Лауреаты конкурса "Большая книга" за 2014 год

25 ноября 2014 года Литературная академия назвала лауреатов девятого сезона Национальной литературной премии "Большая книга". Ими стали Захар Прилепин за роман "Обитель", Владимир Сорокин – роман "Теллурия", Владимир Шаров за роман "Возвращение в Египет".

Литературная премия "Большая книга" учреждена в 2005 году. Учредителем явился "Центр поддержки отечественной словесности", в который входят представители крупного российского бизнеса и бизнес-структур. Российская национальная премия "Большая книга" является второй по величине литературной наградой по размеру призового фонда (6,1 млн. руб.) после Нобелевской премии по литературе. На соискание премии принимаются произведения всех прозаических жанров, включая мемуары и жизнеописания.
В разные годы лауреатами премии становились писатели Д.Быков, роман "Борис Пастернак", Л.Улицкая, роман "Даниэль Штайн", Л.Юзефович, роман "Журавли и карлики", Д.Гранин, роман "Мой лейтенант".
Теперь о лауреатах 2014 года и их произведениях, ставших лидерами конкурса.  Первую премию жюри присудило писателю Захару Прилепину за роман "Обитель" (М.: АСТ, 2014).  
В активе писателя множество литературных премий, среди них есть и значительные. Премии «Русский Букер», «Национальный бестселлер», «Супер нацбест», 2011 год за лучший роман десятилетия и многие другие.
Писатель живёт в Нижнем Новгороде, там же он окончил Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, филологический факультет. Биография Прилепина очень насыщенная, в Википедии о нём говорится, что он журналист, писатель, политик, бизнесмен, актёр, музыкант, всё в одном лице. Как политик Прилепин известен тем, что на протяжении ряда лет состоял в Национал – большевистской партии, организованной писателем Э. Лимоновым. В 2007 –м партия была распущена.
С 1999 года Прилепин пробует себя в журналистике. В настоящее время работает генеральным директором «Новой газеты» в Нижнем Новгороде. Сотрудничает с целым рядом центральных газетных изданий. Его художественные произведения публикуются в наиболее известных журналах, книжные издательства печатают его произведения.
Захар Прилепин написал, если не самую главную, то значительнейшую книгу своей жизни. Его новый роман «Обитель» возвращает нас к одной из драматичных страниц советского прошлого. Время действия – конец 20-х годов прошлого века, место действия – Соловецкий монастырь, превращённый в лагерь особого назначения. В художественной литературе до «Обители» ничего об этом нет, только документальные тексты. В одном из интервью автор говорит: «То, что писали Солженицын и Шаламов – это немного другое, там и контингент лагерей другой и время другое. А лагеря 20-х – это «последний исход» Серебряного века. Туда попадали люди из элитарных артистических салонов, поэты, духовенство. Они выпускали журнал, там было 2 театра, 3 оркестра».
В романе не менее 30 персонажей, и это не безликая масса, за каждым своя история. О контингенте Соловецкого лагеря писатель упомянул в цитируемом интервью, но уже в ту пору среди заключённых находилось много чекистов, больше, чем, к примеру, священников. Соловецкий лагерь – это некая прелюдия ГУЛАГа, первая попытка выковать нового человека. Такого человека, который не отягощён лишними размышлениями, всякого рода сомнениями. Его задача – выжить в предлагаемых обстоятельствах. Соловецкий лагерь у Прилепина – это действительно ещё не ГУЛАГ, здесь организован театр, есть библиотека. Но  уже существуют расстрелы, заключённые живут в холодных бараках, едят баланду, их направляют на тяжёлую изматывающую работу.
Руководит перевоспитанием заключённых в «Обители»  Фёдор Эйхманис. Он сделал серьёзную карьеру от чекиста до руководителя лагеря в Соловках. Эйхманис верный солдат партии и готов выполнять любые её задания. В романе фигура чекиста не лишена обаяния, и под это обаяние попадают даже заключённые.
