18 июл. 2014 г.

«Урал» образца 2014-го. Обзор журнала «Урал» за первое полугодие 2014-го года

Как всё-таки быстро летит время. Вот уже на календаре июль месяц и это повод для подведения итогов в разных сферах нашей жизни, в том числе и в литературе. Предлагаю пролистать номера одного из литературно-художественных журналов и посмотреть: кто пишет и о чём. В данном случае это журнал наш, региональный – журнал «Урал».
Поскольку анализируем сразу шесть номеров, то остановимся на публицистике и литературной критике издания. Если пытаться в обзор втиснуть ещё и анонс художественных публикаций журнала, то получится очень громоздко. Справедливости ради хотелось бы отметить, что почти в каждом номере есть заслуживающие внимания произведения, особенно рассказы О.Покровской, В.Королёва, Г.Левинзона. Но всё-таки публицистика показалась более интересной, разнообразной по тематике и, пожалуй, более яркой.
Начать обзор хотелось бы с публикации А.Дмитриева «Мастеров подаренье»(«Урал»,№2, с.187-202). Публикация краеведческая, на тему близкую нашему городу, о возникновении золотодобычи в России. Правда, самой золотодобыче уделено в статье не так много места. Автор, доцент Уральского государственного горного университета, больше сосредотачивается на ювелирном деле, как оно развивалось на Урале, начиная со второй половины XIX века. До этого времени, пишет автор, золото-и сереброиздельный промысел не выходили из зачаточного состояния. И далее интересное наблюдение: « У всех без исключения и у аристократов, и у толстосумов-купцов, и у бедного люда вкрапленные в металл каменья ювелирных изделий отличались низким достоинством. Ничего удивительного, ведь средневековая Россия импортировала злато-серебро, потому и стоившее очень дорого». Ситуация в корне изменилась, когда в России началась разведка и добыча драгоценных металлов. Это, в свою очередь, послужило мощным импульсом для развития ювелирного дела. О том, как ювелирный промысел развивался на Урале, какие препоны возникали на его пути, читатель узнает из  публикации А.Дмитриева.
От ювелирного ремесла обратимся к делу, требующему немалых физических затрат и упорных поисков. В январском  номере журнала в разделе «Краеведение» опубликован очерк, посвящённый известному палеонтологу Петру Константиновичу Чудинову( В.Запольских «Два палеозоя Петра Чудинова», №1, с.226-231). По первой специальности Петр Чудинов геолог, его отец и дед из рода горнозаводских рабочих. Фамилия дальних предков связана с Очерским строгановским заводом (Пермская область). Путь в палеонтологию для Петра Чудинова начался в конце 40-х годов прошлого века, когда во время  поисков волконскоита на Ежовском холме геологическая партия, руководимая Чудиновым, наткнулась на череп древнего позвоночного. Этот череп не давал покоя Петру Константиновичу, хотелось узнать, какому существу он принадлежит. Автор очерка пишет: «Чудинова зацепило вдруг открывшееся при прикосновении к твёрдой материальности кости ощущение немыслимой древности». После этой находки Пётр Чудинов ещё три года провёл в геологоразведке, а потом всё бросил и уехал в Москву. В Москве он направился ни к кому-нибудь, а к самому Ивану Антоновичу Ефремову. Как известно, И.Ефремов был не только известным писателем-фантастом, но и учёным-палеонтологом. В.Запольских пишет: «Ефремов в первую же встречу посвятил геолога в палеонтологи. Он взял Чудинова к себе аспирантом».
С 1951 года началась карьера Петра Константиновича Чудинова как учёного – палеонтолога. На протяжении 50-60-х годов он проводил раскопки верхнепермских отложений возле города Очер Пермской области. В ходе этих разысканий Чудинову удалось открыть новую страницу в палеозойском периоде истории животного мира суши.
Очерк невелик по объёму, но написан ярко, фигура учёного, доктора наук П.К.Чудинова представлена настолько выпукло и многогранно, что даёт импульс к дальнейшему знакомству с его жизнью и деятельностью.
Интересны в журнале не только темы и герои статей, но и сами авторы этих статей. Есть среди них такие, которые особенно привлекают внимание. Когда встречаешь среди авторов имя Валентина Лукьянина, это означает, что с его публикацией надо познакомиться обязательно. Валентин Петрович Лукьянин интересен одновременно как публицист, литературный критик и философ. В его книгах и статьях затрагиваются актуальные темы и проблемы, и подход к ним у автора всегда нетривиальный и глубокий. В 80-е – 90-е В.П. Лукьянин возглавлял журнал «Урал», издание в пору его редакторства было интереснейшим, тематически и информационно насыщенным.
