9 июн. 2016 г.

"Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в неё ясный смысл" ( А.М. Горький)

О жизни и творчестве выдающихся людей больше принято писать в юбилейные годы. Отступим от этой традиции, потому что о таких  писателях как Антон Павлович Чехов можно вспоминать  всегда. Кстати, юбилейный, 155-ый день рождения Чехова  отмечался в прошлом году.

Сегодня часто используют термин - гениальный, применительно к актёру, писателю, режиссёру, от этого слово девальвируется. А между тем, в современной  литературе и близко никого нет равного по таланту Чехову. Его рассказы читают и будут читать, пьесы продолжают ставить на сценах российских и зарубежных театров. Наверное, нет театра, который бы не представил зрителю пьесы "Три сестры", "Дядя Ваня", "Чайка", "Вишнёвый сад".
Сегодня вспоминать гениального писателя Чехова будем  листая страницы книги Дональда Рейфильда, автора из Великобритании. Его исследование так и называется  "Жизнь Антона Чехова" (Москва: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014). Пожалуй, это единственное на сегодняшний день издание, в котором с исчерпывающей полнотой отражена биография Чехова.
Дональд Рейфилд (англ. Donald Rayfield, род. 12.02.1942, Оксфорд, Англия) - британский литературовед и историк, профессор русской и грузинской литературы колледжа Королевы Марии Лондонского университета (англ. Queen Mary, University of London); автор переведённых на русский язык книг о А. П. Чехове и истории ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ с 1917 по 1955. Владеет русским и грузинским языками. Окончил Magdalene колледж Кембриджа (бакалавр, 1963).
В настоящее время работает профессором русской литературы колледжа Королевы Марии Лондонского университета, специализируясь на русской литературе конца XIX - середины XX века; на  грузинской литературе, фольклоре и лексикологии; деятельности Сталина и сталинизме. Наиболее известными его работами являются биография Чехова «Жизнь Антона Чехова» (Anton Chekhov - A Life) и история ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ с 1917 по 1955 «Сталин и его подручные» (Stalin and his hangmen).
Анализ книги Дональда Рейфилда хочется предварить словами другого известного писателя и литературоведа Петра Вайля: "Если вы хотите знать о книгах Чехова, то возьмите две книжки А.Чудакова  - «Поэтика  А. Чехова» и «Мир Чехова». Если вы хотите знать о личной жизни Чехова, то возьмите Рейфилда".
Род Чеховых из крепостных, но со временем он поднялся до столичной интеллигенции. Автор исследования начинает генеалогию Чеховых с прадеда писателя, но мы ограничимся сведениями об отце и матери.
Отец - Павел Егорович - купец 3-й гильдии, имел в Таганроге бакалейную лавку. Его характер Рейфилд характеризует следующим образом: "безжалостный деспот и отъявленный грубиян". 
Мать Евгения Яковлевна, женщина, родившая семерых детей. В книге Рейфилда Евгения Яковлевна фигура совершенно безликая. Да и как может проявится характер, если эта женщина родила семерых детей, пережила смерть четырёх из них, терпела деспотизм мужа и  большую часть жизни - материальную нужду.
Семья, как уже упоминалось, жила в Таганроге. Антон родился 17(29) января 1860 года, он был третьим ребёнком в семье, до него родились братья Александр и Николай. Впоследствии проявятся их незаурядные таланты. У Александра склонность к наукам и дар писательства, у Николая талант художника, но тот и другой  не реализуют в полной мере свои творческие возможности во многом вследствие дурных наклонностей.
За Антоном на свет появились Иван, дочь Мария и Михаил, маленькая Евгения умерла, не дожив до двух лет. Отец Павел Егорович был не только человеком деспотичного нрава, он к тому же, имея купеческое звание, никудышно вёл дела. Его больше привлекала каллиграфия, резонёрство и безграничная любовь к хоровому пению.  В 1867 году он получил звание регента кафедрального собора, утомил прихожан длинными службами и, в результате, был вынужден перейти в греческий монастырь.
К церковному пению Павел Егорович привлёк и старших сыновей, что превратилось для них в пытку. В Пасху это было трёхчасовое пение на каменном полу. Старших детей Александра, Николая и Антона отец не щадил, жестокие порки были регулярными. Особенно доставалось детям за плохую успеваемость в таганрогской гимназии. Возможно, поэтому Александр и Николай довольно рано постараются находиться как можно дальше от родительского дома.
