16 апр. 2014 г.

Дина Рубина. Писатель, чьи книги читают

Скорее всего многим  заглавие текста покажется странным. На то и писатель, чтобы созданное им читали. Это с одной стороны, а с другой, мало ли книг пылятся на полках книжных магазинов и библиотек.  К  Дине Ильиничне Рубиной это ни в малой степени не относится.
Собственно напомнить об этой  известной писательнице я решила в связи с тем, что два её новых романа стали лидерами продаж во многих книжных магазинах страны в марте – апреле 2014-го.

Это романы «Русская канарейка. Желтухин» и «Русская канарейка. Голос». Обе книги вышли в 2014 году в издательстве «Эксмо». Это дилогия, в которой повествуется о двух ветвях одного семейства. Одна ветвь одесская, активная, музыкальная, вторая алма-атинская, по-восточному степенная, молчаливая. Семьи живут параллельно, не взаимодействуют, да и не знают друг о друге, пока их чудесным непостижимым образом не связывает кенарь Желтухин. 
Неторопливое развитие сюжета первой части, в текст которой надо вчитываться, перегруженной метафорами и эпитетами, готовит к более динамичной и в чём-то детективной второй. Главный герой «Русской канарейки. Голос» Леон Этингер из одесского семейства. Леон обладатель редчайшего в оперном мире голоса – контр-тенор. Люди, имеющие такие голосовые данные, поют специальным отрезком голосовых связок. По замыслу автора певец к тому же  завербован спецслужбами, к певческой карьере добавляется разведывательная. В сюжете вообще немало неожиданных поворотов.
Дина Рубина – автор, который всегда помнит о читателе, ей надо, чтобы книгу не просто напечатали, но и покупали. Собственно, ничего здесь плохого нет, писатель святым духом не питается. А.С. Пушкину принадлежит фраза: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Ни в коей мере не сравниваю Рубину с Пушкиным, но в писательском таланте отказать не могу.
Литературный дар проявился у Дины Ильиничны довольно рано. Достаточно напомнить, что в 1971 году рассказ шестнадцатилетней ташкентской школьницы Дины Рубиной опубликовал журнал «Юность» в рубрике «Зелёный портфель». Рассказ назывался «Беспокойная натура».  Затем были семнадцать лет, отданных музыке, музыкальная школа, консерватория по классу рояля, на этом настояли родители. Но литература всё равно взяла своё.  С начала 80-х Дина Ильинична регулярно публикует свои произведения. Её книги читаемы, поэтому книжные издательства охотно заключают с автором договоры.
Читатель у Рубиной самый разный: интеллектуальный и не особенно взыскательный. Может быть потому, что писательница всегда думает о том, чтобы произведение было сюжетным, чтобы присутствовала интрига, ну и, конечно, тщательно работает над языком. Писатель в интервью всегда подчёркивает, что главным учителем в овладении литературным языком для неё был А.П.Чехов.
Дина Рубина очень работоспособный литератор, как сама признается, за письменным столом проводит до 17 часов в день. У неё есть круг читателей, которые не пропускают ни одного её произведения, другим нравится далеко не всё. Для меня наиболее близки рассказы Рубиной, ещё бы я назвала такие произведения как:  «На солнечной стороне улицы»(«2006), «Белая голубка Кордовы»(2009), много юмора в романе «Вот идёт Мессия»(1996). Этот юмор особенно ценен в произведении, где автор делится впечатлениями об ассимиляции в другой стране. Для любого человека этот опыт не прост и возможность с  юмором оценить ситуацию, конечно, спасает.
Семья Дины Ильиничны в начале 90-х эмигрировала в Израиль. Как объясняет писательница, её произведения перестали принимать в редакциях журналов. Возможно каких-то значимых причин не было, можно предположить, что в ту пору появился тренд на другую литературу. Но решение об отъезде было принято довольно быстро. В Израиле пришлось пройти через уборку квартир по найму, работу корреспондента в редакции одной из газет.
Писательство Дина Рубина не оставляла и в ту пору. Энергии ей не занимать, она и в Израиле предпринимала усилия по продвижению своих произведений. Ездила по городкам страны, встречалась с русскоязычными читателями и находила отклик, её постепенно узнавали как писателя.
В конце 90-х книги Рубиной стали возвращаться в Россию. В этих книгах много личного опыта. В работе над словом, в выстраивании сюжета помогает  её музыкальный слух, который слышит все обертоны, все шероховатости текста. В романе «Белая голубка Кордовы» писатель использовала свои познания в живописи, они от отца, известного художника и от мужа – художника Бориса Карафелова, постоянного иллюстратора книг супруги.
Многие сюжеты неожиданно подбрасывает жизнь. Вот как, например, родился замысел романа «Синдром Петрушки»(2010). Дина Ильинична, находясь в Москве, случайно оказалась на репетиции в театре кукол, там работала её приятельница. После репетиции один из актёров, которого коллеги звали Петрушкой, вызвался подвести Рубину в гостиницу. По дороге он ей столько рассказал об истории куклы Петрушки, что не продолжить эту тему было невозможно. Вернувшись в Израиль, Дина Ильинична обложилась специальными справочниками и энциклопедиями по кукольному фольклору, и начался творческий процесс.  «Синдром Петрушки» – история жизни и любви человека–кукольника, способного оживить неодушевлённое существо – куклу. В романе смешение жанров: семейного детектива и психологической драмы. Он перенасыщен различными событиями, задуман так, чтобы читатель постоянно находился в ожидании, куда повернётся интрига.
Не обошёл вниманием Дину Рубину и кинематограф. По её произведениям поставлены фильмы: «На Верхней Масловке», «На солнечной стороне улицы», «Любка», «Двойная фамилия». Уже известно, что по дилогии «Русская канарейка» тоже будут ставить фильм, определены актёры на роль главных героев: Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Роман недавно предъявлен читателю, а автор обещает  уже третью, заключительную часть, в которой все сюжетные линии найдут своё завершение.
Надо сказать, что для библиотекарей Дина Рубина очень «удобный» писатель. Её книги всегда можно предлагать читателю: литература, проверенная временем, к тому же какое-нибудь из произведений отыщется на книжной полке. Не обязательно рекомендовать самое последнее из написанного, можно начать с любого, вот хотя бы с рассказов. Кстати,  сборник «Окна», состоящий из девяти недавно написанных рассказов писательницы, оказался лидером продаж в марте 2013 года.
Дина Ильинична Рубина писатель со счастливой творческой судьбой. В этом успехе талант, огромная работоспособность и огромное желание быть востребованной.

            Е. Е. Войтинская

1 комментарий:

  1. У Елены Ефимовны, как всегда, прекрасный обзор! Захотелось прочитать новые книги Д.И. Рубиной.

    ОтветитьУдалить