13 июл. 2015 г.

Наш любимый уральский толстяк. Обзор журнала "Урал" (январь - июнь 2015 гг.)

Одним из главных событий  Года литературы  в Екатеринбурге стал июньский  Всероссийский фестиваль-семинар литературных журналов «Толстяки на Урале». Главным его организатором выступил журнал «Урал» – наиболее авторитетное провинциальное литературное издание в России. По словам министра культуры Свердловской области Павла Крекова, такого уровня фестиваль толстых литературных журналов состоялся впервые, он стал ключевым мероприятием 2015 года, а также уникальным событием не только для нашего города и региона, но и в целом для России.

Идейным вдохновителем фестиваля явился Олег Богаев – главный редактор литературно-художественного и публицистического журнала «Урал», известный уральский драматург.
Основная тема фестиваля была обозначена следующим образом:  сделать наиболее значимой роль толстых журналов в литературной жизни современной России. Основными участниками фестиваля практикума стали редакторы российских толстых журналов и те известные авторы, чей всероссийский и международный успех начинался, а часто и продолжился, именно на страницах толстых журналов. В числе таких авторов писатели: Сергей Шаргунов, Роман Сечин, Леонид Юзефович, Игорь Сахновский, поэты Ольга Седакова,  Юрин Казаринов, литературный критик Вячеслав Курицын.  Подобный всероссийский «слет толстяков» проводился впервые. Проводился не в Москве, где сосредоточена большая часть «толстяков», а у нас, в Екатеринбурге, где приглашающей стороной выступили областное министерство культуры и журнал «Урал».
Фестиваль продлился четыре дня и включал в себя как зрелищные мероприятия, так сугубо профессиональную семинарную часть для приглашенных редакторов, сотрудников и авторов толстых журналов.
Журнал "Урал" вполне заслуженно взял на себя миссию проведения фестиваля. Издание выходит в свет с 1958 года и за более чем полувековое существование закрепило за собой звание актуального, содержательного и разностороннего.  В редколлегии журнала работают профессионалы с хорошим чутьём на талантливые произведения, другое дело, что хорошей литературы пишется не так уж много, но "уральцы" находят в груде бессодержательного достойные произведения.
В этом очень просто убедиться познакомившись с любым номером "Урала". Сегодня в поле нашего зрения издания первой половины 2015 года. Как всегда они отличаются многоаспектностью тем и проблем.
В первом номере 2015-го найдёте роман, повести, рассказы, поэзию, повесть для детей, краеведческий материал, актуальную публицистику, критику и библиографию. На нескольких публикациях остановлюсь.
В разделе прозы хотелось бы порекомендовать повесть Ольги Покровской "Змеиная кожа". У автора повести техническое образование, она окончила Московский авиационный институт. Её случай далеко не единичный, среди литераторов много технарей. У Покровской уже есть опыт публикаций в изданиях "Знамя", "Новый мир", "Октябрь".
В "Змеиной коже" история московской семьи времён  90-х. Семья жила благополучной жизнью до появления в ней некого Руслана, жениха старшей дочери красавицы Аллы. В интеллигентную профессорскую семью вселился на правах зятя Руслан, человек с мутной биографией. Вскоре он изнасиловал сестру Аллы  Надю. Надя уходит из дома к бывшему поклоннику Аллы  Николаю и упрашивает его оформить регистрацию брака. В квартире Николая постоянные гости и один из них налаживает близкие отношения с Надей. Девушка "пошла по рукам" и приучила себя относится к этому равнодушно. Большая часть повести  это история Нади и отношения её с криминальным московским бизнесом. В процессе развёртывания сюжета происходит немало событий, в основном драматичных.
Поскольку о 90-х написано много и документального, и беллетристки чем-то новеньким уже не удивишь. Тем не менее Ольга Покровская так сумела закрутить интригу, что повесть с начала и до конца читается с большим интересом.
Всегда с интересом просматриваю краеведческий раздел журнала. В первом номере "Урала" статья пермского автора Вячеслава Запольских "Уши солёные и малосольные".
Автор рассказывает об одной из главных достопримечательностей Перми  картинной галерее. Общепризнанно, что Пермь является третьим городом России по богатству художественного собрания. Основоположником пермской галереи стал Николай Николаевич Серебренников. При нём в музее появились фламандцы и авангардисты, классицисты, тибетская бронза и египетская керамика.  В.Запольских рассказывает об этом многогранном, духовно богатом человеке, рассказывает на нескольких страницах, в этом коротком эссе он сумел ярко раскрыть и биографические  вехи жизни Серебренникова, и его подвижническую деятельность по созданию галереи.