Торговый бизнес  главы семейства то улучшался, то приходил в упадок, дело дошло до того, что Павлу Егоровичу пришлось распродавать свой товар и закрывать лавку. Семейство отправилось в Москву в надежде, что в столице удастся поправить материальное положение. В Москве уже обосновались Александр и Николай, причём Александр успешно поступил в университет.
В столице семейство будет бесконечно менять жильё и постоянно испытывать материальные трудности. Автор назвал главу, посвящённую первому периоду жизни семейства Чеховых в Москве "Великая нужда", хронологически это 1876 год. Особенно тяжелым этот период стал для шестнадцатилетнего Антона, он остался в Таганроге с младшими детьми. Ему пришлось  улаживать дела с кредиторами и должниками, распродавать оставшуюся в доме мебель, быть в роли  главы семейства для младших. При этом он умудрялся неплохо учиться в гимназии, к этому же времени относится его первый литературный опыт. Антон начал выпускать школьный рукописный журнал "Заика", увлёкся чтением классики от Сервантеса до Тургенева.
В противоположность Антону отец семейства - Павел Антонович не торопился устраиваться на работу, его больше увлекали паломничества по святым местам,  "дневал и ночевал в Троице-Сергиевой лавре". Семья, переселившаяся в Москву, жила в ужасных условиях и постоянных скандалах.
1877-1879 годы Антон провёл в Таганроге. Он учится, общается с многочисленными знакомыми, некоторые из них стали ему ближе, чем родная семья. Антон продолжает литературные опыты, но в будущем видит себя врачом. Он твёрдо решил поступать в университет на медицинский факультет.
Лишь в 1879 году Антон воссоединился с семьёй,  в этот же год он поступил в университет. Но и учась на медицинском, не оставляет занятия литературой. Пробует себя на литературном поприще и брат Александр, оба брата публикуют свои произведения в еженедельниках, Антон становится постоянным автором журнала "Стрекоза". Правда, пока что особого  успеха у читателей его  юмористические рассказы не имеют. Впоследствии он выберет другое издание - "Будильник" и на какое-то время станет его постоянным автором. Успешно развивается карьера брата Николая, у него появляются постоянные заказы на расписывание декораций. Но богемная хмельная жизнь уже закручивает  молодого человека в свой водоворот.
Старший брат Антона Александр, обладая незаурядными талантами, в полной мере, как уже упоминалось, их не реализовал. Он рано обрёл самостоятельность, вступил в неофициальный брак с Анной Сокольниковой. Она работала секретарём в редакции журнала "Будильник", где публиковали свои произведения Александр и Антон Чеховы. Это был странный союз, Анна, будучи на 8 лет старше Александра, имела троих детей от предыдущего брака и страдала туберкулёзом. С Александром  у них будут и общие дети, но совместная жизнь превратится в ад. Анна довольно рано умрёт от туберкулёза.
Тень этой болезни проходит через всё повествование. Болен Николай Чехов, болезнь и пьянство очень рано погубят этого  талантливого художника, больны туберкулёзом ряд знакомых Антона Павловича. Симптомы  страшной болезни довольно рано проявились и у него. Чехов всю сознательную жизнь ощущал этот дамоклов меч, но его спасала постоянная потребность и необходимость работать. Как литератор он  очень скоро стал чрезвычайно плодовит и любим читателями. С 1882 по 1886 годы печатается в самых разных периодических изданиях: в "Зрителе", "Москве", в журнале "Осколки", который возглавлял редактор Николай Лейкин. Работу над литературными произведениями Чехов совмещал с учёбой, мысль о медицине он не оставлял.
Как пишет Рейфилд, Антон очень отличался от Александра и Николая. Как и они он любил женщин, весёлые компании, выпивку, но необходимость работать не давала погрузиться в праздность. В отличии от братьев, Антон чувствовал ответственность перед семьёй, его деньги, заработанные за публикации рассказов, очень часто выручали семейство Чеховых.
16 июня 1884 года Антон Чехов оканчивает университет и получает удостоверение врача. Этот год стал решающим в желании молодого человека утвердить себя и в качестве профессионального писателя. Он отобрал свои лучшие работы и при содействии Лейкина заказал в типографии 1200 экземпляров сборника под названием "Сказки Мельпомены", сборник имел успех у читателей и принёс автору ощутимый доход.