Другой главный герой произведения Артём Горяинов, он отбывает срок за убийство. Это здоровый, сильный парень, готовый к самой разной тяжёлой работе. В своём лагерном поведении Артём балансирует на грани, дерзит начальству, блатным. Но постепенно к нему приходит осознание, что в заключении надо выживать всеми возможными способами. Когда в лагере совершается очередной расстрел, при котором гибнет каждый десятый, Горяинов, спасая свою жизнь, меняется местами с рядом стоящим человеком.
«Обитель» Прилепина книга трагичная и жестокая, но и в ней есть место теме любви. Так получилось, что и начальник лагеря Эйхманис, и заключённый Горяинов любят одну женщину –Галю, сотрудницу информационно-следственного отдела Соловков. Галя отвечает Артёму взаимностью, но истинные чувства она испытывает к Эйхманису. Начальник Соловецкого лагеря по всем статьям превосходит заключённого Горяинова, такие как Эйхманис на данном временном отрезке –победители. Другое дело, что в 30-е годы многие начальники-чекисты будут расстреляны, но этого, конечно, нет в романе, об этом мы узнаем позже.
Роман сложный, многостраничный, притом, что охватывает небольшой временной отрезок – полгода, но кажется, что за полугодом целая вечность. О стольких судьбах сумел рассказать автор, попытался дать анализ явлению под названием лагерь особого назначения. Удалось ли выковать в этой своеобразной тюремной лаборатории нового человека?  Пожалуй, что отчасти и удалось,  идеологически правильно ориентированных, не отягощённых лишними знаниями. Трудно сказать, как сам Прилепин относится к этому эксперименту, по политическим взглядам он отнюдь не либерал.
При чтении книги меньше всего думаешь о политических воззрениях автора, собственно, они никак и не обозначены. Талантливо и правдиво Прилепин рассказал об истоках той системы, в которой человек оказался винтиком безжалостного механизма. Рассказал талантливо и мощно, изучив перед созданием романа большое количество архивных документов, воспоминания лагерников.
Литературные критики практически единодушны в оценке «Обители». Приведу несколько откликов на роман.
Лев Пригов: «Прилепин заставляет вспомнить, в чём заключается мастерство художественного слова. Это не когда приятно сделали тебе. Это когда тебя заставили поверить».
Лев Данилкин: «Поразительно, сколько силы было в руке, которая делала этот 700-страничный текст, сколько умного, красивого и подлинного в нём».
Галина Юзефович: «Новый роман Прилепина «Обитель» перемещает его в главные писатели современности».
Приятно, когда талантливый писатель не разочаровывает. То, что Захар Прилепин талантлив, можно было понять по его ранним рассказам, потом был сильнейший роман «Санькя». «Патологии» на меня большого впечатления не произвели, больше потряс чеченский цикл Аркадия Бабченко. Попытка Прилепина рассказать биографию Леонида Леонова, вышедшую в серии ЖЗЛ («Леонид Леонов:Игра его была огромна») тоже не показалась удачной. И вот появилась «Обитель», роман, потрясающий по своей безжалостной правде, роман, которым Прилепин подтвердил свой писательский дар.
Вторая премия присуждена Владимиру Сорокину за роман "Теллурия"(М.:АСТ- Corpus, 2013). В этом романе писатель остался верен себе. Тот, кто читал его "Сахарный Кремль", "День опричника", "Метель", узнают стиль и язык автора. Многие критики называют роман "Теллурия" антиутопией, другие это опровергают, рядовому читателю не столько важен жанр, сколько возможность добраться до тех смыслов, которые автор вложил в произведение.
В "Теллурии" Сорокин прогнозирует то незавидное будущее, которое ожидает Россию и Европу. На просторах России образовалось не менее 10 пёстрых государств с разным строем: коммуноцарствие в Московии, просвещённая монархия в Рязани, появились новые  страны - Тартария, Баробин. Участь Европы ещё хуже российской, там побеждает ваххабистская революция. Швейцария разбомблена талибами, Германия снова распалась на части, Стокгольм стал исламским. Население маленьких государств на просторах бывшей России самоё пёстрое, это и великаны, и маленькие люди, зауральские псоглавцы, кентавры, тут же рязанские мужики, московские китайцы, сибирские сталинисты, православные коммунисты и многие другие.