Земля славится своими людьми. В статье Запольских есть рассказ ещё о нескольких знаменитых пермяках. Один из них  Файнбург Захар Ильич. Файнбург будучи по специальности философом-обществоведом страстно увлекался фантастикой. Прочитав роман С.Лема "Желанное и трудное будущее", Файенбург написал рецензию на знаменитый роман и послал её Лему. Завязалась переписка, а вскоре состоялось и личное знакомство. Рецензия оказалась не последней, Файенбург выучил польский язык, чтобы читать книги Лема в оригинале.
Впоследствии произошло знакомство и дружба Захара Ильича с молодыми тогда писателями Стругацкими.
Вот небольшой отрывок статьи, характеризующий З.Файнбурга: "Захар Ильич представлял  собой редкий сейчас тип учёного-энциклопедиста. Он был автором фундаментальных и во многом пионерских исследований по проблемам современности".
Статья даёт повод задуматься о том, как богата страна талантливыми людьми в разных сферах науки и культуры. Очень важно, чтобы были созданы условия для реализации их творческого потенциала и, чтобы их имена не подверглись забвению.
По краеведческому разделу журнала можно изучать или просто знакомиться с интересными, значительными вехами истории Урала. В февральском номере в разделе "Краеведение" опубликована статья Андрея Расторгуева "Денежное дело". Автор  кандидат исторических наук, публицист, поэт, переводчик. В журнальной статье речь идёт о том как начиналось и развивалось монетное дело на Урале. Основателем явился один из двух официальных основателей Екатеринбурга генерал-майор Георг Вильгельм де Генин. В начале 18 века пять построенных де Гениным и его соратниками заводов уже в первый год своего существования давали 82 тонны металла. "Каждый из пяти тысяч пудов обошёлся в  восемь рублей, а наделать их из неё можно было 150 тысяч - вот какая казне прибыль".
Основные сведения для своей статьи автор почерпнул в книге Л.Д.Злоказова и В.Б.Семёнова "Екатеринбургский монетный двор: 150 лет истории" (Екатеринбург: Научно-культурный фонд "Фонд Тимофеева": ИГЕММО "Lithica", 2013).
Кстати, Берёзовский в статье А.Расторгуева тоже упоминается, как основной центр добычи золота на Урале.
Журнал "Урал" тематически построен как все литературно-художественные журналы. В нём проза соседствует с поэзией, публицистика с критикой. Но в центральных журналах вы вряд ли найдёте такую рубрику как "Детская". Она существует в "Урале" на протяжении ряда лет.
В первых двух номерах журнала в разделе "Детская" опубликована повесть А.Жвалевского и Е. Пастернак "Бежим отсюда!"
Авторы живут и работают в Белоруссии, их детские книги пользуются неизменным успехом у читателей и, появляясь в продаже, моментально раскупаются. А.Жвалевсий и Е.Пастернак лауреаты многих литературных премий в области детской литературы: "Алые паруса", "Заветная мечта", "Книгуру". Одна из последних - премия Крапивина. На Урале авторы хорошо известны, более того, журнал "Урал" регулярно публикует их новые произведения.
Действие повести "Бежим отсюда!" происходит в одной из школ, герои  ученики четвёртого класса. В течение учебного года с ними происходит множество событий. Одной из главных интриг становится негласная война с учительницей литературы  Валерией Кирилловной или Валькирией, так между собой называют её четвероклашки. Но в последствии Валькирию сменяют другие учителя и дети понимают, что Валерия Кирилловна была далеко не худшим вариантом. Во второй части повести начинают происходить чудеса, так что повесть получилась сказочной и реалистичной одновременно.
Собственно, элемент сказки присутствует почти во всех повестях и рассказах Жвалевского и Пастернак, и это усиливает обаяние их произведений. Повесть "Бежим отсюда!" прекрасный вариант семейного чтения, если таковое ещё существует.
Проза в журнале в большинстве своём представлена уральскими авторами. Во-первых, столичные предлагают свои произведения московским и петербургским изданиям. К тому же одним из приоритетов  журнала "Урал" является знакомство  читателя с авторами своего региона.
В мартовском номере издания опубликована повесть Сергея Луцкого "По материнской линии". Автор окончил Литературный институт имени А.М.Горького, на его счету публикации в центральных журналах, а также в "Урале, "Сибирских огнях".
Материал, выбранный для повести, должен быть близок автору. Фольклорная экспедиция едет в глубинку собирать фольклор. В один из дней обнаруживается, что пропал один из участников группы – Дмитрий Побочный.