В 1886 году в жизни Антона Павловича произошла, как принято говорить, судьбоносная встреча - знакомство с крупнейшим издателем Алексеем Сергеевичем Сувориным. В приложении к одному из наиболее известных своих изданий "Новое время" Суворин собирается публиковать рассказы Чехова. Событием для Антона Павловича это было по ряду аспектов: повышение писательского статуса и улучшение материального положения. Гонорары в журнале Суворина были гораздо выше, чем в других журналах. Это знакомство и сотрудничество между Сувориным и Чеховым будет продолжаться долгие годы. В исследование Рейфилда нет такого определения как дружба между этими талантливыми людьми, но оба ценили друг друга,  в течении жизни вели переписку, Чехов часто навещал издателя то в Москве, то в Петербурге, несколько раз они вместе совершали зарубежные поездки.
1887 год знаменателен для Чехова и драматургии в целом созданием его первой пьесы "Иванов". "Пьеса появилась на свет "нечаянно", за 10 дней". Среди обращения Чехова к новому литературному жанру Рейфилд усматривает не в последнюю очередь денежный вопрос.  Денег не хватало постоянно, не смотря на то, что литература приносила неплохие доходы.
Поставленный  в одном из московских театров спектакль "Иванов" выдержал всего три постановки. Гораздо больший успех имели рассказы, публиковавшиеся в "Новом времени". К 1888 году относится создание Чеховым такого шедевра как повесть "Степь". Публикацией повести Антон Павлович обеспечил на какое-то время безбедное существование себе и своей семье.
Провал пьесы "Иванов" на московской сцене не очень разочаровал Чехова. Он внёс в неё массу изменений и уже в 1889 году петербургская премьера "Иванова" имела огромный успех. В этот же период Чехов ещё больше сблизился с Сувориным, они часто встречаются, тем более, что и Суворин увлёкся драматургией. Он к тому же пытается уходом в творчество заглушить боль в связи с гибелью двух своих сыновей. Общаясь с Сувориным, Чехов в то же время окружён большим количеством людей, это и писатели, и поклонники его творчества. В этом окружении немало женщин, многие страстно влюбляются в Антона Павловича. В своей книге Рейфилд напрямую не пишет, какого рода отношения со знакомыми женщинами существовали у Чехова. Но как можно догадаться со многими эти отношения были весьма близкими. Антон Павлович (и это встречаешь не у одного Рейфилда) был страстной натурой, женщинами увлекался и они отвечали взаимностью. Однако, вопрос о женитьбе перед ним не стоит. Да и неудивительно, Чехов невероятно много работает и как писатель, и как врач, к тому же очень дорожит своей свободой.
1889 год был годом утраты в семействе Чеховых, умирает брат Николай. Основная причина смерти чахотка, и не в последнюю очередь совершенно безалаберный образ жизни, пьянство. Годом раньше от этой же болезни умерла Анна - жена старшего брата Александра. Эти две смерти Антон Павлович очень тяжело пережил, тем более, что симптомы болезни всё чаще проявляются и у него. Спасением от тяжёлых мыслей была работа, рассказы Чехова регулярно публикуются, их ждут и читают многочисленные поклонники таланта писателя.
В 1889 году в жизнь писателя вошла Лидия Стахиевна Мизинова или как  её все называли Лика. Сестра Чехова Маша так писала о Мизиновой: "Её красота настолько обращала на себя внимание, что на неё при встречах заглядывались. Настоящая Царевна-Лебедь из русской сказки". Их отношения с Антоном Чеховым будут длиться очень долго. Но настоящего шага к тому, чтобы Мизинова стала его женой, Чехов так и не сделал. Будут встречи, расставания, бесконечная переписка, у обоих будут другие романы. У Мизиновой всем известный с художником Левитаном, с писателем Игнатием Потапенко, от которого она родит дочку Христину, которая умрёт в младенческом возрасте.  По-настоящему Мизинова  любила только Чехова, скорее всего он испытывал такое же чувство, но глушил его работой, общением с издателями, с собратьями по перу, да и болезни, которых у писателя было предостаточно, останавливали от решительного шага.
Несколько глав посвящено в книге поездке Чехова на Сахалин. Подготовительный этап и сама поездка относятся к декабрю 1889 года по декабрь 1890 года. Подготовительный этап включал в себя хождение по коридорам власти. Антон Павлович  собирался  посетить большинство тюрем Сибири, для этого было необходимо получить разрешение Министерства внутренних дел. Рейфилд пишет "Имя Суворина открывало для Антона двери многих министерств и ведомств".
