«Миры братьев Стругацких». Обзор литературы к 90 летию А.Н. Стругацкого

«Сделать добро из зла, потому что его больше не из чего делать» – эти слова американского писателя Р.П. Уоррена братья Стругацкие сделали эпиграфом к одной из книг. Они сами владели этим искусством. А ещё они умели создавать Миры. Сегодня кажется, что их фантастика и их миры были всегда. И даже немолодые люди говорят: я вырос на Стругацких, они меня перевернули. Братьев было двое – Аркадий и Борис, а писатель Стругацкий – один...

Aркадий Натанович Стругацкий родился 28 августа 1925 года в городе Батуми, затем жил в Ленинграде. Отец – искусствовед, мать – учительница. С началом Великой Отечественной войны работал на строительстве укреплений, затем – в гранатной мастерской. В конце января 1942 года вместе с отцом эвакуировался из блокадного Ленинграда. Чудом выжил – единственный из всего вагона. Весной 1943 года, перед самым выпуском, был откомандирован в Москву, в Военный институт иностранных языков.
 Попытки писать прозу А.Н. Стругацкий предпринимал ещё до войны. В дальнейшем Аркадий Стругацкий обратился в своем творчестве к фантастике. Почти все художественные произведения написаны в соавторстве с младшим братом, Борисом Стругацким. В 1958 году вышли их первые рассказы («Извне», «Спонтанный рефлекс»), в 1959 – повесть «Страна багровых туч». По воспоминаниям, она была начата на спор с женой Аркадия Натановича  –  Еленой Ильиничной. Связанные общими героями с этой повестью продолжения  – «Путь на Амальтею» (1960), «Стажёры» (1962), а также рассказы первого сборника Стругацких «Шесть спичек» (1960) положили начало многотомному циклу произведений о будущем Мире Полудня, в котором авторам хотелось бы жить.
Эти очень разноплановые произведения отражали эволюцию мировоззрения авторов, которые на много лет стали ведущими представителями советской фантастики. Каждая новая книга Стругацких становилась событием, вызывала яркие и противоречивые дискуссии. Полдень Стругацких представлял из себя живой, настоящий мир. Отличительной особенностью этих книг по сравнению с образцами тогдашней советской фантастики были «несхематичные» герои (интеллигенты, гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством), оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и техники. Программной книгой этого периода стала повесть «Полдень, XXII век» (1962), крупными мазками начертавшая увлекательную перспективу будущего человечества, представители которого – светлые, умные люди, увлечённые покорители космоса, искатели, творческие личности.
В то же самое время Стругацкие пишут несколько произведений, которые не укладываются в рамки стандартных или традиционных жанров. Искрящуюся юмором и оптимизмом «сказку для научных сотрудников младшего возраста» «Понедельник начинается в субботу». Возвращаясь к Миру Полудня, Стругацкие пишут повести «Обитаемый остров» (1969, сокр.; 1971), «Малыш» (1971), «Парень из преисподней» (1974).
В 1970-е у них практически не выходят книжные издания. Повесть «Пикник на обочине» (1972) после первой журнальной публикации восемь лет по различным причинам не издавалась и лишь в 1980 вышла в сборнике «Неназначенные встречи» в сокращенном виде. Тема Зоны – территории, на которой после Посещения инопланетян происходят странные явления, и сталкеров – смельчаков, которые тайком проникают в эту Зону, получила развитие в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», снятого в 1979 году по сценарию Стругацких. Этот фильм вошел в «золотой фонд» мирового кинематографа.
Главная тема творчества Стругацких – тема выбора – стала основной для повести «За миллиард лет до конца света» (1976), герои которой поставлены перед жестокой необходимостью выбирать между возможностью творить под угрозой смерти, либо отказаться от своих убеждений ради спокойной жизни. Тогда же был написан роман «Град обреченный» (1975, опубл. в 1988–1989). Роман «Хромая судьба», повествующий о жизни пожилого писателя, включает в себя повесть «Гадкие лебеди» (опубликована за рубежом без согласия авторов в 1967 году).
Очередное обращение к Миру Полудня – романы «Жук в муравейнике» (1979; премия «Аэлита» 1981 года) и «Волны гасят ветер» (1985) – подвело окончательный итог развитию утопической темы в творчестве Стругацких. Никакой технический прогресс не принесёт счастья человечеству, если основой его не станет Человек Воспитанный, который сможет избавиться от «внутренней обезьяны», – таков вывод многолетнего исследования возможного будущего. Тема воспитания стала ключевой для романа «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988).
Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» (1990) – предупреждение излишне горячим оптимистическим надеждам новейшего времени.
Аркадий Стругацкий написал несколько произведений в одиночку под псевдонимом С. Ярославцев: бурлескную сказку «Экспедиция в преисподнюю» (1974, части 1–2; 1984, часть 3), рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984) и повесть «Дьявол среди людей» (1990–91, опубл. в 1993).
Стругацкие также являются авторами ряда киносценариев. Кроме упомянутого уже фильма «Сталкер» Андрея Тарковского по их произведениям сняты «Чародеи» Константина Бромберга (по мотивам повести «Понедельник начинается в субботу»), «Дни затмения» Александра Сокурова (по книге «За миллиард лет до конца света»), «Трудно быть богом» Петера Флейшмана, «История арканарской резни» режиссёра Алексея Германа (по мотивам повести «Трудно быть богом»), «Гадкие лебеди» режиссёра Константина Лопушанского, «Обитаемый остров» режиссёра Фёдора Бондарчука.
Аркадий Стругацкий был личностью яркой и многогранной. Он был еще и отличным переводчиком, и темпераментным публицистом, и вдумчивым редактором, и крупным специалистом по древнеяпонской литературе.
Стругацкими под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин были осуществлены переводы с английского романов Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндема. Аркадий Стругацкий является также переводчиком с японского рассказов Акутагавы Рюноскэ, романов Кобо Абэ, Нацумэ Сосэки, Нома Хироси, Санъютэя Энтё, средневекового романа «Сказание о Ёсицунэ».
Аркадий Натанович Стругацкий скончался в Москве 12 октября 1991 года после продолжительной болезни. По его просьбе был кремирован, а прах развеян с вертолёта.
После смерти Аркадия Стругацкого Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника».
Произведения Стругацких издавались в переводах на 42 языках в 33 странах мира (более 500 изданий). Вместе с Борисом Стругацким был лауреатом многих российских и зарубежных литературных премий, включая премии «Аэлита» и «Великое Кольцо», премию Жюля Верна (Швеция), получил приз «За независимость мысли» (Великобритания). Именем братьев Стругацких названа малая планета в астероидном поясе Солнечной системы.
Учреждена Международная литературная премия в области фантастики имени Аркадия и Бориса Стругацких («АБС-премия»), которая вручается ежегодно решением специального жюри за лучшие произведения литературной фантастики, написанные на русском языке и опубликованные в предшествующем году.
М. Г. Габдулханова

Комментарии