Нефть почти кончилась, на бензине ездят только государственные самоходы, частные ездят на картофельной пульпе. У этих малых и больших народов существует поиск абсолюта, царства Божьего на  земле. Взгляды людей обращены к Республике Теллурии, расположенной в горах Алтая, к её залежам волшебного металла, который приносит счастье. Теллур в романе Сорокина как раз и является таким чудодейственным металлом, попадая в организм человека, способен осуществлять самые заветные желания. Наиболее ощутимый эффект даёт теллуровый гвоздь, вбитый в голову человека способен изменить его жизнь.
Роман сострит из 50 глав, каждая со своим сюжетом и своими персонажами, со своим языком. У каждой главы  своё причудливое название, например:
XXII. Граница между Тартарией и Башкирским царством. Беседа песьеголовцев Романа и Фомы — беглых крепостных актеров.
XXIII. Один день Президента Республики Теллурия. Чёрный Аист.
XXIV. Лошадиная ярмарка в Коньково. Ваня продаёт лошарика и гуляет в харчевне.
Роман насыщен скрытыми цитатами из русской литературы, опознавать которые очень интересно.
Не случайно, литературный критик Лев Данилкин озаглавил рецензию на роман Сорокина так: "Теллурия как энциклопедия русской речи".  Данилкин считает, что роман - сатирическая антиутопия, в которой "гротескно отразились, получили воплощение все фобии нашей эпохи: тоталитаризм, китаизация, сталинщина, исламизация, биотерроризм".
И ещё цитата из рецензии на роман, опубликованной на Национальном сервере современной прозы "Проза.ру", автор обозначен ником bjakinist. "Теллурия - роман-памфлет очень хорош своим неутомимым разнообразием, забавной гротесковостью, прозрачным и метким языком. Если Сорокина с кем и стоит сравнивать из классиков, так это с Салтыковым-Щедриным".
Владимир Георгиевич Сорокин уже был лауреатом конкурса "Большая книга", в 2011 году его роман "Метель" занял второе место. В активе писателя есть и другие литературные премии: премия Андрея Белого "За особые заслуги перед российской литературой", международная премия Горького, литературная премия "Новая словесность".
Путь Владимира Сорокина в большую литературу был сложным. Он не профессиональный литератор, окончил Московский институт нефтяной и газовой промышленности имени Губкина и Московский институт неорганической химии. Параллельно с этим занимался книжной графикой, живописью, его работы выставлялись на многих художественных выставках. Сорокин оформил и проиллюстрировал не менее 50 книг. Отсюда и та среда, в которой формировался Владимир Сорокин не только как художник, но и как писатель, это московский андеграунд.
Его первый роман "Очередь" вышел во Франции в 1985 году, что явилось поводом вызова в КГБ. Возможность публиковаться на родине появилась у Сорокина только в 1989 году. СССР в это время ещё существовал и рассказы писателя опубликовал рижский журнал "Родник". Кстати, наша библиотека до 1991 года пару лет это издание выписывала.
В 1992 году некогда запрещённый роман "Очередь" вышел в российском журнале "Искусство кино". Возможно, с этого времени 37-летний Владимир Георгиевич Сорокин начал свой путь в большой литературе. Его книги регулярно оказывались в шорт-листах различных литературных премий. В то же время вокруг произведений В.Сорокина постоянно велись дискуссии, в которых положительные оценки уравновешивались резко негативными.  Дело порой доходило до скандала, в 2005 году на сцене Большого театра ставилась опера "Дети Розенталя", музыку к спектаклю написал композитор Леонид Десятников, либретто - Владимир Сорокин. Скандал вокруг постановки организовало молодёжное движение "Идущие вместе", его представители сочли оперу аморальной. Ещё раньше, в 2002 году участники этого же движения устроили хулиганскую акцию. Они установили на Театральной площади Москвы унитаз из пенопласта, куда спускали книги Сорокина. О деятелях "Идущих вместе", равно как и о самом движении сегодня никто не вспоминает, а книги Владимира Сорокина издаются, их переводят на десятки языков, произведения писателя завоёвывают призовые места в престижных литературных конкурсах. Конкурс "Большая книга" 2014-го года тому подтверждение.