В контексте данного обзора Валентин Петрович предстаёт как философ, на всякий случай стоит напомнить, что он кандидат философских наук.  В мартовском номере «Урала» опубликована его статья «Самое неопровержимое право: Общество разума: мечта или реальность?».
Статья философская, поэтому с налёту в ней не разберёшься. Но для тех, кто размышляет о современном государственном устройстве, о том, в правильном ли направлении движется наша страна в своём развитии, очень полезно работу Лукьянина прочитать. По мнению автора, тот демократический путь развития России, который предлагали реформаторы  90-х, не вывел страну на качественно новый этап жизни. Более того, эксперимент, по мнению автора, оказался неудачным, привёл к тому, что у большинства россиян появилось резкое неприятие демократии. В чём же дело, плоха демократия, или плохи реформаторы, задаётся вопросом В.Лукьянин. Почему получилось в послевоенной Германии, и по сей день страна лидирует в европейской экономике. «А разве другое «чудо» 1950-1970 годов, японское, не явилось результатом продуманной социально-экономической политики?». Автор задаётся ещё одним вопросом: почему жители России всё чаще с ностальгией вспоминают советское прошлое?
Со всеми этими непростыми проблемами В.Лукьянин пытается разобраться и приглашает к размышлению читателя. Пусть вас не пугают используемые в статье философские и политологические термины, такие, например, как ноократия. Они не отягощают работу и чётко объяснены автором. Конечно, вопросы, поднятые в статье, довольно часто разрабатываются и политологами, и публицистами, но точка зрения В.Лукьянина всегда интересна и самостоятельна.
Нельзя не упомянуть публикацию в майском номере «Урала». Виктор Подшивалов, выпускник УПИ, почти полвека проработавший на машиностроительном  заводе им. Воровского в должности главного металлурга, вспоминает о Великой Отечественной войне. Его воспоминания, озаглавленные «Мама и война», помещены в журнале под рубрикой «Без вымысла». «Когда началась Великая Отечественная война, маме шёл 32-й год. Мы жили в деревне, в ста километрах от города Калинина (Тверь)».
Дальше автор ведёт рассказ о том, как их семья, в которой было шестеро детей, выжила в военные годы. Отца забрали на фронт и вся тяжесть забот о детях, о том, как их, в первую очередь, прокормить, легла на плечи матери. Конечно, дети, среди которых старшей по возрасту была 14-летняя Лида, помогали, как могли, но основной груз везла мать. С утра до позднего вечера работала на ферме, но всё-таки как-то успевала обеспечить семью самыми необходимыми продуктами. «В обед у нас обязательно суп или щи со свежей капустой. Я не знаю, где мама находит мясо, но оно хоть и не всегда, в небольшом количестве, в супе бывает».  Виктор Подшивалов год за годом, с 1941 по 1945-ый, рассказывает о жизни семьи, о жизни деревни, в которую за это время приходили похоронки, возвращались раненные отцы семейств, привозили беженцев.
Что удивительно, документальных воспоминаний о том времени много, но каждый раз, читая их, снова и снова удивляешься, как люди сумели встроиться в эти мало пригодные для нормальной жизни обстоятельства. Публикация Виктора Подшивалова выстроена как дневник, хотя понятно, что 6-летний мальчик, коим автор был в годы войны, ничего записывать не мог. Но это время осталось наиболее сильным впечатлением или даже потрясением в его жизни, и память всё запечатлела почти фотографически. Написано просто, но от этой простоты комок в горле. «Меньше года после Дня Победы прожил наш отец. Зимой ему сделали операцию, но было уже поздно. Он умер в конце апреля 1946-го, когда у нас были каникулы. Маме в ту пору исполнилось 36 лет…».
Существует в журнале «Урал» такой раздел, как «Критика и библиография», о нём хочется сказать отдельно. Этот раздел очень насыщен, здесь и интервью с литераторами, и литературные портреты, и анонсы книг разных жанров. Причём в этих анонсах представлена не только художественная литература, но и, так называемая, отраслевая. Аннотации к книгам даются развёрнутые, в них и сведения об авторе, и краткое содержание произведения, и критическая характеристика.