Налицо детективная ситуация, составляется протокол, начинаются поиски. На фоне этой замысловатой истории автором поднят ряд проблем. Например, развал российской деревни, коррупция (куда сегодня без неё), засилье инородцев, как называет их автор "хачиков". Естественно, эти слова он вкладывает в уста одного из действующих лиц повести. Мне показалось, что к этой проблеме автор мог бы подойти более корректно, а так получилось с сильным душком национализма.
Кстати, пропавший в конце повести обнаруживается, правда, изрядно побитый. Не трудно догадаться, от кого он пострадал. Экспедиция покидает село, её руководитель Анохин бросает в адрес главы сельской администрации слова обвинения и тут же заявляет, что ничего действенного предпринимать не будет. Уехали-забыли, живите как знаете.
Повесть С.Луцкого получилась злободневной и противоречивой одновременно.
Тема уральского села возникает и в публицистике журнала. В том же мартовском номере в рубрике "Без вымысла" опубликован материал краеведа, журналиста, писателя Алексея Корюкова "Моя малая родина". Малая родина для Корюкова старинное село Быньги, расположенное в шести километрах от Невьянска. Автор ведёт интересный рассказ о жизни села, обо всём, что с раннего детства сохранилось у него в памяти.
На примере своей семьи Алексей Корюков знакомит читателя с тем, как был устроен быт сельского дома.
 Семьи как правило являлись многодетными. Автор воспоминаний был одиннадцатым, причём, как пишет автор, всех детей "окрестили по нашей старой вере". Село Быньги – старообрядческое.
В рамках небольшого материала Корюков сумел рассказать как село пережило Гражданскую и Отечественную войну, как люди трудились и как умели веселиться. Хочется привести небольшой отрывок из статьи: "Не было на вечёрках мата и хамства. У старообрядцев с этим было строго, мат считался хуже преступления. Так же обстояло и с курением табака. Многие парни смолили махорку, самосад и дешёвые папиросы, но курить выходили на улицу. В избе под иконами этого не позволялось".
Логично было бы, чтобы Алексей Корюков опубликовал продолжение рассказа о селе Быньги, что оно представляет собой сегодня, и в какую сторону изменилась жизнь на "малой родине" автора.
 В каждом номере журнала есть обширный раздел критики и библиографии. Например, в мартовском номере в рамках этого раздела опубликованы письма дочери Марины Цветаевой Ариадны Эфрон к Галине Ванечковой. Галина Ванечкова родилась в Свердловске, с 1954 года живёт в Чехии. По образованию она педагог русского языка и литературы, у неё есть опыт преподавания как в России, так и в Чехии. В 1961 года Г.Ванечкова вплотную занялась исследованием творчества Марины Цветаевой. На эту тему исследовательницей написан ряд книг, в основном они посвящены пребыванию Цветаевой в Чехии. В этой стране родился сын Марины Ивановны  Георгий.
С Ариадной Эфрон Галина Борисовна познакомилась в 1964 году в Тарусе. Эту поездку исследовательница предприняла, чтобы познакомиться с дочерью великой поэтессы. С момента знакомства и завязалась переписка. Письма Ариадны Сергеевны читатель найдёт в третьем номере "Урала"  Галина Ванечкова "Уязвлённая справедливость". Материал ценен ещё и тем, что в нём публикуются несколько писем Ариадны Эфрон матери.
В разделе "Критика" мартовского номера опубликована совершенно разгромная рецензия А.Кузьменкова на роман В.Шарова "Возвращение в Египет".  Пикантность ситуации в том, что книга В.Шарова в 2014 году получила две престижные премии: 3-й приз премии "Большая книга" и звание  лауреата премии "Русский Букер-2014". Тем не менее с оценкой автора рецензии трудно не согласиться. Более нечитаемой и бессюжетной книги, чем "Возвращение в Египет", я давно не встречала.
Возвращаясь к прозе, которая всегда привлекает наибольшее внимание в содержании любого "толстого" журнала, хочется отметить апрельский номер "Урала".
Прежде всего это рассказ Романа Сенчина "Морская соль". Рассказ очень маленький, больше похожий на зарисовку. Учитель русского и литературы Ирина Антоновна преподает в школе маленького посёлка Арадан, поселок настолько мал, что состоит из одной улицы. Но и здесь детей надо учить, в каждом классе не более пяти человек. Жизнь у Ирины Антоновны сложилась не очень весело: ушёл муж, сын Георгий после восьмого класса поступил в училище, бросил его, уехал на стройку и тоже исчез. Многие годы мать искала его, но бесполезно. Так что вся жизнь Ирины Антоновны  это школа и её ученики. В центре небольшого повествования один день героини, один урок, тема которого – связь творчества знаменитых русских писателей и поэтов с Крымом.
