11 авг. 2016 г.

27 августа 2016 года – 120 лет со дня рождения Фаины Раневской

«Раневская – это эпоха! Язвительный философ с цигаркой в зубах. Каждое высказывание – скандал и эпатаж. Что за жизнь прожила та, которой злопыхатели приписывают роман с Анной Ахматовой и Меркурьевым, ссоры с режиссерами, самый тяжелый характер среди артистов и тотальное одиночество?»
Библиотека предлагает читателям книги о знаменитой актрисе.

Раневская, Фаина Георгиевна Я – Фаина Раневская. – Москва: АСТ, 2014. – 224 с. – (История моей жизни).
Эта книга – краткое жизнеописание Фаины Раневской, перемежаемое лишь малой толикой ее высказываний. Попытка нескучно рассказать о ее ролях, ее друзьях, ее жизни.
Автором книги указана сама актриса, хотя рассказ ведется от третьего лица. Это объясняется тем, что Фаина Георгиевна никогда не доводила до конца воспоминания о себе и своей жизни – начинала и бросала не раз. Поэтому полноценных мемуаров Раневской не существует, только небольшие отрывки – черновики, дневниковые записи, письма, интервью. Книга составлена на основании этого материала.
«Писать о себе плохо – не хочется. Хорошо – неприлично. Значит, надо молчать», - говорила Фаина Раневская. «Краткость – сестра таланта», - писал классик русской литературы А. П. Чехов. Несомненно, талант доходчиво и четко доносить свои мысли – основной талант Раневской. Ее высказывания обо всем на свете становились афоризмами,  не успев слететь с уст. Возможно, слово повлияло на судьбу женщины и актрисы Фаины Раневской. Остается только гадать…
Родилась она в богатой еврейской семье в конце августа 1896 года в Таганроге. Ее отец, Гирш Хаимович Фельдман владел химической фабрикой по изготовлению красок, которые продавал в своем магазине. Кроме этого, у отца было несколько доходных домов и даже пароход. Со временем он стал влиятельным нефтепромышленником. Семья, состоящая из трех детей и жены (четвертый сын умер ребенком) ни в чем не нуждалась. Это не помешало Фаине покинуть отцовский дом еще до революции и потом никогда туда не возвращаться.
В детском возрасте Фаина заикалась, что являлось для нее страшным несчастьем. Она замыкалась, нервничала, часто бывала одна. Обладая чувствительной натурой, больше положенного переживала происходившие вокруг нее события, в результате  бросила школу и была переведена отцом на домашнее обучение. Получила неплохое образование, остальному, что могло понадобиться ей в жизни, доучивалась сама, будучи уже взрослой.
Актерский талант Фаины Георгиевны проявился уже в три года – как заправский режиссер она распределяла роли куклам и озвучивала их сама. В восемь лет она поставила со своими куклами знаменитый детский спектакль «Петрушка». Чувство славы, удовольствия и возвышенности от содеянного утвердили ее в желании стать актрисой.
Актерский путь Фаины Раневской был долгим и непростым. В 17 лет она сделала первую попытку покорить Москву – пробовала устроиться актрисой в какой-либо театр, но ее никто не брал – желающих стать актрисами было много. Пришлось вернуться домой. В Таганроге она посещала театральную студию, сдав экстерном экзамены в гимназии. В 19 лет она окончательно перебралась в Москву. Посещала театры, мечтала когда-нибудь сыграть на сцене. И все это при отсутствии материальной поддержки отца, дела которого во время Первой Мировой войны пошатнулись, а вскоре семья навсегда покинула Таганрог и Россию.
Москва подарила Фаине Фельдман встречу со знаменитой балериной Екатериной Гельцер. Сорок лет продолжалась их дружба. Они очень подходили друг другу: обе  язвительные и остроумные восхищали друг друга, хотя шокировали многих. Гельцер заочно познакомила Раневскую с московской богемой и закулисной жизнью. «Это были «Мои университеты, - вспоминала Фаина Георгиевна».Юная провинциалка, в свою очередь, покорила балерину своей молодостью, яркостью, целеустремленностью.
В том же 1915 году у Раневской состоялась еще одна встреча с Мариной Цветаевой. Они сдружились, не испытывая при этом глубокой привязанности друг к другу. Позже, в непростые для Цветаевой годы, Раневская одна из немногих поддерживала поэтессу и просила за Цветаеву.
Первую приличную работу Фаина Георгиевна получила в Летнем театре в Малаховке, куда ее порекомендовала Екатерина Гельцер. Фаину взяли туда на эпизодические роли. Работа с известными актерами стала для девушки настоящей школой жизни.
Первая мировая война внесла свои коррективы в работу театра – его закрыли, Фаина Раневская уехала в Крым поработать в антрепризе. Работа, однако, оказалась недолгой, наступил тяжелый, голодный период поиска новой. Так она оказалась в Ростове-на-Дону недалеко от Таганрога. Встреча с отцом, матерью и братом была последней. Спустя 40 лет Раневской довелось встретиться только с  сестрой Беллой.
В Ростове-на-Дону Фаина  познакомилась с известной актрисой Павлой Вульф, которая взяла Раневскую в ученицы и была потрясена результатом преображения. Помогая таланту, она устроила Раневскую в театр, оставила жить у себя в доме,  посоветовала придумать звучный псевдоним. Так Фаина Фельдман стала Фаиной Раневской. Что из этого получилось, мы, к счастью,  знаем.
Афоризмы Фаины Раневской цитируются и в наше время. Они создали дополнительную славу актрисе  при жизни. Их особенность в том, что они, если и смешные, то уж точно не веселые. И смех, который они вызывают, это смех сквозь слезы: «У меня хватило ума так глупо прожить жизнь, не каждому это дано», «Старость – это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность».
Щеглов, Д. Хроники времен Фаины Раневской / Д. А. Щеглов. – Москва: Олимп: Астрель: АСТ, 2008. – 393, [7] с.
Книга рассказывает о Фаине Раневской, ее жизни, творчестве, о людях, окружавших ее и о времени в котором жила эта яркая женщина.
О Раневской / сост. Л. Ф. Лосев. – Москва: Искусство, 1988. – 183, [3] с.
Эта книга – рассказы людей, с которыми дружила и работала Фаина Раневская. Известные люди с радостью поделились своими воспоминаниями о человеке, которого любили. Среди них Ростислав Плятт, Ия Савина, Анатолий Эфрос, Юрий Завадский, Сергей Юрский, Марина Неелова. Кроме того, в книгу включены статьи о Раневской, опубликованные в разные годы ее активного творчества. Несомненным достоинством книги является большое количество фотографий из личных архивов и архива государственного театрального музея имени А. А. Бахрушина, Театра имени Моссовета, архива самой Раневской и др.
Скороходов, Г. А. Разговоры с Раневской / Глеб Скороходов. – Москва: Астрель: АСТ, 2007. – 411, [5] с.
Известный киножурналист Глеб Скороходов сохранил записи бесед с Фаиной Раневской, добавил страницы ее писем и дневников. В результате получился неординарный образ великой актрисы. Книга насыщена театральными образами, фотографиями, рассказами о сыгранных ролях. Описаны особые взаимоотношения Раневской с Сергеем Эйзенштейном, Верой Марецкой, Василием Качаловым, Анной Ахматовой, Любовью Орловой и другими.

Читайте и получайте удовольствие!

Комментариев нет:

Отправить комментарий