4 мая 2016 г.

Война глазами Виктора Астафьева

В эти майские праздничные дни невозможно не вспомнить великого русского писателя Виктора Петровича Астафьева. Он и сам майский -родился 1 мая 1944 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в семье Петра Андреевича Астафьева и Лидии Ильиничны Потылициной. 
Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли во младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». 

В 1931 г. во время очередной поездки Лидии Ильиничны к мужу, лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Ильинична, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Виктору тогда было 7 лет. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Отец Виктора, Пётр Астафьев попал в больницу с серьёзной болезнью.  Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после неприятного инцидента в школе получил направление в детский дом.
В 1942  году Виктор  ушёл добровольцем на фронт. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине.
Был награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».
Демобилизовался в звании «рядовой» в 1945 году, уехал на Урал, в город Чусовой Молотовской области (ныне Пермский край); работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. В том же году женился на Марии Семёновне Корякиной; у них было трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году), дочь  Ирина родилась в 1948 году, умерла в возрасте 39-ти лет. В 1950-м году у супругов Астафьевых родился сын Андрей. Также у Астафьева две приёмные дочери Анастасия и Виктория.
С 1951 года работал в редакции газеты «Чусовской рабочий», где впервые опубликовал свой рассказ («Гражданский человек»). Писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Молотове в 1953 году.
В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1959—1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве.
В 1962 году Астафьев переехал в Пермь, в 1969 году в Вологду, а в 1980 году уехал на родину — в Красноярск.
Скончался знаменитый писатель 29 ноября 2001 года в Красноярске. Похоронен на кладбище, расположенном на автодороге «Енисей» между сёлами Овсянка и Усть-Мана.
Долгое время Виктор Петрович  числился в нашем литературоведении как мастер деревенской прозы. Достаточно вспомнить хотя бы некоторые  знаменитые произведения писателя, в которых воспета русская деревня: "Последний поклон", "Ода русскому огороду", "Царь-рыба", "Пастух и пастушка", "Затеси" и многие другие. Эти повести и рассказы вошли в классику русской прозы, их изучают в школе.
В 60 - 80-е годы Виктор Астафьев обратился  в своих произведениях к теме  войны, но их в то время было не так уж много. Этим он заметно отличался от других писателей-фронтовиков, для которых война стала главной темой творчества. Это писатели  К. Симонов,В. Кондратьев, В. Быков, Ю.Бондарев и другие.
Объяснить некую отстранённость от темы войны  можно тем, что Виктору Астафьеву было тяжело возвращаться к её суровой правде.  Настолько тяжело, что горькую правду о Великой Отечественной он поднял впервые в повести "Весёлый солдат", которую писал целых 10 лет( 1987 - 1997). Так долго, потому что уходил от этой тяжёлой для него темы и вновь возвращался.
Одновременно с повестью писатель работал над романом "Прокляты и убиты" . Первая книга романа называется "Чёртова яма", автор работал над ней с 1990 по 1992 годы.  Вторая книга - "Плацдарм", время написания - 1992-1994гг.
Перед тем как говорить о романе, хочется вспомнить рассказ В.Астафьева "Звездопад", который в определённой степени предваряет роман "Прокляты и убиты".
В рассказе "Звездопад", написанный в 60-е годы, молодой  солдат Михаил, сибиряк, оказывается после ранения руки в госпитале.  Госпиталь расположен на юге России. В процессе лечения между Михаилом и медсестрой Лидой возникает взаимная симпатия. Рассказ в самом его начале окрашен в романтические тона. Но в конце повествования война вновь напоминает о себе.
Михаила выписывают из госпиталя с высокой температурой и он оказывается на пересыльном пункте. С этого пункта, который размещён в бывшем зерновом складе, солдат забирают на разные участки  боёв.
Так вот, к этой пересылке Астафьев вернулся много лет спустя, в романе "Прокляты и убиты".
Первая книга романа была опубликована в 1993 году. Само название несёт идею обречённости, это слова из Евангелия о тех, кто затевает войны.  Но расхлёбывать эти страшные затеи приходится другим. Война для  Астафьева - это прежде всего трагедия, в которой погибли миллионы простых людей.
В книге первой романа молодые ребята, сибиряки, по возрасту ещё дети, прибыли на ту самую пересылку, где и должны, наскоро пройдя подготовку, отправится на фронт как 21-й стрелковый полк. Название первой  книги "Чёртова яма"и пересылка действительно похожа на яму: грязь, промёрзлые казармы, ужасная столовая. На этой пересылке ещё и проводятся политзанятия, которые с одной стороны выглядят дико, а с другой - на них можно передохнуть и даже немного поспать. Это ещё преддверие войны, но атмосфера романа уже сгущается.
