей на Урале стоит ТРУД. Эта книга будет полезна всем знакомым с историей России в пределах школьной программы. Такая книга об Урале - ценный материал, необходимый библиотеке. Читаем.
Когда-то в 1580 году, с Урала уходил в Сибирь Ермак. Урал был краем земли, Сибирь – неизведанным, влекущим краем. Урал – место встречи Руси и Сибири, здесь Ермак прорубил ворота в Азию. Автор называет Урал сердцевиной России – хребтом.
Каким стал Урал, что повлияло на развитие региона, чем может похвалиться уральская земля, какова ее самобытность и исторические корни, в каких направлениях развивается промышленность и, главное, как выжить на Урале - об этом книга Алексея Иванова.
Глава 1 называется «Герои». В ней представлены русский богатырь Ермак (скала Ермак на реке Чусовой), купцы Строгановы (Орел-городок), Тобольск (сибирское поле Куликово), Дьяк Семен Ремезов (Тобольский кремль), Симеон Верхотурский, уральский богатырь Полюд (гора Полюд), Артемий Бабинов (Бабиновский тракт), Святой Стефан Пермский, Дыроватый Камень (Великий меховой путь), и, наконец, заповедник Аркаим.
Глава 2 «Заводы». Первые заводы Урала - «мужицкие заводики». Именно они поставили на ноги горные заводы, а потом разорились – Петр запретил. Горные заводы отливали царю первые пушки (Каменск-Уральский, Алапаевский, Уктусский, Невьянский, 15 Демидовских заводов). В те годы (XVIII век) на Урале не человек, а завод был мерой всех вещей. Заводы важнее человеческих душ, ценности определяет не Бог, а завод – вот языческая сущность Урала по Иванову. Каменным Поясом России называли Урал в старину, а туристического маршрута Железный пояс по самобытным уральским заводам до сих пор нет (сожалеет автор).
В этой главе Иванов уделяет внимание и народам, населяющим Урал. Это башкиры, казахи, калмыки, казаки. Они боролись за свою свободу, но все вошли в состав России.
Помещиков на Урале не было. Их роль играли монастыри. И они, спасаясь от набегов, превращались в каменные крепости. Крестьяне жили пашнями, а рабочие – заводами. Заводы вытаптывали пашни. Все были подневольные – и рабочие, и крестьяне, каждый хотел остаться при своей неволе. Так пришла страшная война рабов за неволю. Ее героями стали Емельян Пугачев, Салават Юлаев, Иван Белобородов.
Люди, мастера своего дела – вот подлинная сила Урала. Глава 3 «Мастера» - о них. Первый – камнерез Данила из сказов Павла Бажова. Бажов создал уральские сказы, а Урал сберег сказителя. С помощью сказов Бажова и малахит вернул себе имперский стиль и магический смысл. Сегодня на Урале нет малахита – весь выбрали. А сказы остались и языческая власть самоцветов тоже.
Ильменские горы прославили казака Прутова, отыскавшего первый топаз. Волшебные кристаллы рубинов, топазов, бериллов, турмалинов спрятали Ильменские леса и Мурзинские луга. Странные Уральские горы: «в недра уходят глубже, чем в небо», - заключает автор.
Самоцветная полоса Урала – это восточный склон Уральского хребта. Екатеринбургская гранильная фабрика стала основной по добыче и переработке самоцветов. Местные камнерезы выполняли заказы царя по изготовлению красивейших ваз. Так родилось на Урале удивительное искусство – промышленное.
Каслинское литье возникло в начале 19 века благодаря уникальным пескам озера Касли. Уральские мастера, начав со сковородок, научились изготовлять виртуозные, тончайшие ажурные скульптуры. Мастерство уральцев пришлось по душе европейцам. И повалили они на Урал. Обладая большими знаниями в естественных науках, иноземцы смогли повернуть к себе горнозаводское начальство. Собственным мастерам не доверяли, считая их работу рукодельем. Такое недоверие притормозило прогресс Урала на годы.
В середине 17 века произошел раскол среди крестьянства – уральские староверы повалили на окраины. Раскольничьи идеи доводили верующих до массового самосожжения. Горели деревянные церкви – поэтому запретили их строить.
Староверы быстро заселили практически все районы Урала. Они строили деревни и монастыри-крепости. Царь Петр I разорил такую раскольничью империю на реке Керженец. Погорельцы бежали на Урал. С тех пор прозвали всех раскольников на Урале кержаками. На горе Белой был построен Белогорский монастырь. Кержаки боролись с властью, среди них были мастера, начальники заводов, владельцы приисков и рудников. Они придумали культ труда. Главный герой Урала – человек труда, Мастер. Природный памятник труду можно увидеть на озере Тургояк: гора валунов, принесенных людьми – символ, языческое святилище. Золотая Баба, Баба-яга, бабка Синюшка. «Язычество Урала было не страшной сказкой, а страшной реальностью». Христианство, язычество, ислам – вот три кита веры Урала.
На юге Урала – «дурная гора» Ямантау, на севере – природные идолы Маньпупынера. Они напоминают, что языческие демоны никуда не ушли. На Урале боги свои, местные.
Славен Урал и легендами, например, Сказание о Мамонте, который оставил после себя галереи и воронки в Кунгурских пещерах. Мамонты никогда не жили в пещерах, но каждый побывавший в Кунгурских пещерах верит – жили! Такое ощущение древней сказки вселяют они в человека. Мамонт, Земляная кошка (у Бажова), ящеры – символы. Так рыжая кошка – символ золота.