Перед поездкой Чехов прочёл о Сибири все возможные источники, которые на практике оказались малопригодными.  Отъезд состоялся 21 апреля 1890 года. Автор книги о Чехове описывает все злоключения писателя по пути к месту назначения. Ужасные дороги, необходимость платить ямщикам по тройному тарифу,  грязь, холод, не смотря на календарный месяц май. Пребыванию Чехова непосредственно на Сахалине посвящена отдельная глава.  Описывается рельеф, природа, климат Сахалина, население острова, составлявшее 10000 острожников и 10000 охранников с семьями. Автор пишет: "Антон был единственным русским  человеком на острове, не имевшим никакого отношения к тюремному миру".
Антон Павлович много общался с заключёнными, в том числе и как врач, посещал крестьянские хутора, угольные рудники, лечебницы, присутствовал при наказаниях заключённых. Он собрал статистические данные о Сахалине, подобных российские власти ранее не имели.
В Москву Чехов вернулся в конце 1890 года и весь месяц просидел дома, после поездки обострились все его болезни. За это время он упорядочил записи, которые вёл на Сахалине и написал повесть "Дуэль". Автор книги "Жизнь Антона Чехова" довольно скрупулёзно пишет о том, в какой период  какое произведение создавалось писателем. Очень часто у героев произведений и у событий, которые происходили с ними была реальная основа. Это и немудрено, Чехова окружало такое количество людей, он столько совершал поездок, что сюжеты было откуда черпать.
1892 год ознаменовался приобретением писателем имения Мелихово. Примерно 230 гектаров земли с лесом и лугами, небольшой деревянный дом и надворные постройки. Чехов стал настоящим землевладельцем, его домашние: родители, сестра и младшие братья до женитьбы жили там. На протяжении нескольких глав Рейфилд описывает как обустраивалось имение: ремонтировался дом, засевались земельные площади. В имении был и домашний скот. 
Огромные силы в приведении усадьбы в порядок, выращивании урожая вложила Маша. Кстати, она так и не вышла замуж, при том, что была хороша собой и женихи сватались,  Антон Павлович  эгоистично не одобрял ни одного её жениха. Мария Павловна впоследствии признавалась, что не жалеет о неустроенной личной жизни. Для неё более важной миссией являлась негласная должность секретаря при гениальном брате.
В Мелихово  Чехов написал целый ряд произведений, в их числе знаменитый "Дом с мезонином", повесть "Моя жизнь", в которой очень много автобиографических мотивов.  Часто ему приходилось исполнять долг врача -  лечить больных крестьян, живших в Мелихово. Дом Чеховых почти всегда был полон гостей, Антона Павловича это нередко утомляло, мешало работать  и он срывался то в Москву, то в Петербург. Самыми желанными для Чехова были встречи с Сувориным, он как писатель, получивший всеобщее признание, тянулся к более изысканному обществу.
Читая исследование Дональда Рейфилда, невольно удивляешься, как, будучи очень нездоровым  человеком, Чехов постоянно предпринимал поездки, встречался со множеством людей, заводил романы с женщинами, навещал больных и при этом находил время для создания гениальных рассказов и повестей, а позднее пьес. Что тут скажешь: талант от Бога.
Пьесе "Чайка" автор исследования посвятил седьмую часть книги. В пору первой постановки "Чайки"(1896 год) Антону Павловичу 36 лет. Первая постановка пьесы была осуществлена в Петербурге режиссёром Карповым. Его трактовка  расходилась с замыслом автора. Надо было очень творчески подойти к  произведению, новаторскому для российской, да и для мировой сцены.  Но этого не произошло, не спасла премьеру даже прекрасная игра Комиссаржевской в главной роли. Дело усугубилось ещё и тем, что после постановки пьесы следовал бенефис актрисы Левкеевой, звезды водевилей. Публика была настроена на весёлую волну, не поняла и не приняла всех глубоких смыслов, заложенных в "Чайке".  Антон Павлович тяжело переживал провал, не досидев до конца спектакля, не сказав никому ни слова, ушёл в гостиницу, перепугал друзей, прежде всего Суворина.
Но Чехов, человек сильного характера, не был склонен долго лелеять в себе боль поражения. Тем более, что вторая постановка прошла под бурные аплодисменты, объяснялось это тем, что в зале в этот раз собралась в основном петербургская интеллигенция.
Весной 1897 года обострилась самая серьёзная болезнь Чехова - туберкулёз, кашель сопровождался сильным кровотечением, так что без лечения в клинике обойтись не удалось. После лечения Антон Павлович уехал во Францию, в  пансион Ниццы и пробыл там весьма продолжительное время. В Мелихово он возвратится лишь в мае 1898 года.
