Другая литература. О Чингизе Айтматове

12 декабря 2013 года писателю Чингизу Торекуловичу Айтматову могло бы исполниться 85 лет.
Фраза М. А. Булгакова «Рукописи не горят» давно стала крылатой. Рукописи не горят, но часто забывают их авторов. Вот и писателя Чингиза Айтматова вспоминают всё реже, а если быть честным, не вспоминают вообще. Сегодня в повестке дня другая литература.

Чингиз Айтматов пришёл к читателю в самом начале 60-х  повестями «Джамиля», «Верблюжий глаз», «Материнское поле», «Первый учитель», «Прощай, Гульсары». Позднее появилась лиричнейшая повесть «Пегий пёс, бегущий краем моря». В этих произведениях были киргизский колорит, природа, герои с причудливыми именами. В то же время автор вложил в них столько души, таланта, наполнил таким лиризмом, что национальные рамки сами собой раздвигались.
В 60-70-е годы двадцатого века писателю не просто было заявить о себе, оказаться услышанным, талантливых и самобытных было много. Чингиз Айтматов стоял в ряду особенных, со своим неповторимым метафоричным языком и проникновенностью.
Он родился в 1928 году в киргизском кишлаке Шекер. Отца, партийного работника, в 1937 году репрессировали. Чингиз воспитывался у бабушки.  В 1948-м окончил ветеринарный техникум, поступил в сельскохозяйственный институт, окончил и его. Полученные специальности Айтматову не пригодились, он родился с талантом писателя. В 1956-м, когда в его активе было уже немало повестей и рассказов, Айтматов поступает на Высшие литературные курсы. Это уже больше для статуса, потому как писательству научить невозможно.
Возвращаясь к 60-70-м, надо сказать, что они для прозаика были временем творческого взлёта. В библиотеке каждой читающей семьи стоял сборник повестей и рассказов Айтматова. Писателя награждали многочисленными премиями, переводили на многие языки мира. В 1963 году за цикл «Повести гор и степей» Айтматов получил Ленинскую премию -  высшую награду СССР.
Каждый талантливый писатель рано или поздно встречает своего режиссёра. В данном случае режиссёром оказался Андрей Кончаловский. В 1965 году он экранизировал повесть Айтматова «Первый учитель» с юной Натальей Аринбасаровой в главной роли.  На Международном кинофестивале в Венеции ей был вручён приз за лучшую женскую роль. Фильм обошёл экраны многих стран мира.
С годами происходило творческое возмужание писателя, философское осмысление происходящего. В 1973 году Ч.Айтматов в соавторстве с казахским писателем К.Мухамеджановым создает пьесу «Восхождение на Фудзияму». Иносказание, философский смысл содержатся уже в названии. 
Сюжет драматичен. Пятеро друзей вместе учились в школе, вместе ушли на фронт. Но когда один из них написал поэму, не соответствующую официальной идеологии, кто-то из пятерых написал донос. Поэт оказался за решёткой. Тайное со временем становится явным, наступает момент истины. А Фудзияма, та виртуальная гора, на которую не каждому дано подняться. Премьера пьесы состоялась в театре «Современник», имела большой успех, и долго не сходила со сцен театров нашей страны и всего мира.
В 1980 году выходит в свет роман  Айтматова «И дольше века длится день», он еще известен под названием «Бураный полустанок». Главный герой Едигей работает на затерянном в степи полустанке. На его долю выпали и предвоенные репрессии, и Великая Отечественная, тяжелый послевоенный труд, строительство ядерного полигона близ родного дома. Впервые в ткань повествования автор вводит мистические превращения, реальность переплетена с образом внеземной цивилизации. В романе появляется образ манкурта, человека, не помнящего своих корней. Слово манкурт стало на многие годы нарицательным, а роман значительным событием в литературной жизни.
Шесть лет спустя, в 1986 году издается новый роман - «Плаха». Лучшие страницы произведения те, где перед читателем предстаёт мир природы. Волчица Акбара и её семейство - полноправные герои романа. Проблемы, поднятые Айтматовым, тоже  остры. Но «Плаха» не стала новой вершиной в творчестве писателя. Произведение читалось довольно тяжело, ощущалась некая натужность в создании образов.  Наступало время перемен, писатель, раньше чем кто-либо это почувствовал. Возможно, задумывался, как он творчески впишется в эту новую реальность.
Пришли 90-е, со странным капитализмом в экономике и постмодернизмом в литературе. Как-то враз на страницах литературных журналов появились никому не известные писательские имена. Известные замолчали, замолчал и Айтматов.  90-е стали для него больше политическими, чем литературными. Он избирался в народные депутаты СССР, какое-то время являлся членом Президентского совета.
В 90-е республики СССР выделились в самостоятельные государства. Киргизия стала именоваться Кыргызстаном, началась борьба за власть, музы замолчали. Но не обращать внимания на такого писателя как Айтматов тоже было нельзя. Герой Киргизской Республики, Герой Социалистического Труда, трижды лауреат Государственной премии, лауреат Ленинской премии. Выход нашли, отправили на дипломатическую работу. С 1994 года Чингиз Айтматов посол Кыргызстана в странах Бенилюкса. За границей он мало пишет, из значительного, пожалуй, можно назвать роман «Тавро Кассандры»
Двухтысячные для Киргизии это время потрясений, революции, борьбы за власть, с кровью и жертвами. Возвращаться в такую страну было безумием. В те годы приходилось слышать от журналистов едкие высказывания в адрес Айтматова, что спокойно ему там, в Бенилюксах. Но спокойствие для художника не критерий для творчества, спокойствие было, а произведения не рождались.
Весной 2008 года Чингиз Торекулович приезжает в Казань, где шли съёмки документального фильма к его юбилею. А 16 мая его срочно госпитализируют, поставив диагноз почечная недостаточность. Через три дня писателя отправляют для экстренного лечения в Германию. Спасти его не удалось. 10 июня 2008 года классик киргизской и русской литературы умер. Похоронен на родине в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит», в пригороде Бишкека.
А теперь давайте снова вспомним фразу Булгакова, о рукописях, которые не горят. Вот и произведения Айтматова стоят на полках библиотек и книжных магазинов. И, если у вас появится желание их прочесть, уверяю, не разочаруетесь. Потому что настоящая литература не имеет срока давности.

                       Войтинская Е. Е. 

Комментарии

  1. Очень интересно и содержательно!!! Спасибо, Елене Ефимовне!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Обязательно передадим ваши слова! Следите за новостями, будет еще много интересных обзоров!

      Удалить

Отправить комментарий