Наверно, мастерство писателя в том, чтобы даже посредством малой литературной формы, дать повод для размышлений. Сенчину это удалось.
Ещё одно произведение, которое заинтересовало в апрельском номере "Урала"  повесть Елены Ленковской "По ту сторону покойника". Автор по специальности искусствовед, в то же время пишет прозу и за свои книги удостаивалась премий "Рукопись года", "Книгуру".
Содержание повести "По ту сторону покойника", не смотря на заглавие, отнюдь не детективное. Оно как раз продиктовано специализацией автора, её близостью к миру искусства, причём авангардного, искусства инсталляции, акционизма.
С первых страниц выясняется, что покойник, заявленный в заглавии повести, мнимый. В описываемой сцене легко прочитывается известная акция художника Александра Шабурова  приглашение на собственные похороны. Шабуров – березовчанин, и это очень подогревает интерес к повести. Вокруг него вертятся в повести молодые начинающие художники  авангардисты. Но у них нет и трети того напора, с каким герой, он именуется Буддой (широко известный псевдоним Шабурова) пробивается в высшую лигу. Для него главное  составить план действий и строго ему следовать.
Возможно, поэтому девушка Лиза, к которой проявляет интерес Будда, и даже готов сделать ей предложение, в последний момент ускользает от него. Она молода и для неё главное  чувства.
В чём Будде не откажешь: он уловил тренд времени и, благодаря этому, многого добился. Зная Шабурова с детства, я от него такой прыти не ожидала.
Завершить рассказ о прозе апрельского номера "Урала" невозможно, не упомянув повесть Веры Кудрявцевой "Хороха из первого "Г". Как понятно из заглавия повесть опубликована в разделе "Детская".  Хороха волшебное имя первоклассницы Ани, с ней, как и положено в сказке происходят разные волшебные истории.
Майский номер "Урала", как и следовало ожидать, большую часть своего литературного материала посвятил 70-летию Победы.
Открывает серию юбилейных публикаций жанр драматургии.  Актёр и режиссёр Андрей Евстафьев представил читателям журнала пьесу "Битва за Берлин".
Все остальные публикации  документальные, это сегодня наиболее ценный и интересный материал. Идёт время и воспоминаний очевидцев почти не остаётся, тем ценнее те крупицы, которые ещё сохранились.
В рубрике "Война без вымысла" опубликованы "Записки сапёра". Сапёр не безымянный, зовут его Александр Семёнович Волженцев.  До войны он жил в станице Чернореченской Оренбургского района. Работал трактористом, учётчиком, затем подучившись занял должность бухгалтера колхоза. В начале Великой Отечественной войны мобилизован в армию. Прошел всю войну, закончил этот драматичный и одновременно славный путь в Германии, в Восточной Пруссии.
Во время войны вёл краткие дневниковые записи в книжечке, собранной из крохотных листочков папиросной бумаги. Вёл тайком, так как солдату не разрешалось вести какие-либо записи. Записи охватывают все годы Великой Отечественной, начинаются они с августа 1941 года, последняя запись датирована 7 ноября 1945 года Наверное, больше всего в записях обращаешь внимание на то, как постепенно меняется тон повествования. Если вначале горечь прощания с родными, обречённость перед тем, что ждёт впереди, то постепенно накал сменяется будничностью повествования, человек привыкает к обстановке войны.
Эти записи сохранил и передал журналу сын Александра Семёновича Волженцева  Николай. Александр Семёнович ушёл из жизни в 2000 году.
Вслед за "Записками сапёра" следует не менее значимый, уникальный и берущий за душу материал. Раиса Дмитриевна Мадер любезно предоставила журналу свои воспоминания о военном времени. Озаглавлены эти воспоминания так: "Из поколения подранков: Невыдуманные истории детей войны". Этот материал напрямую связан с Уралом, сюда, а конкретнее в Верхотурье было эвакуировано в годы войны несколько детских домов из Ленинграда, Украины, Белоруссии. Раиса Дмитриевна вспоминает: "Когда после гибели на Ленинградском фронте моего отца, Дмитрия Фёдоровича Зуева (моя мать умерла, когда мне было 5 лет), я прибыла в детский дом, в нём уже насчитывалось около тысячи воспитанников".