1898 год в культурной жизни России ознаменовался рождением Московского Художественного театра. Это был первый частный театр, составивший достойную конкуренцию императорской сцене. Театр возглавили Владимир Иванович Немирович-Данченко и Константин Сергеевич Станиславский. Молодой театр нуждался в новом репертуаре, в первом ряду пьес для создателей театра стояли  "Чайка" и "Иванов" Чехова. С просьбой осуществить постановку этих пьес на сцене МХТ Немирович обратился к Чехову, на что автор дал уклончивый ответ. Причиной было нежелание иметь дело с театрами и домашние неурядицы - имение Мелихово неумолимо разваливалось, требовались серьёзные материальные вложения. Тем не менее в сентябре 1898 года Чехов приехал в Москву,  побывал на первой репетиции "Чайки" и она его приятно удивила. Забегая вперёд, надо сказать, что премьера "Чайки" пройдёт в Московском Художественном театре с огромным успехом.  В это же время состоялось знакомство Антона Павловича с Ольгой Книппер. Он её увидел в спектакле МХТ "Царь Фёдор Иоанович",  актриса буквально заворожила Чехова. Мысли об Ольге Книппер всё больше волновали писателя.
Но все романтические порывы отступали перед первоочередной необходимостью приостановить бурное развитие туберкулёза. В октябре 1898 года Чехов начал всерьёз задумываться о перемене климата и о покупке земли в Крыму. В разгар хлопот о покупке земли из Мелихова пришла телеграмма о кончине Павла Егоровича, главы семейства Чеховых. На похороны Антон Павлович приехать не смог из-за состояния здоровья, со всех сторон он получал телеграммы сочувствия.
Тем временем приобретение земли в Ялте была для Антона Павловича вопросом решённым. В недалёкой перспективе он планировал, что и сестра с матерью переберутся к нему. У младших братьев были уже собственные семьи. Дом и дача в Ялте начали строиться и денег требовалось очень много. В качестве серьёзного  источника дохода Чехов рассматривал издание полного собрания своих сочинений. Договор на продажу сочинений  писатель решил заключить с издателем Адольфом Марксом, а не с Сувориным. У Маркса, издававшего журнал "Нива" была отличная печать и неплохие гонорары. Контракт был заключен в 1899 году, что потребовало от Чехова огромной организационной работы по разысканию утерянных произведений, переписыванию черновиков, для чего нанимались переписчики и масса других забот. Контракт оказался менее выгодным в сравнении с расчётами Антона Павловича, но всё же существенно укрепил его материальное положение.
В апреле 1899 года Чехов приехал в Москву не только по театральным и издательским делам. Он впервые появился в доме Ольги Книппер, она жила вместе с матерью и двумя дядьями. Семья Книппер, как пишет автор исследования, являла собой обрусевших, но сохранивших родной язык немцев-лютеран. Рейфилд пишет: "Итак, с 18 апреля 1899 года Антон ограничил личную жизнь одной-единственной женщиной".
Но на своих личных делах Чехов сосредоточиться не мог, надо было уладить все вопросы с книгоиздательством, кстати Адольф Маркс в плане финансового дохода во многом обратил издание сочинений писателя в свою пользу.
При всём своём нездоровье Антон Павлович всегда нёс ответственность за своих близких, финансовая обеспеченность семьи лежала на нём, он же принимал все кардинальные решения. Летом 1899 года Чеховым было принято решение о продаже Мелихова, планировалось, что мать Евгения Яковлевна и сестра Маша  переедут в Ялту. Имение продали лесопромышленнику Коншину за 23 тысячи рублей, который в конечном итоге не выплатил и половины суммы.
Далее шло обустройство дома в Ялте, который вначале был мало пригоден для жилья, многое в этом деле легло на плечи Маши. В ноябре 1899 -го Чехов в суматохе дел всё же нашёл время для создания повести "В овраге",  в замыслах была пьеса "Три сестры". Пьеса рождалась непросто, лишь 23 октября 1900 года Антон Павлович прибыл в Москву с  рукописью "Трёх сестёр". Саму постановку публика и театральные критики встретили очень по-разному, одни выражали бурный восторг, другие её не приняли совершенно. Так случалось со всеми театральными произведениями Чехова.