На пересыльном пункте происходит убийство командиром роты Пшёным доходяги Попцова, больного, безответного.  Затем расстрел братьев-близнецов Снегирёвых, оголодавших, наивно отлучившихся в родную деревню "молочка попить". Эти строки страшно читать.
В лице Пшёного писатель выносит приговор системе, безжалостно распорядившейся жизнями ребят. О самих мальчишках, оказавшихся в мясорубке войны, Астафьев пишет тепло. Многие из них не ангелы, но именно они завоевывали в боях победу.
Лёха Булдаков. Его отец и брат не раз сидели в тюрьме. Да и сам он от мест не столь отдалённых отвертелся  только призывом в армию. Рындин хитёр, умело вошёл в доверие к замполиту Мельникову.  Затесавшись в компанию дежурных по кухне, утащил целого барана, который был съеден в компании со взводным командиром Щусем. Коля и об однополчанах не забыл, им тоже перепала добыча.  Булдаков опекает во взводе более слабых ребят, которые не очень-то могут постоять за себя. Один из таких опекаемых -Коля Рындин.
Коля Рындин - сибиряк, аппетитом, габаритами,  добродушием, сердечностью - былинный богатырь. Он очень набожен, даже строевые песни переиначивает в затверженные с детства слова молитв. Упрямо и бесстрашно отражает все попытки  замполита перевоспитать его в марксистскую безбожную веру.
Ашот  Васконян.  В отлчие от других  Ашот из интеллигентной семьи. Отец перед войной  работал в должности главного редактора областной газеты, мать  была заместителем заведующего отделом культуры облисполкома.  Васконян книгочей, неумеха, досаждал старшим чинам своей грамотностью по многим вопросам.  Солдатам полюбился тем, что каждый вечер в казарме пересказывал  очередную интересную книгу. Крепкие парни, сослуживцы Ашота, не давали  его забивать, урывать крохи от его пайки, занимали место на нарах.
С симпатией пишет Астафьев о некоторых командирах. Привлекательны образы младшего лейтенанта Щуся, старшины Шпотора. Они дают передышку солдатам перед тяжёлыми боями. Направляют ребят в близлежащую деревню, помочь в уборке урожая. Солдаты, ещё по возрасту молодняк, немного приходят в себя в домашних условиях.
Передышка закончилась, впереди бои.
Вторая книга романа "Прокляты и убиты" называется "Плацдарм". Идёт подготовка к форсированию Великой реки, необходимо отбить у немцев подступы к ней и удержать плацдарм. Знакомые по первой книге ребята уже освоились на войне. Их батальон - это далеко не всегда монолит героизма и самопожертвования, здесь есть отчаянные и трусы, простофили и хитрые, всё как в жизни.
И здесь совсем становится неважно, какой человек нации, какого роду-племени. Важно лишь то, чем живет его душа. Судите персонажа Астафьева по его делам, не ошибетесь. А о чем он там мечтал, о чем грезил и витийствовал — это не суть.
Батальонные сцены даны с физиологическими подробностями. При форсировании реки люди тонут, захлёбываются собственной кровью. Трагедией обернулось то, что планировалось на штабных картах.
Астафьев признавался, что ему хотелось запечатлеть весь ужас войны, внушив к ней отвращение. Отсюда обилие натуралистических деталей, передающих звуки, запахи, цвета войны, которым нет места в нормальной жизни. Отсюда же пристрастие автора к изображению страданий человеческого тела, которое грызут вши, которое терпит голод, холод, боль.
«Хоть и принадлежит он, солдат, кому-то и кто-то распоряжается его жизнью, но тело-то его с ним, оно ушибается, чешется, страдает. Душу выпростали, подчинили, оглушили, осквернили, так и тело избавили бы от забот и хлопот о нем».
Кстати, этим же стремлением – показать войну без «литературности» – объяснял Астафьев и наличие в романе целого пласта ненормативной лексики. 
Публикация «Проклятых и убитых» вызвала, в своё время, бурную дискуссию и поток писем, адресованных читателями писателю. Письма, как и критические отклики, были самыми разными – от оскорбительных до одобрительных. Сам же Астафьев замечал в комментариях к роману, что правда, в нем отразившаяся, болезненна и может вызвать раздражение и неприятие.
«Когда-то я подхватил и с энтузиазмом повторял слова Константина Симонова: “Всю правду о войне знает только народ”. Увы, теперь я знаю, что всю правду о войне знает только Бог. Народ наш в большинстве своём не знал её и, возможно, знать не хочет – слишком страшна она и отвратительна, слишком для усталых русских людей … правда эта неподъёмна».
"Плацдарм"  как и весь роман "Прокляты и убиты" своего рода реквием по всем погибшим.
Очень долго зрело в писателе сказать всю правду о войне, которую он познал на собственном опыте. Незадолго до ухода из жизни он всё-таки сделал это.
В 2009 году Виктор Петрович Астафьев награжден посмертно премией Солженицына.  Наталья Дмитриевна Солженицына сказала, что ее муж всегда хотел дать премию своего имени Астафьеву. Почему? Да потому что Астафьев сумел написать всю правду. В частности – и о войне.
Е. Е. Войтинская

Комментариев нет:

Отправить комментарий