Рассказ Раисы Дмитриевны посвящен пребыванию в детском доме, сотрудники которого помогли детям выжить в годы войны. Автор воспоминаний рассказывает о том как воспитанники Верхотурского детдома учились, овладевали трудовыми навыками, но было время и для веселья: танцы, пение, эта глава называется "Мы "оттаяли": радуемся, танцуем, поём...".
В публикации приведены воспоминания и других воспитанников Верхотурского детского дома. Они все очень разные, но объединяет их благодарность дому, который стал им на время отчим. Все, из приславших воспоминания, выросли достойными людьми, получили специальность, словом, состоялись в жизни.
Наконец, переходим к июньскому номеру "Урала", завершающему полугодие. В журнале много прозаических произведений: повести, рассказы, есть, конечно, как и во всех предыдущих номерах, поэзия. Открывает летний номер журнала подборка стихов поэта, профессора УрФу Юрия Казарина "Остальное-глубина".
Видели в небе цаплю
скоро взойдут сады,
лёд превратился в каплю
смерти, потом воды.
В ряду прозаических произведений назову два: повесть В.Шапко "Московский рай" и повесть А.Горбунова "Несусветная тварь".
По этим двум произведениям, как мне показалось, заметно, как велик запрос на нечто талантливое, глубокое по форме и содержанию. В то же время не всегда этот запрос удовлетворяется тем, что присылают авторы в редакционный портфель. Упомянутые повести, скорее подтверждают эту тенденцию.
Главный герой повести В.Шапко Михаил Яковлевич Абрамишин, обычный служащий, проживающий в Москве. Он из "понаехавших", в Москву попал, оформив фиктивный брак с некой особой. Особа забеременела, родила, но Абрамишин категорически отказывался принимать участие в воспитании ребёнка. Фиктивная супруга брак расторгла и донжуану в срочном порядке необходимо покинуть столицу. Для него это крах всех планов. Параллельно этой истории в повести рассказывается о детстве героя и его любовных похождениях в столице.
В повести Андрея Горбунова "Несусветная тварь" главный герой журналист, на столицу не претендует. Он работает в редакции газеты со странным названием "Улыбка", где у всех сотрудников, по словам автора, улыбка не сходила с лица. Имя или псевдоним героя тоже странное  Пушистый.
Что роднит героев Горбунова и Шапко  неразборчивые любовные связи. Для Пушистого в результате эти похождения заканчиваются печально, заболевает СПИДОМ. Сочувствия не возникает ни к Абрамишину, ни к Пушистому, так уж представили своих героев авторы.
Завершает раздел прозы повесть Дмитрия Ушакова "Минута". Повесть является литературным наследием Дмитрия Николаевича Ушакова, составителя знаменитого "Толкового словаря русского языка".  Деятельность Дмитрия Николаевича на ниве изучения и познания русского языка была огромной. Но кроме занятий орфографией, орфоэпией, диалектологией, сохранились и литературные опыты учёного. Пример тому маленькая повесть "Минута", написанная прекрасным русским языком. Это даже не повесть, а изящная зарисовка о том, как ветрены бывают прекрасные юные особы. Молодым людям далеко не всегда следует верить их обещаниям, тем более данным на балу.
Эта редкая рукопись опубликована в разделе журнала "Из архива". Большой комментарий в качестве послесловия дан доктором филологических наук Евгенией Басовской. Она в комментарии пишет о том, что небольшая повесть с сюжетом из 19 века, переписывалась Д. Ушаковым несколько раз. Со временем менялся  его почерк  как и характер. Из человека ранимого, склонного к рефлексиям, Ушаков, в свете тяжелейших событий революции и Гражданской войны, да и всего, что последовало за ними, превратился в личность почти несгибаемую. Он был тем учёным, который не боялся писать письма Сталину в защиту науки, которой верно служил.
Найдет читатель в шестом номере журнала интереснейшие воспоминания Виктора Подшивалова "После войны". Удачное логическое продолжение воспоминаний о войне, опубликованных в майском номере. В.Подшивалов на протяжении долгих лет был главным металлургом Машиностроительного завода имени Воровского. Его послевоенные воспоминания охватывают 1946-1951 годы, жизнь послевоенной деревни.
В заключении обширного обзора приведу шутливый стишок Дмитрия Сиротина из рубрики "Детская".
Выдающийся прыжок.
Как подпрыгнул на кровати
я, пружинами звеня!
Третьи сутки чинят, кстати,
потолок, кровать. меня...

Е. Е. Войтинская 

Комментариев нет:

Отправить комментарий