Наконец, о третьем лауреате "Большой книги", им стал Владимир Шаров и его роман в письмах "Возвращение в Египет"(М.: АСТ, 2013), текст можно прочитать и в журнальном варианте, он публиковался в журнале "Знамя"-2013 - №7.
Письма, составляющие основу романа, охватывают большой временной период, начиная с середины тридцатых годов до 1991 года прошлого века. Это письма главного героя, которого зовут Николай Васильевич Гоголь, то есть он полный тёзка классика. Фамилия его отца Паршин, но дело в том, что в 30-е годы он был репрессирован и его жена, мать Николая вышла замуж за другого человека, который и являлся обладателем знаменитой фамилии.
Новоявленный Николай Васильевич тоже человек пишущий, к тому же он вынашивает странную идею, дописать поэму "Мёртвые души". Как известно, Гоголь сжёг второй том произведения. Герой романа Шарова верит в свои потенциальные возможности возродить то, что было уничтожено. Причём, эта идея будоражит не только его, но и многочисленную родню, с которой Николай состоит в переписке. В завершении "Мёртвых душ" кроется, по их мнению, некий сакральный смысл: как только поэма будет дописана, беды России закончатся.
"Новый Гоголь" решает пересмотреть фигуру Чичикова, он мыслится не как мошенник, скупающий мёртвых душ, а как некий освободитель народа, томящегося в рабстве у своих хозяев. Задача Чичикова вывести угнетаемый народ из рабства по пути, которым Моисей выводил евреев из пустыни.
Через Ад и Чистилище, по замыслу героя "Путешествия в Египет", должен возникнуть некий русский Рай. У Николая Васильевича существует подробный план описания как Ада, так и Рая.  Возможно, такая авторская концепция могла бы показаться странной, а то и бредовой, вне текста произведения. Но, если попытаться вдумчиво читать текст, то мы обнаружим, что в нём много ценного исторического материала, много обращений к произведениям Гоголя. Причём в трактовке гоголевских сюжетов и героев масса глубоких неординарных суждений. Поскольку в романе существуют аллюзии Дантовского Ада, Чистилища и Рая, то находим и обращение к мифологическим и религиозным сюжетам. Писатель Владимир Шаров предстаёт перед читателем как человек большой эрудиции, интересно и парадоксально мыслящий. Конечно, произведение читается тяжело и за один раз его не осилишь, но если всё-таки попытаться к нему подступиться, можно почерпнуть для себя немало ценного.
В декабре 2014 года были подведены итоги ещё одного престижного литературного конкурса "Русский Букер", по его результатам Владимир Шаров стал финалистам.
Владимир Александрович Шаров один из наиболее ярких представителей интеллектуальной прозы. Его произведения не получится читать как беллетристику, романы Шарова, такие как "До и после",  "Старая девочка", "Воскрешение Лазаря" наполнены религиозными, философскими, этическими размышлениями автора. Владимир Шаров идёт своим путём в литературе, не рассчитывая на дешёвый коммерческий успех, и это вызывает уважение.
P.S. Несколько слов о собственных ожиданиях. В числе номинантов на премию "Большой книги" был роман Светланы Алексиевич "Время секонд-хэнд", очень хотелось, чтобы писательница вошла в призовую тройку. Жюри решило по-своему, у него свои предпочтения, не всегда совпадающие с читательскими.
Е. Е. Войтинская


Комментарии