5 мая 2014 г.

Василь Быков. К 90-летию со дня рождения (19.06.1924 – 22.06.2003)

Василий Владимирович Быков – человек военного поколения, военной судьбы. Быков – народный писатель Белоруссии, но в равной мере его можно назвать и русским писателем. Юность его поколения, оборванная 22 июня 1941 г., не была легкой. Родился он в деревне Бычки, в Белоруссии, под Витебском. На войну он попал в восемнадцать лет, командовал взводом автоматчиков, затем в истребительной противотанковой артиллерии командовал взводом «сорокопяток» (так называли противотанковые пушки сорок пятого калибра), был дважды ранен, лежал в госпиталях. В бою в январе сорок четвертого Быков был тяжело ранен, его подобрали санитары другой части, а в родном полку посчитали погибшим, отправили матери  «похоронку». Быков выжил и провоевал до самой Победы. Войну закончил в Австрии офицером Советской Армии.
Первые рассказы писателя появились в 1947 году и только после демобилизации в 1955 г. стал полностью заниматься  литературной деятельностью. В 1980 г. стал народным писателем БССР, а в 1984-м – Героем Социалистического Труда. За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» Быков был удостоен Государственной премии СССР. Последние шесть лет В.Быков по приглашению ПЕН-центров жил в Финляндии, Германии, Чехии. Скончался в Боровлянах, под Минском, в реанимации онкологической больницы.
Повесть – любимый жанр Быкова. Первая из них – «Журавлиный крик»(1959). События, происходящие в ней, переносят читателя к первым дням войны, в осень трагического сорок первого года. За ней последуют повести «Фронтовая станция»(1960), «Измена»(1960), «Третья ракета»(1961), «Альпийская баллада» (1963), «Атака с ходу»(1968), «Круглянский  мост»(1969), «Сотников»(1970), «Обелиск»(1972), «Дожить до рассвета»(1972), «Волчья стая»(1974), «Его батальон»(1976), «Пойти и не вернуться»(1978), «Знак беды»(1982), «Карьер»(1986) и др.                                                                         
Все написанные повести Быкова можно разделить условно на две группы – «армейские» и «партизанские».  В «армейских» повестях события происходят в регулярной армии, на фронте; «партизанские» повести отражают жизнь и борьбу советских людей на оккупированной фашистами территории Белоруссии. Все произведения Быкова опираются на его фронтовой, жизненный опыт, основаны на архивных документах, свидетельствах очевидцев – мирных жителей, бывших партизан. Трагедию и боль своего народа писатель пропустил через свое сердце (каждый третий житель Белоруссии погиб).         
Критики относят повести Василия Быкова к разряду лирической повести, ставшей заметным явлением нашей военной прозы на рубеже 50-х и 60-х годов. Но в его повестях была еще одна особенность, которая главенствовала, выходила на первый план. Это повести нравственно-философские. Герой его повести не тот, кто с красным знаменем и криком «Ура!» бежит под пулями и героически погибает, а часто, совсем незаметный, неказистый на вид парнишка, который в трудную минуту подставит плечо и рискуя жизнью, выручит товарищей, не предаст, не подведет. Нетерпимость ко  всякого рода лжи и фальши – в каждом произведении писателя. 
В одном из интервью писатель подчеркнет: «Великая Отечественная война Советского народа  против немецкого фашизма длилась четыре года, но ее духовно-физический «концентрат» составляет целую эпоху в нашей истории. В течение этих четырех лет так или иначе нашли многие века нашей истории, все составляющие психологии, морали и нравственности нашего народа».
Основу сюжетов большинства повестей В.Быкова составляют небольшие события из жизни партизан или как говорилось в то время в сводках Совинформбюро «бои местного значения». Герои Быкова часто оказываются перед нравственным выбором, в которых проявляется истинная человеческая сущность. В таких ситуациях совершают подвиги люди с кристально чистой совестью. Это солдат Иван Терешка из «Альпийской баллады», Сотников в одноименной повести, боец орудийного расчета Лозняк из «Третьей ракеты», который будет драться с наступающими фашистами, когда погибнут все, кто стоял рядом с ним у орудия. Внутренний монолог Лозняка перед боем передает  мучительные сомнения: «Я не герой, не храбрец, я очень обычный и, кажется мне, даже боязливый парень, но неужели я не смогу выдержать до конца? Да еще тут Люся, милая, хорошая Люся. Так тяжело мне погибнуть с нею, но, кажется, еще более невыносимой была бы трусость тут, перед боем».
Любимые герои В.Быкова – солдаты, сержанты, младшие офицеры, рядовые великой битвы. Их подвиги на войне писатель изображает с большой правдивостью. Быкова увлекали не масштабы боевых действий, а масштабы человеческого духа. Герой писателя в критических ситуациях выбора, как правило, оказывается один на один со своей совестью, и нет рядом ни командира, ни товарища, когда, как об этом говорится в пословице, «на миру и смерть красна»: человек в таких ситуациях проявляет истинную сущность.
Герой повести «Альпийская баллада» Иван Терешка, белорусский паренек из деревни Терешки,  при всей своей застенчивости, скромности, поражает  благородством, непосредственностью чувств, самоотверженностью. Он ничем не выделялся среди пехотинцев, получил три медали «За отвагу», тяжело раненный, попал в плен. В плену Иван осознает, что «смерть не самое худшее из всех бед на войне». Ему удается убежать из лагеря, он пытается присоединиться к триестским  партизанам, чтобы продолжить борьбу с фашистами. «Альпийская баллада»  – это летопись войны, описание жестокостей фашизма, мужества советских бойцов, но это и повесть о любви. Как и  повесть «А зори здесь тихие» Б.Васильева, «Первая любовь» В.Богомолова, «Альпийская баллада» повествует о тех, кто «ушли не долюбив, не докурив последней папиросы», но сохранили  честь и достоинство, преданность своей земле. На страницах повести этот белорусский паренек раскрывается как человек щедрого сердца, необычайного мужества; он жертвует собой, спасая полюбившую его итальянскую девушку Джулию, также убежавшую из лагеря.     
В ответ на благодарные слова Джулии, Иван скажет: «Кроме нас, кто бы Гитлера остановил?». С любовью вспоминает он людей деревни: «Кого же мне еще любить? Люди, правда, разные и у нас: хорошие и плохие. Но, кажется, больше хороших.»
Нежное светлое чувство – любовь, осветит жизнь Ивана и итальянки  Джулии. В последней части повести – «Вместо эпилога» - помещено письмо Джулии из Рима родным Ивана в деревню Терешки у Двух Голубых Озер в Белоруссии. У Джулии родился сын Джиованни ( по русски – Иван). В письме Джулия напоминает о том страшном времени, когда с отчаянием в сердцах умирали тысячи людей, вспомнит о тех, кто, как и Иван, в героическом противоборстве защищали жизнь и достоинство человека. В конце письма Джулия  благодарит всех, «родивших и воспитавших и знавших Человека, истинно русского по доброте  и достойного восхищения по своему мужеству. Не забывайте его!».  
Последняя книга В.Быкова – это его единственная автобиографическая книга «Долгая дорога домой», она вышла в Минске  за три месяца до кончины писателя.           
В этом году писателю-фронтовику – Василию Владимировичу Быкову 19 июня исполнилось бы 90 лет.

                                                    И.А.Рудяк

2 комментария:

  1. Классно! Интересный материал. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всегда рады!читайте и другие наши обзоры, у нас много интересного))))

      Удалить