Первое золото Урала – это Березовский, это Ерофей Марков, это Лев Брусницын. Алексей Иванов кратко рисует картину находки золота и возникновения золотопромывального завода, подчеркивает значимость открытия Брусницыным россыпного золота и создания им машины для промывки золотоносных песков. Этот опыт подхватили и понесли по миру золотодобытчики всех мастей. Наряду с Березовским на Урале процветает Миасский завод с его Золотой долиной. Даже император Александр I побывал в забое в поисках самородка.
Еще одно сокровище Урала – соль. Соляные заводики кормили всю Россию. И до сих пор соль «гребут лопатами». Город Соликамск стал первым промышленным городом Урала. Где соль, там и выделка пушнины, соболя.
Каменные породы Уральских гор разные, как и сам Урал.
Глава 4 «Матрица» - ода промышленному Уралу. Машины, технологии, мышление – Уралу нужна модернизация и инвестирование. Освобождение рабочих от неволи породило кризис в горнозаводском хозяйстве. Выход есть, например Кыновский завод. Местный учитель создал на базе старого умирающего завода по производству гвоздей первый кооператив. Он жил еще 47 лет.
Железная дорога спасла горные заводы Урала. Она была построена (1874г.) еще до дороги в США и была первым сообществом промышленников Урала (Голицин, Шувалов). Началось развитие металлургических заводов. (Чусовской). До 1917 года на Урале было построено 14 заводов нового типа. Но были и «старые», держащие рабочих в неволе. По этому поводу ученый-химик Дмитрий Менделеев, проверяющий уральские заводы, написал: «старое здесь не старится».
Развивалась торговля и купечество. Ирбитская ярмарка была второй по значимости в России. Торговали Ирбит, Челябинск, Кунгур, Троицк, Оренбург. Купцы на свои деньги строили школы, больницы, библиотеки и даже театры.
Урал вместе со всей Россией шел вперед, но не был уже в лидерах – новые южные заводы развивались быстрее. Первая мировая война, революция и национализация заводов отбросили прогресс. Революция принесла Уралу гибель царской семьи, которую оплакивает построенный современниками в Екатеринбурге уже в XXI веке Храм-на-Крови, взорванные домны заводов, выжженные города и поля и, даже, реки.
Восстанавливать разрушенную промышленность помог НЭП и подневольные заключенные. Тюрьма совместилась с производством. И опять подневольный труд стал основой строительства на Урале заводов, фабрик и целых городов. Собственники, как класс, были истреблены надолго. Особенно пострадали от советской власти уральские деревни. Единоличные хозяйства были разгромлены, а вновь созданные советские колхозы довели уральских крестьян до голода и смертоубийства. Как пример – смерть Павлика Морозова от рук деда. История семьи Павлика Морозова, воспроизведенная Алексеем Ивановым, потрясает своей жестокостью. Еще более потрясает созданная на бытовой теме новая классовая идеология общества, позволяющая кровавые убийства.
Наряду со строительством колхозов, создавалась новая промышленность. Реконструировались старые заводы, строились новые гиганты. Пример тому Магнитка – «флагман и визитная карточка индустриализации». Многие читали роман Валентина Катаева «Время, вперед!», Георгий Свиридов создал знаменитую музыку. Развивается культура. Алексей Иванов пишет: «а время – на самом деле – гонят назад. Индустриализация забивает Урал обратно в Матрицу. Опять люди для заводов, а не заводы для людей. Опять культ труда: он теперь называется «энтузиазм». Так были построены Уралмаш, Уралвагонзавод, тракторный завод, магниевый и калийный комбинаты, авиамоторный и пороховой заводы.
Все они стали оплотом страны в военные годы 1941-1945. Уральский танковый корпус разбил немцев под Орлом и довел победу до Берлина благодаря тяжелым танкам КВ. «Танки Челябинска и Тагила сломали позвоночник Рейха. Хребет России оказался крепче, - заключает Алексей Иванов».
После войны возросла милитаризация Урала – возвели пять секретных «атомных» городов. Создана «новая уральская держава в державе, ресурс которой – желание советской власти иметь самое страшное средство уничтожения».
70-е годы принесли постепенное умирание заводов времен военной эвакуации. Многие сохранились только в виде памятников (Очерский машиностроительный завод) И опять автор резюмирует: «если результат труда не приносит славы, то славить приходится только сам труд».
Нефтеперерабатывающие заводы Башкортостана возникают в 40-е годы. Они дают славу и автономность Республике Башкортостан.
 «Лихие девяностые» обрушили на Урал криминальную революцию. Приватизация уральских предприятий шла с особым размахом – во главе угла встали бандиты Уралмаша. Дальше они пойдут во власть и легализуют бизнес. Промышленность Урала наоборот «завалилась на бок». Выход один – работа. Работой и трудом сегодня, как и всегда, живет Урал.
Глава пятая - краткий путеводитель по Железному поясу Урала. В самом начале главы есть информация о Березовском - довольно нелестная.
Просмотрев книгу, ее хочется прочесть. Чтение увлекает с первых строк. История Урала изложена кратко и интересно. Своеобразное путешествие во времени. Алексей Иванов создал новый, современный продукт для чтения с качественными, говорящими фотографиями современного Уральского края.
Книгу можно взять в краеведческом отделе центральной городской библиотеки.

Подготовила О. Тарасова

Комментариев нет:

Отправить комментарий