25 мая 1901 года состоялось то, что Чехов так долго отвергал как возможность. В этот день Антон Павлович и Ольга Леонардовна обвенчались. Чехов в этот период в плохом физическом состоянии, так что сразу после венчания молодые уехали в Аксёново Уфимской губернии на кумыс. Лечение мало что дало для поправки здоровья, все симптомы прогрессирующего туберкулёза у Чехова присутствовали.
При чтении страниц книги Дональда Рейфилда, посвящённых браку Чехова и Книппер, невольно задумываешься, так ли много радости принёс этот союз. Болезни Антона Павловича, постоянная занятость Ольги в спектаклях МХТ в Москве, при том, что муж по состоянию здоровья вынужден жить в Ялте, её странные и туманные отношения с  режиссёром театра Немировичем. Наконец, когда Ольга Леонардовна забеременела это вылилось в драму. Беременность оказалась внематочной, ей сделали операцию, после которой Ольга долго восстанавливалась. Больному мужу приходилось ухаживать за ней, не забудем, что он врач с большой практикой. Как только Ольга Леонардовна выздоровела, она тут же включилась в работу в театре.
В 1902 году никакого видимого улучшения в здоровье Чехова не наблюдалось. Врач, лечивший его, настаивал, чтобы Книппер приехала в Ялту, Ольга слала письма, телеграммы, но приехать так и не собралась. Она даже не приехала на 43-й день рождения мужа, а прислала нелепые подарки.
В 1903 году Чехов написал рассказ "Невеста", он был воспринят друзьями как последнее прощание. Рейфилд пишет: "Как и в других, наиболее ценимых им вещах, в "Невесте" он не позволил цензору изменить ни строчки".
Заключительным аккордом в творчестве Чехова стала пьеса "Вишнёвый сад". В 1904 году состоялась её премьера в МХТ, в третьем антракте Чехова торжественно вывели на сцену. Приехать в Москву на премьеру спектакля было для него подвигом.
1904 -й - последний год жизни Чехова. Весной для облегчения состояния он вынужден был применять наркотики. Жена решила везти его в Германию в надежде на квалификацию немецких врачей. Родные Антона Павловича были в ужасе от её идеи, но Ольга оградила Чехова от всех близких. В начале лета супруги уехали в Берлин, поездка сопровождалась трудностями и только усугубила состояние писателя. Врачи понимали, что Чехов обречён, в ту пору по медицинскому этикету, находясь у смертного одра больного коллеги, врач должен поднести ему шампанское. Что и было сделано, Антон Павлович приподнялся на постели и громко произнёс по - немецки: "Я умираю". В эту же ночь он умер во сне.
Тело Чехова в сопровождении его вдовы было перевезено в Россию, в Петербург. На вокзале, куда прибыл поезд с покойным, единственным официальным лицом на траурной церемонии оказался Суворин. Для него смерть Чехова была тяжелейшим ударом. "Он позаботился обо всём: о панихиде, о временном пристанище для Ольги, об отправке вагона -рефрижератора в Москву". "9 июля 1904 года четырёхтысячная траурная процессия начала свой долгий путь по Москве от Николаевского вокзала до кладбища Новодевичьего монастыря". М.Горький описал похороны в письме к жене, он был возмущён большим количеством зевак, которые громко выясняли: кто жена, кто сестра, судили, осталось ли наследство после писателя. Как это знакомо.
"На поминки в квартиру Чеховых пришла Лика Мизинова. Одетая в траур, она встала у окна и 2 часа провела у него, молча вглядываясь в даль".
Эпилог книги посвящён рассказу о том, как сложилась в дальнейшем жизнь оставшегося семейства Чеховых, а также близких друзей писателя. Упомяну лишь, что Ольга Книппер-Чехова умерла, когда ей было за 90, как и сестра Чехова Маша.
Книга Дональда Рейфилда "Жизнь Антона Чехова" оставляет неизгладимое впечатление. Это наиболее полный биографический рассказ о жизни великого писателя. Мы проследили только основные вехи жизни Антона Павловича. В книге найдёте подробности из жизни его родных, рассказ о знакомстве и общении с писателями: Горьким, Буниным, Григоровичем, Львом Толстым и другими. В обзоре также невозможно передать как проявлялись те или иные черты характера Чехова в разных жизненных ситуациях. Прочтёте и о женщинах, поклонницах писателя, рядом с ним хотели быть многие. И конечно, узнаете, что послужило сюжетом для многих рассказов писателя, кто являлся прототипами. Что самое главное, этот биографический труд читается легко, так как написан хорошим языком и с любовью.

Е. Е. Войтинская

Комментариев нет:

Отправить комментарий