После общих слов немного конкретики. Практически в каждом номере  «Урала», а мы говорим о первом полугодии 2014-го, опубликованы интервью Наталии Санниковой с писателями и поэтами. Возможно, широкому читателю их имена мало, что говорят, но всё-таки перечислю: писатель А.Ильенков («Урал»,№1), поэт Д.Воденников («Урал»,№2), поэт Е.Сунцова («Урал», №3), поэт Д.Файзов («Урал», №6). Познакомиться с интервью очень даже стоит, особенно с первыми двумя из упомянутых. Они очень содержательные и посвящены не только литературе, но  жизни в целом.  Интервью получились такими интересными и многоаспектными во многом или в основном благодаря  интервьюеру, т.е. Н.Санниковой. Она журналист, поэт, в своё время окончила Челябинский институт музыки и факультет искусствоведения и культурологии УрГУ. Живет в Каменске-Уральском и редактирует местную газету, посвящённую вопросам культуры. Как видите, человек очень разносторонний, думающий, серия её интервью это большая удача  журнала.
В разделе «Критика и библиография» найдёте и литературные портреты или творческие зарисовки, посвящённые известным писателям и литературоведам. В январском номере журнала опубликованы воспоминания писателя, литературоведа О.Кудрина о патриархе уральской филологии Науме Лазаревиче Лейдермане. Воспоминания  озаглавлены довольно причудливо: «Нюма из Одессы и Наум Лазаревич из Свердловска». В Одессу Лейдерманы переехали вскоре после войны из городка Бершадь Винницкой области. В Бершади немцы убили 28 родственников Лейдерманов. В Одессе Наум Лазаревич заканчивал филфак Одесского университета, в Свердловске оказался следующим образом. Вспоминает сын Лейдермана известный литературовед М.Липовецкий: «По окончании университета отец размножил свой диплом и разослал его в толстые журналы. Положительный ответ пришёл из журнала «Урал», от завотделом критики Нины Андреевны Полозковой». В 1962 году состоялся переезд Наума Лазаревича и его жены Лили Иосифовны в Свердловск. Автор воспоминаний пишет: «Постепенно в Свердловске, впоследствии Екатеринбурге вокруг Наума, вокруг созданной им кафедры современной русской литературы сложилась целая научная школа, которую высоко ценили и в Москве, и в Ленинграде, и за рубежом». Статья О.Кудрина написана очень тепло, о Лейдермане автор пишет не только как о крупном учёном, талантливом преподавателе, но и как о незаурядном человеке, хорошем и верном друге.
Не выходя за пределы раздела «Критика и библиография», можно рекомендовать для прочтения статью известного литературоведа Марка Амусина «Кортасар в закатных лучах» («Урал», №2, с-202-211). Она посвящена творчеству классика мировой литературы, аргентинскому  писателю Хулио Кортасару. В его произведениях реальность трансформировалась в фантастику и наоборот. У Кортасара была масса почитателей в 60-70-е годы прошлого века. Сегодня, как пишет М.Амусин, «общая востребованность его прозы намного меньше, чем несколько десятилетий назад». Причину снижения читательского интереса автор статьи аргументировано объясняет.
«Книжная полка» - один из подразделов рубрики «Критика и библиография». Здесь найдёте массу рецензий на книги очень известных писателей и тех, кто начинает свой путь в литературе. В 2014-м на «Книжной полке» представлены книги таких писателей как А.Проханов, Р.Сенчин, А.Кердан, Э.Тополь и других литераторов. Готовясь к обзору, беседе или другим мероприятиям  неплохо на полку заглянуть.
Закончить обзор хотелось бы лирически. Очень тронули стихи известного уральского поэта, члена редакционного совета «Урала», некогда нашей коллеги Майи Никулиной. В мартовском номере журнала опубликован цикл ее стихов «Боги устали». Вот одно из этого цикла. 



Поздние годы скорей
лечат и учат:
старые беды добрей,
новые — круче.

Старое было давно,
зарубцевалось,
если болит, все равно
самую малость.

Разве что долбит в висок —
клюнет — и мимо, —
будто бы загодя, впрок,
тайно, незримо

в самой начальной беде,
противу правил,
кто-то — никто и нигде —
плечи подставил.


   Е. Е. Войтинская 

Комментариев нет:

Отправить комментарий